Первый вице-премьер-министр николай азаров: «несмотря на тяжелейшие погодные условия и относительно небольшой урожай зерновых, цена на хлеб останется стабильной»
«Сейчас мы смело говорим о том, что зерна у нас достаточно в запасах, которые пополнятся из нового урожая»
- Николай Янович, так что с урожаем? Эксперты говорят — плохой, в Минагрополитики сказали, что урожай еще ничего. Удался. Бывало, мол, и хуже.
- Сказать, что все нормально, нельзя. К сожалению, Украина находится в зоне рискованного земледелия, и у нас урожайные годы чередуются с неурожайными. Неурожайным был 2003-й. И таким же стал нынешний. Были абсолютно сухая осень, вялая зима без снежного покрова и, наконец, крайне засушливые май и июнь. Кроме того, неровная погода в начале лета сопровождалась грозовыми ливнями с градом. И там, где они прошли, посевы были полностью уничтожены. Все это привело к тому, что многие наши хозяйства практически ничего не собрали.
- Так что, мы останемся без хлеба?
- Почему? Правительство смогло подготовиться к возможным проблемам. Помните, мы осенью запретили вывоз зерна? Какой жесткой критике мы подверглись тогда. Развернулась целая кампания: якобы зерно гниет на элеваторах! Но мы, наученные горьким опытом неурожайного 2003 года, отстояли свою позицию. Нужно было обеспечить стране запас, который позволил бы, случись что, пережить неурожай. И наши опасения, увы, оправдались. Теперь очевидно, насколько мы были правы.
- Значит, хлеб будет. А не подорожает ли?
- Я твердо могу заявить: несмотря на тяжелейшие погодные условия и относительно небольшой урожай зерновых, цена на хлеб останется стабильной. Сейчас можно смело говорить о том, что зерна у нас достаточно в запасах, которые пополнятся из нового урожая.
- Сколько же нам нужно продовольственного зерна и сколько удалось запасти с прошлого года?
- Абсолютно однозначной цифры назвать нельзя. В Украине на выпечку хлеба и производство муки расходуется примерно 5 миллио-нов тонн зерна в год. А в нынешний год мы перешли с запасами порядка 3,5 миллиона тонн. И, кстати, в начале мая, когда еще не было засухи и мы рассчитывали на хороший урожай, мы сняли ограничения по вывозу зерна. Но ненадолго, к концу месяца уже стало ясно, что год будет неурожайным. И мы были вынуждены опять ввести ограничения.
Конечно, такое регулирование — не выход из ситуации. Страна нуждается в долгосрочной программе развития сельского хозяйства: нужно думать о выведении засухоустойчивых сортов пшеницы, о влагосберегающих агротехнологиях и даже об орошаемом земледелии. Ведь от урожая зерновых зависит производство не только хлеба, но и мяса, молока, масла
- Это будет приоритетом экономического развития?
- Что касается агрокомплекса, то одним из приоритетов. Но в целом мне неоднократно приходилось говорить, что экономическое развитие страны бесполезно строить на увеличении сбора зерна, добычи угля и производства стали. Сможем мы это увеличить в десять раз? Нет. Мир сейчас идет по другому пути: создание наукоемких технологий. Я недавно был в России и увидел, что, к примеру, наши технологии в чем-то уступают, но в чем-то и превосходят российские. У нас неплохие достижения в области напыления, создания защитных пленок, разработок по борьбе с раковыми заболеваниями. Ведь в чем главное преимущество наукоемких технологий? Они увеличивают добавленную стоимость и доходность производства, а следовательно, и объемы ВВП на душу населения, и как результат — размеры заработной платы.
«Чтобы обеспечить стабильность цен на бензин, нужно увеличить собственную добычу нефти»
- Звучали заявления о том, что все увеличения минимальной зарплаты и окладов бюджетникам, которые были сделаны в нынешнем году, «съела» инфляция.
- Во-первых, каждое повышение зарплат нами строго рассчитывается и соотносится с ростом промышленного производства. Подготовленное увеличение доходов населения спровоцировать инфляционные процессы не может.
Вот в 2005 году была иная картина: рост промышленного производства составлял
2 процента, а доходы населения увеличили на 20 процентов. И это не только раскрутило инфляцию, но и создало проблемы для развития экономики на 2006 год.
- Так вы считаете, что в нынешнем году все повышения зарплат и пенсий совершенно соответствуют ситуации в экономике?
- Это элементарный экономический расчет. Сейчас у нас около 8 процентов роста ВВП. Поэтому увеличение доходов населения на 14-15 процентов — вполне адекватный рост. Минимальная зарплата с января поднялась на 10 процентов — с 400 до 440 гривен. И в октябре будет следующее повышение — до 460 гривен.
- А правда, что в проекте бюджета на следующий год предусмотрен рост зарплаты до 560 гривен?
- Если быть точным, до 565 гривен — в три этапа. И это вполне посильная нагрузка для нашей экономики.
- Еще один важный вопрос. Ваш коллега вице-премьер-министр Андрей Клюев заявил, что цены на бензин и дизтопливо останутся стабильными как минимум до конца третьего квартала. А потом? И главное, эти цены установлены административно?
- Напротив, такое соотношение цен было достигнуто исключительно рыночными механизмами. Мы обратились к нашим нефтяникам с очень простым предложением: установить определенный уровень рентабельности на каждом этапе производства бензина.
- И какой же это уровень?
- Для каждого этапа свой: где 5 процентов, где 3 процента, а где все 10. Но этих процентов вполне должно хватить на техническое перевооружение предприятий и на то, чтобы они не испытывали сложностей с оборотными средствами. В ходе многостороннего диалога были достигнуты определенные соглашения, которые устроили всех. И в результате сейчас у нас достаточно стабильная ситуация на рынке нефтепродуктов.
Запасов имеющегося сырья хватит, чтобы до конца года удерживать нынешние цены на светлые нефтепродукты. А в дальнейшем выход один: для обеспечения стабильности цен на нашем рынке нужно в первую очередь увеличить собственную добычу нефти. Ну и сократить издержки при ее транспортировке и переработке. Вот в таком направлении мы сейчас и работаем.
- Сколько нефти добывается в Украине и сколько нам нужно?
- Необходимо 26 с половиной миллионов тонн. Но не все идет на производство бензина: значительную часть использует химическая промышленность, энергетика и так далее.
Всего на нашей территории добывается около 3,3 миллиона тонн нефти и 1,2 миллиона тонн газового конденсата. И этого вполне достаточно для того, чтобы поддерживать относительно стабильные цены на топливо.
«Южный берег Крыма можно сделать курортом международного значения»
- И еще о топливе: как насчет цены на газ? Высказывались опасения, что нынешняя стоимость — 130 долларов за тысячу кубометров — продержится только до выборов. А потом не исключено подорожание.
- Четко могу сказать одно: до конца этого года цена на газ не изменится. Она зафиксирована заключенными с Россией договорами. Речь может идти только о стоимости на следующий год. И мы работаем над тем, чтобы она была приемлемой для Украины.
Кстати, у меня был интересный разговор с мэром Москвы Юрием Лужковым. Я у него спросил: «Какие у вас виды на стоимость газа для Москвы?» А он мне ответил: «Николай Янович, такие же, как и у вас».
- Да, недаром же говорят, что Москва — это автономное государство в Российской Федерации
- Говорят Но что касается газа, то небольшое повышение цены будет. Я не стану называть никаких цифр, потому что пока ведутся переговоры. Но увеличение будет посильным.
- Так мы скоро дойдем до мировых цен
- До мировой цены нам еще далеко! Мировая, знаете ли, приближается к 300 долларам, так что у нас еще есть «перспектива».
- Ну, скажем, повышение тарифов в два раза мы пережили — опыт есть.
- Хочу отметить, что все-таки в последнее время уровень доходов наших сограждан постоянно поднимался. Если в 2004 году средняя пенсия была около 140 гривен, то сейчас — уже 550. То есть в три раза выше. Я понимаю: даже на пенсию в 550 гривен жить очень сложно. Но я привык говорить людям правду. А она заключается в том, что нам нужно тратить государственные средства не только на обеспечение социальных выплат, но и на развитие экономики.
Чудес не бывает. Управление государством не может состоять только из раздачи пряников. Нам нужно строить мосты, дороги, больницы, школы. Поэтому нельзя все силы и средства «загонять» в повышение зарплат и пенсий. И люди это понимают. Попробуйте спросить: «Что лучше: увеличить зарплату на 20 гривен или построить новый медицинский центр, где в критическую минуту спасут вашего ребенка?» Думаю, ответ очевиден.
Например, мы сейчас направили средства на покупку уникального, самого нового гамма-ножа, который позволяет удалять раковые опухоли в головном мозге без трепанации черепа, а также ПЭТ-технологий, с помощью которых можно обнаруживать раковые опухоли на ранних стадиях. Это поможет спасти тысячи людей!
- Так это же «ФАКТЫ» в августе 2005 года начали этот проект!
- Да разве так уже важно, кто начал? «ФАКТЫ» здорово поступили, но главное, что гамма-нож наконец-то появится в Украине.
- Это правда. Меньше чем за два года наши читатели собрали более миллиона долларов на его покупку. А теперь подключилось и правительство
- Да. Мы еще осенью решили заложить в бюджет на 2007 год свыше 54 миллионов гривен на его покупку. И теперь они перечислены институту нейрохирургии, так что гамма-нож скоро появится в стране. Видите, насколько важен стратегический подход к решению поставленных задач. К примеру, перед вашим приходом мы рассматривали программу социального развития Крыма. И я ее отклонил.
- Почему? Крым — уникальное курортное место, которое сможет принести бюджету не один миллион
- Вот именно! Южный берег Крыма можно сделать курортом международного значения. Турки же сумели поднять Анталью, хотя их природные ресурсы значительно скромнее крымских.
Но для того чтобы поднять Крым, построить там современные гостиничные комплексы, санатории, пансионаты, нужно решить такие насущные проблемы, как обеспечение полуострова водой и электроэнергией, канализацией и мощнейшей очисткой сточных вод. Нужно четко рассчитать, сколько в перспективе понадобится электроэнергии на то, чтобы полноценно работали многочисленные отели и здравницы, сколько им нужно воды. Без этих элементарных вещей никакой инвестор не придет в Крым. А в программе я их не нашел.
Я всем говорю: если мы, скажем, 50 миллиардов госинвестиций механически «распылим» на 27 регионов, отдачи не получим нигде. Нужно финансировать точки бурного роста, дающие хороший результат. Только он даст деньги, чтобы финансировать следующий результат в следующем регионе.
- Николай Янович, а вы сами-то давно в Крыму были? Я имею в виду — на отдыхе Где вы вообще предпочитаете проводить отпуск?
- Отдыхать у меня, к сожалению, получается редко. Но если и представляется случай, то, конечно же, в Крыму.
- А за рубежом не пробовали отдыхать?
- Ну почему же? Был я, к примеру, на Кипре. Уникальный остров, хотя растительности маловато. А ведь смогли же сделать курорт мирового уровня.
- Я что-то не поняла, понравилось вам там или нет?
- Кормят очень вкусно. Пляжи ухоженные, сервис на высоком уровне Но я все равно предпочитаю ездить в Крым. Там мягкий климат, благоприятный для легочников: уникальное сочетание известняковых гор и моря, сухой воздух, пропитанный морскими солями и ароматами хвойных деревьев. Да и дома, знаете, как-то лучше
162Читайте нас у Facebook