На «укрречфлот» охотится корпорация российского происхождения?
Болезнь отечественной экономики, которую именуют рейдерством (рейдеры — это компании или просто миноритарные держатели акций, которые меняют структуру собственности на предприятиях-жертвах в свою пользу, или в пользу анонимных заказчиков), побороть пока не удается. Хотя к желающим искоренить это явление присоединился даже Кабмин. Но, видимо, до тех пор, пока парламентарии не залатают все дыры в украинском экономическом законодательстве, о рейдерах придется говорить как о неотъемлемой составляющей любого бизнеса.
Впрочем, может, и не в законодательстве дело. Ведь рейдеры в той или иной форме присутствуют в большинстве развитых стран мира. Как правило, объектами их атак становятся неэффективные компании. Которые, сменив владельца, подвергаются процедуре банкротства, а далее — выводу наиболее ценных активов и продаже земли. Но в Украине внимание рейдеров привлекают и вполне успешные, хорошо стоящие на ногах предприятия. Пример тому — история с судоходной компанией «Укрречфлот», которая уже без малого два года в судебном порядке отбивается от рейдеров.
О том, что национальному перевозчику, который осуществляет 45 процентов всех речных и морских перевозок водным транспортом Украины между портами 40 стран мира, банкротство не грозит, свидетельствуют такие показатели: 2006 год «Укрречфлот» закончил с чистой прибылью 24 миллиона 336 тысяч гривен, что почти на два миллиона больше, чем в 2005-м. Компания ведет переговоры с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о возможности предоставления ей следующего кредита на десять лет в размере 75 миллионов долларов. Как сообщил президент АСК «Укрречфлот» Павел Подлесный, кредит компания собирается использовать для строительства трех морских теплоходов, а также более 30 речных барж и нескольких буксиров. В общем, планов — громадье. И строит их компания в перерывах между боями с рейдерами, которые ведутся с 2005 года.
Еще тогда одно из винницких обществ с ограниченной ответственностью (ООО) приобрело на имя частного лица 10 простых именных акций ОАО АСК «Укрречфлот» на сумму 150 гривен. Через месяц владелец этих акций, проживающий в Киевской области, обратился с исковым заявлением в один из городских судов: Донецкой области с требованием передать регистр акций АСК «Укрречфлот» некоему временному регистратору «Мирта ЛТД» (принадлежащему, как выяснилось позже, владельцу из России). Затем было аналогичное исковое заявление в один из районных судов Харькова. По исковым заявлениям акционера, владеющего 10 акциями компании, суды в Донецкой области и Харькове, игнорируя правила территориального присутствия, открыли судебные дела против «Укрречфлота», на основании которых был прекращен оборот акций компании, запрещено отчуждение имущества, приостановлена лицензия регистратора.
Компания вела тяжбу полтора года. 15 судебных решений были приняты в интересах «Укрречфлота». Более того, Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту рейдерства. А начальник департамента СБУ контрразведывательной защиты экономики государства генерал-майор Борис Волошенков в комментарии УНИАН сообщил, что СБУ были выявлены факты подделки документов, после чего к делу привлекли правоохранительные органы. То есть речь идет о том, что судебные решения относительно «Укрречфлота» были приняты с нарушением требований действующего законодательства. Таким образом, атака на национального перевозчика захлебнулась. Но не надолго. В феврале нынешнего года «Укрречфлот» заявил об очередной попытке захвата имущества и акций компании. Согласно сообщению пресс-службы «Укрречфлота», на основании очередного искового заявления все того же акционера, купившего на 150 гривен акций «Укрречфлота», Днепропетровской областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело на тех же основаниях, что и прежде возбужденное и уже закрытое уголовное дело против компании, незаконность проведения которого установил суд и проверки Генеральной прокуратуры Украины. Как сообщили «ФАКТАМ» в «Укрречфлоте», прокуратура Днепропетровской области получила в Октябрьском районном суде Днепропетровска постановление о наложении ареста на имущество и акции АСК «Укрречфлот».
На фоне этих событий сенсацией стало заявление народного депутата Аллы Александровской о том, что, сообщая о попытках рейдеров захватить компанию, руководство АСК, по ее словам, просто пытается отвлечь внимание общественности от расследования Генпрокуратурой Украины незаконных действий менеджмента предприятия по выводу его активов. В «Укрречфлоте» данное заявление назвали дезинформацией и сообщили, что намерены в судебном порядке добиваться опровержения слов парламентария. Что же касается отношений высшего надзорно-правового ведомства и судоходной компании, то Генпрокуратура действовала в соответствии с законом по проверке жалобы «Укрречфлота», в которой АСК требует признать незаконным решение Днепропетровской облпрокуратуры о возбуждении уголовного дела против компании. Более того, как сообщил на днях президент «Укрречфлота» Павел Подлесный, компания передала в Генеральную прокуратуру Украины и СБУ информацию о заказчике организации захвата предприятия. По его словам, «Укрречфлот» нашел непосредственного заказчика рейдерских атак на компанию. «Это целая корпорация российского происхождения, — сказал журналистам Павел Подлесный. — А более детальная информация на этот счет находится в СБУ и Генпрокуратуре».
342
Читайте нас у Facebook