«рабочим приставляли к виску пистолеты и, надев наручники, укладывали их лицом в пол», — рассказывают очевидцы скандальных событий на «6-м киевском авторемонтном заводе», который вот уже несколько лет постоянно атак
Слухи о состоявшемся накануне обыске с участием автоматчиков в черных масках и аресте группы рабочих на «6-м Киевском авторемонтном заводе», расположенном на бульваре Лепсе, обсуждались жителями близлежащего микрорайона все прошлые выходные. Около года назад «ФАКТЫ» писали о судьбе «КАРЗ-6». В тот момент завод, принадлежащий трудовому коллективу, отбивал очередную атаку со стороны рейдеров (компаний, которые, используя сомнительные судебные решения, захватывают чужую собственность). Мы позвонили на предприятие, чтобы узнать, что в действительности сейчас там происходит. «Приезжайте, у нас как раз прямо в цеху идет митинг, послушаете, что говорят люди», — ответили на другом конце провода. Через полчаса мы уже были на заводе.
«Еще слово — и твои дети станут сиротами»
Судя по рассказам рабочих — токарей, сварщиков, слесарей, штапмовщиков, собравшихся на митинг протеста, события в четверг, 30 сентября, походили на боевик о борьбе полиции с наркомафией. Около двух часов дня к заводу подъехало несколько десятков сотрудников правоохранительных органов. В боевой амуниции, в черных масках, с автоматами. Приехавшие предъявили ордер на обыск. Положили на пол охрану, заблокировали цеха, административные помещения.
- Мы подходим, спрашиваем: хлопцы, что происходит, зачем эти маски? — наперебой рассказывают обступившие нас женщины-работницы. — А один из них вынимает пистолет и приставляет мне к виску: «Еще одно слово — и твои дети станут сиротами».
- Начальника производства, который шел по коридору, ударили, положили на пол, — возмущается рабочая завода Юлия. — С пожилыми рабочими, не взявшими в жизни чужой копейки, обращались по-хамски, как с уголовниками. Оскорбляли, грозили оружием, говорили, что всех нас посадят. Так страшно, меня всю ночь трясло, я не могла спать.
- У нас накануне сотрудница умерла — в столовой поминки готовили. Так они двери выломали! Что там искать — непонятно, — жалуется Юлина подруга.
Итог приезда правоохранителей — четверо сотрудников завода арестованы, выбиты двери, сломана мебель, пропали документы. Рабочие провели ночь за решеткой. На следующий день состоялся суд — людей отпустили, не предъявив каких-либо обвинений. Но это не все. По словам директора «КАРЗ-6» Сергея Латухина, в данный момент работа заводской бухгалтерии парализована. Приехавшие забрали системные блоки компьютеров. Теперь завод не может ни заплатить налоги, ни рассчитаться за кредит, ни продавать свою продукцию. Тем не менее на КАРЗе не отчаиваются, рабочие говорят: «Были у нас времена и похуже. Выстояли тогда — выстоим и сейчас».
Немного предыстории. В советские времена «КАРЗ-6», которому в следующем году исполнится 50 лет, пользовался славой единственного авторемонтного предприятия в СССР с уникальным конвейером по сборке автомобилей. У завода была лучшая в Союзе автоспортивная команда. Но к концу 2004-го легендарное предприятие оказалось в тяжелейшем положении. Долги исчислялись миллионами, в цехах не работали даже туалеты, помещения за мизерные суммы перешли в руки арендаторов.
- Все шло к тому, чтобы обанкротить завод и отдать его в чужие руки, — рассказывает Сергей Латухин. — Но терпение трудового коллектива, который является собственником завода, лопнуло. В апреле 2005-го — впервые с 1992 года — на предприятии провели общее собрание, на котором встал вопрос о перевыборах правления и директора, причем на альтернативной основе. В результате прежний директор добровольно написал заявление об уходе, оставив расписку, что не имеет претензий. Мы, в свою очередь, обещали прежнему руководству не поднимать, так сказать, его «старые делишки». В итоге уволилось три человека — директор, его заместитель и главбух. Все остальные остались на месте.
«Бывшим работникам «КАРЗ-6» дает доплату к пенсии»
По словам Сергея Латухина, с того времени на заводе постепенно стали наводить порядок. За два года была полностью возрождена социальная программа, действовавшая когда-то на предприятии.
- Нашим пенсионерам мы ежемесячно доплачиваем по сто гривен к пенсии, — рассказывает директор. — Получают доплаты все рабочие, имеющие проблемы со здоровьем. В 2004-м задолженность по заработной плате составляла больше 200 тысяч гривен. Сейчас долги погашены, зарплата выдается без задержек и выросла в несколько раз — в среднем до двух тысяч гривен. При этом мы полностью сохранили собственность предприятия — ни одного помещения не продали, не отдали в залог. У нас масса планов — мы делаем половину всех автоприцепов в Украине, оснащаем коммерческую технику из Китая, готовы производить автомобили для коммунального хозяйства столицы. Но спокойно жить, платить налоги и развиваться предприятию упорно не дают.
«Первый раз завод хотели отнять, используя решение суда по бракоразводному процессу»
Уже через несколько месяцев после смены руководства были предприняты первые попытки завладеть заводом.
- Неожиданно по решению Хорольского районного суда Полтавской области было арестовано все имущество предприятия, — говорит юрисконсульт «КАРЗ-6» Николай Чиханцов. — Стали выяснять, оказалось, что по этому номеру судебного дела числится бракоразводный процесс между двумя жителями Хорола! Но это была только первая ласточка. Посыпались и другие судебные решения. Схема типична для рейдеров: на обычном листе бумаги некий гражданин Н. пишет, что он продает акции завода гражданину М. Затем покупатель «акций» подает в суд, мол, при продаже его каким-то образом ущемили или обманули. Но ведь никаких «акций завода» нет в природе! Завод — коллективная собственность! Однако суд принимает решение: сделку расторгнуть, а заодно арестовать все имущество предприятия, сместить действующего директора и назначить прежнего. И пока мы, юристы, подаем апелляцию, пишем в милицию заявления о мошенничестве, рейдеры, у которых все везде схвачено, молниеносно предъявляют права на предприятие, устраивают «маски-шоу», вламываются в офис, завладевают печатью. Буквально через сутки собственность завода оказывается распроданной. Вернуть ее уже невозможно
- Положение становилось просто критическим, — говорит Сергей Латухин, — мы понимали, что завод могут захватить в любой момент. Что делать? Юристы сказали: единственный шанс спасти предприятие — слиться с другой компанией. В Киевской области была организована фирма с аналогичным названием «КАРЗ-6». Обо всем этом коллективу предприятия я рассказал на общем собрании. Народ выслушал и проголосовал «за». Люди сказали: мы тебе доверяем, ты нас не обманешь, мы тебя знаем с тринадцати лет (Сергей Латухин пришел на завод после окончания техникума в 1980 году, работал слесарем, инженером, начальником отдела. — Авт. ). Как я могу их обмануть, когда на КАРЗе трудился мой отец, мать, тетка? Общий заводской стаж моей семьи 130 лет!
Однако идти на крайние меры руководству «КАРЗ-6» не пришлось. Ни передачи имущества, ни каких-то финансовых операций с новой фирмой не производилось. На заводе, который успешно обжаловал в апелляционном порядке решение очередного провинциального районного суда, вздохнули спокойно. Но через несколько месяцев в отношении директора возбудили уголовное дело. Якобы он, угрожая коллективу, пытался присвоить(!) завод. Характерно, что под заявлением, послужившим основой для возбуждения дела, стояли подписи четырех человек. Причем трое из них на предприятии уже давно не работали и на собрании не присутствовали (о ком идет речь, думаем, понятно).
- Четвертая подпись — нашего экономиста — оказалась поддельной, и это было доказано, — говорит Сергей Латухин. — Но, несмотря на этот вопиющий факт, дело таки возбудили.
Через полгода на завод пришло постановление о проведении выемки документов. Прокуратура требовала предоставить широкий перечень бумаг начиная с 1992-1993 года, хотя Латухин стал директором только в 2005 году.
- Документов требовали очень много, и мы попросили на сбор две недели, — говорит директор «КАРЗ-6». — За два года у нас перебывало такое неимоверное количество проверок, что мы привыкли ко всему и стали спокойно готовить документы. Дальнейшее известно: черные маски, автоматы, выломанные двери, лежащие на полу в наручниках рабочие
P. S. На митинге рабочие постановили направить обращение Президенту Украины, Генеральному прокурору и главе МВД с просьбой о защите «КАРЗ-6». Заводчане уверены, что их пытаются запугать, и связывают свои злоключения с именем одного бывшего высокопоставленного чиновника, а ныне бизнесмена.
- На счету принадлежащей ему группы компаний, занятой рейдерством, не один известный киевский завод, — говорит Сергей Латухин. — Именно его сотрудники по бумажкам «продавали» друг другу мифические акции КАРЗа. Увы, привлечь их к уголовной ответственности за мошенничество так и не удалось.
262Читайте нас у Facebook