ПОИСК
Політика

Анна герман: «меня не интересует карьера чиновника. Это довольно скучно»

0:00 7 вересня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Один из ярких политиков Партии регионов, бывший пресс-секретарь Виктора Януковича его возвращение на пост премьера год назад назвала триумфом

В центральном аппарате Партии регионов у Анны Герман свой кабинет. Небольшой рабочий стол, книжные шкафы и достаточно уютный мягкий уголок. Все это бывшему пресс-секретарю премьер-министра досталось, судя по ее словам, совершенно случайно. «Когда в 2006 году во время выборов в парламент я увидела свою фамилию в списке кандидатов в народные депутаты от Партии регионов, это было для меня неожиданностью, — рассказала «ФАКТАМ» Анна Герман.  — Ни с кем о таком варианте развития своей карьеры я даже словом не обмолвилась».

«Не настроение делает меня, а я делаю настроение»

- Анна Николаевна, судя по тому, как вы выглядите, вчерашний день вам явно удался. Ведь в одном из своих интервью вы сказали, что если предыдущий день сложился для вас удачно, то утром вы можете не ходить к парикмахеру.

- Да, вчера у меня получилось все, что задумывала. Был отличный день.

- А что вообще может испортить вам настроение, обидеть? Несправедливая критика может довести до слез?

РЕКЛАМА

- Начиная с 2004 года ее было так много, что я выработала иммунитет. Поэтому, когда читаю в Интернете о себе какой-то очередной опус, просто вспоминаю шутку одного знакомого: «Все — пиар. Кроме некролога». Я стараюсь находить защиту от грязи внутри себя, в том, что я делаю. Если довольна итогом проделанной работы, то настроение мне ничто и никто не испортит. Можно сказать, что я не человек настроения. Не настроение делает меня, а я делаю настроение.

- Кстати, вам не кажется, что пиджак, который сегодня вам первым попался под руку (вы сказали, что надели первое попавшееся), такой же, как и у Юлии Тимошенко…

РЕКЛАМА

- У меня нет времени следить за гардеробом Юлии Владимировны, как, впрочем, думаю, и у нее — за моим. Поэтому не стоит обращать внимания на такие детали. Мне кажется, нужно больше думать и рассуждать о том, что внутри человека, а не о внешнем… Я не хотела бы ничем обидеть Юлию Владимировну, помня, что в свое время она сделала много хорошего.

- За время работы в парламенте ваш стиль изменился? Когда-то вы говорили, что предпочитаете носить деловые костюмы, но с изюминкой…

РЕКЛАМА

- С детства не люблю стандарты. Так и не научилась им следовать. Поэтому порой позволяю себе стандарты нарушать. В Киеве на это обращают внимание. Может, потому, что долгие годы украинские женщины не имели возможности надевать то, что нравится. Это пройдет со временем. И главным будет не во что ты одет, а то, что делаешь и что думаешь. Мне интересно и жить, и выглядеть так, как мне хочется, а не так, как нужно…

- Тем не менее, говоря о себе и своей работе, вы утверждали когда-то, что много стоите…

- Гм… А разве это хорошо — стоить немногого? И почему, когда говоришь, что человек много стоит, все думают только о деньгах? Впрочем, если человек немногого стоит, то и денег он не сможет заработать.

- А когда вы заработали свои первые деньги?

- С раннего детства я привыкла рассчитывать только на свои заработки. Даже на чулки я не потратила ни единой чужой копейки. Когда мне было 12 лет, мои заметки печатали в газетах и я получала (что бы там ни говорили ваши коллеги о копеечных гонорарах в советское время) от семи до четырнадцати рублей в неделю! В то время моей бабушке, с которой я жила, платили пенсию двенадцать рублей в месяц. Став взрослой, всегда стремилась зарабатывать столько, чтобы ни от кого не зависеть. Поэтому работала и во время учебы. Я умела продать свой журналистский труд. Хотя некоторые журналисты эти мои слова восприняли неадекватно, как большой грех. Я же считаю, что хороший специалист должен стоить дорого.

«Я с детства вожу… мотоцикл»

- В вашей семье принято тратить только собственные деньги?

- Не совсем так. Помню, как-то мой муж заработал крупную сумму денег. Пришел домой, высыпал купюры в большую кастрюлю и поставил ее на холодильник. Каждый брал столько, сколько ему было нужно, и никто никого не контролировал. К счастью, в нашей семье деньги играют далеко не самую значительную роль.

- Однажды вы сказали, что если вам хочется похулиганить, вы себе это позволяете. Как выглядит хулиганство в вашем исполнении?

- Как вы догадываетесь, я не нарушаю общественный порядок. Но стереотипы в поведении люблю разбивать. Могу сказать что-то, выходящее за рамки принятых в этом обществе норм. Мне очень нравится ломать стереотипы. Это, можно сказать, хобби такое.

- А за рулем не хулиганите? Быструю езду любите?

- Я с детства вожу мотоцикл. Когда умирал мой отец, он попросил своего младшего брата сделать то, что не успел сам, — научить меня водить мотоцикл. Так что за рулем я с двенадцати лет. Конечно же, сначала часто падала, бывали и серьезные травмы. Потом мама мотоцикл кому-то подарила, и я страшно расстроилась — он был для меня своеобразной реликвией. Позже хотела купить новый, но не сложилось. Помню, однажды, это было в 1991 году, мы возвращались из Мюнхена и остановились в мотеле переночевать. Утром я вышла прогуляться и зашла в магазин, где продавались такие классные мотоциклы! Я стояла и с восторгом их рассматривала! Но я — жена послушная. Поэтому решила посоветоваться с мужем. Он сказал, что мотоцикл стоит столько же, сколько и машина, так что лучше купить автомобиль. Вот так была похоронена моя мечта.

- Многие водители говорят, что за рулем отдыхают душой. А вы?

- Когда я ждала второго ребенка, то очень стеснялась своей полноты. И чтобы не демонстрировать на улице свое интересное положение, решила научиться водить автомобиль. Так и сделала. Но сейчас я сама не езжу — все время забываю, куда… поставила машину. Дело в том, что, как только сажусь за руль, сразу начинаю думать о чем-то, что-то сочинять в уме, и в таком состоянии могу заехать куда угодно!

«Жизнь в деревне и выращивание укропа я откладываю на потом»

- У Анны Герман есть огород?

- Представьте себе! Недавно купила себе кусочек земли в селе по Житомирской трассе. Оформила кредит под залог своей киевской квартиры. Той самой, которую купила в 2000 году и о которой писали разные страшные вещи. Так что у меня теперь есть грядка, на которой весной я посадила морковку, салат, лук, петрушку и укроп. Поскольку свободного времени для того, чтобы ухаживать за растениями, мало, салат вымахал выше меня, укроп тоже перерос, лук сгорел, а вот морковку я буду скоро собирать.

- Мечтаете жить за городом? Быть, так сказать, ближе к земле?

- Жизнь в деревне и выращивание укропа я откладываю на потом. Вот выйду на пенсию… Помните, как у О'Генри? «Короли и капуста»… А сейчас я хочу успеть еще многое сделать.

- Во время президентской кампании 2004 года вы сказали, что когда Виктор Янукович выиграет выборы, то уйдете в независимую журналистику. Вместо этого Анна Герман уже во второй раз баллотируется в парламент…

- Главная победа Януковича еще впереди. Это после нее я уйду выращивать укроп… В журналистику, наверное, не вернусь… В определенном возрасте это становится уже не так интересно. Нужно быть финансово независимым человеком, чтобы не делать из журналистики инструмент для заработка, а работать для удовольствия.

- Хотели бы вы для своих детей такой же жизненной школы, которую довелось пройти вам?

- Нет, это очень тяжелая школа. Я бы хотела всем моим близким людям облегчить жизнь. И если я это могу сделать, то чувствую себя счастливой. Мне приходит много писем от людей из разных регионов страны. Вот недавно получила послание от жителя Западной Украины. Он воспитывает внука-студента, денег мало… Я бы могла ему ответить, что после выборов Партия регионов будет добиваться ежемесячной выплаты 1060 гривен каждому студенту-сироте. Но деньги дедушке нужны сейчас. К счастью, в нашем обществе есть люди, способные помочь. Я их нашла. И мы отправили эти деньги. Когда мне удаются такие вещи, я ощущаю колоссальное удовольствие.

- Знаем, что к вам не только с просьбами обращаются, но и подарки дарят. Говорят, вам недавно вышиванку из Львовской области прислали… Носите?

- Висит у меня в шкафу, потому что я не ношу вышиванки. Просто потому, что не люблю демонстраций патриотизма. Вообще не приемлю внешнюю демонстрацию симпатий, взглядов. Меня в детстве учили скрывать эмоции, не жаловаться на проблемы. «Радчсть х — радчй не надто. ф нещастя  — не сумуй. Вмчй пчзнати змчни в людському життч», — это кто-то из античных поэтов писал… Как бы ни было тяжело, об этом никто не должен знать — так было заведено в семье моего отца.

- Вышиванки вы не носите, тем не менее дарите их. Говорят, вы вышили рубаху премьер-министру на день рождения…

- Сразу же после прошлогоднего дня рождения Виктора Федоровича я стала думать, что подарю ему в следующем году. А это очень сложный вопрос. Ну чем я могу удивить премьер-министра? И не поздравить не могу — с этим человеком и его командой мы много пережили. Так что вышивать начала еще прошлой зимой. Это, конечно же, была не шикарная мастерская работа, но я сделала это своими руками — вышила черными и красными нитками.

«Недавно знакомый, молодой олигарх, предложил отдохнуть на его яхте. Я ему ответила: «Я тебя очень уважаю. Не сердись, что сегодня опять останусь с Вольтером»

- Ваша коллега Раиса Богатырева, посещая Сорочинскую ярмарку, сказала, что привезет презенты всем своим соратникам. А что она подарила вам?

- От Раисы Васильевны у меня есть царский подарок — совершенно роскошное издание Шекспира. Она подарила мне его в прошлом году в парламенте. Там у нас есть книжный магазин. Помню, стояла я возле этого Шекспира, листала его, рассматривала. Раиса Васильевна проходила мимо, поинтересовалась, что я разглядываю, и… купила мне эту книгу.

- Вы с ней дружите?

- Раиса Васильевна — руководитель фракции. А я стараюсь не заводить приятельских отношений с начальством. Намного комфортнее, когда твои друзья из близкого тебе круга. Я даже не люблю ходить в гости к олигархам, хотя приглашают часто. На прошлой неделе позвонил знакомый, молодой олигарх, с предложением отдохнуть на его яхте. Я ему ответила: «Я тебя очень уважаю, но, не обижайся, останусь сегодня с Вольтером». ( Я как раз в это время перечитывала кое-что из Вольтера. ) Он засмеялся и сказал: «Мне с ним не потягаться».

- То есть вечера вы предпочитаете проводить с разными мужчинами: Вольтером, Шекспиром… А как же богемная жизнь?

- Вся моя богемная жизнь заключается в том, что по воскресеньям я обкладываюсь классными книгами и провожу целый день в пижаме. Часто перечитываю «Письма к Луцилию» Сенеки. Это мое любимое чтиво. В прошлые выходные перечитывала Черчилля «Мускулы мира». Классная штука. А недавно взяла воспоминания Мадлен Олбрайт. Кстати, на днях у меня были ее советники и мы говорили о… Юлии Тимошенко. Так вот, мы обсуждали книгу г-жи Олбрайт. Мне кажется, что после ее издания мощный образ экс-госсекретаря США как-то рассыпался… Так же, как и после прочтения записок помощника Маргарет Тэтчер…

- В Украине есть женщины с таким же потенциалом?

- Думаю, это Лина Костенко. Она ни разу не использовала свой бренд для каких-то меркантильных целей. А как она живет, как работает! Я считаю ее первой женщиной в Украине.

- А из политиков?

- Когда-то мне была очень интересна Юлия Тимошенко. Мы с ней познакомились в Польше, кажется, в 2000 году. Я тогда работала в Варшаве на «Радио «Свобода», а она приехала в Крыницу-Гурску на экономический форум. Организаторы почему-то не выделили ей приглашения, и я ее провела в зал, где проходили заседания. Она мне очень импонировала тогда. Я считала и считаю, что Юлия Владимировна сделала для Украины очень много. Она очень интересный политик, способный увлечь за собой, диктовать моду. Но сейчас… Мне кажется, выглядит она по-прежнему прекрасно, но перестала быть like lady в своих поступках.

«Сейчас думаю, что в раю мне будет скучно… »

- Анна Николаевна, вы любите путешествовать?

- В молодости мне посчастливилось побывать во многих странах. Но есть на земле два места, где я отдыхаю душой и заряжаюсь энергией. Я уже говорила об этом журналистам. Это Париж и… мое село в Прикарпатье. А самое яркое впечатление осталось от посещения Бенина. Я попала туда в двадцать пять лет, будучи членом правления Союза журналистов СССР… Такая первозданность во всем! Я была готова там остаться. 20 лет назад меня также потрясли Канарские острова. Тогда дала себе слово, что обязательно еще раз туда вернусь. В 2006 году, после того как мы выиграли выборы в парламент, я себе сказала: «Ты это заслужила». И отправилась на эти острова. Но, знаете, впечатления были уже совершенно другие. Наверное, в молодости все ощущается острее. Сейчас, думаю, что и в раю мне будет скучно…

- А что для вас старость?

- Я видела очень много интересных женщин достаточно солидного возраста. Не думаю, что старость — это возраст. Скорее всего, это состояние, когда у человека заканчивается запас счастья. Когда пропадает жизненный драйв.

- Дети стимулируют ваш интерес к жизни?

- Не сыпьте соль на рану! Меня очень угнетает, что я не могу уделять им больше времени. Это страшный эгоизм с моей стороны. Я ничего не запрещаю своим сыновьям, и по этому поводу мы иногда спорим с мужем. Но я доверяю своим детям и думаю, что их личную свободу нужно уважать. Именно так воспитывали и меня. Бабушка лишь могла мне сказать: «Хорошие девочки так себя не ведут». Собственно, я никогда не читала нравоучений своим детям. Мы просто живем, дружим. Ни разу я не видела, чтобы мои сыновья делали что-то такое, что бы меня возмущало. А вот смешные истории случались. Мой младший сын сейчас увлечен образом Мохаммеда Али, а раньше его кумиром был Тупак (Тупак Шакур — рэппер, застреленный в 1996 году.  — Авт. ). Кстати, с именем этого музыканта у меня в США произошел конфуз. Перед поездкой в Америку сын попросил привезти ему футболку с изображением Тупака. Но кто же знал, что в США он как бы запрещен! Что-то он в своих песнях популяризировал не то, что нужно. И представьте себе: в элитный магазин входит прилично одетая дама и спрашивает майку с изображением запрещенного музыканта. Я все не могла понять, почему продавцы так странно на меня смотрят, когда я прошу их показать майку с изображением Тупака. Приехала домой и говорю сыну, мол, не смогла найти тебе футболку с его изображением. А он мне в ответ: «Естественно. Ведь Тупак запрещен в Америке!» Такая была история.

- Что может заставить вас заплакать?

- Я не плачу, когда тяжело, обидно или когда нужно решать проблемы. Я могу заплакать после того, как все уже закончилось. Помню, в августе прошлого года парламент снова утвердил Виктора Януковича премьер-министром. Я очень хотела, чтобы лидер вернулся в Кабинет министров. Вся наша команда этого очень хотела. А после его триумфа мы говорили по телефону с Людмилой Александровной, супругой премьера, вспоминали тяжелые времена и просто расплакались. Но в жизни я всегда сдерживаю эмоции, помня, что чувства даны нам для того, чтобы их скрывать.

Беседовали Ирина КОЦИНА,

Ирина ГОЛОТЮК, «ФАКТЫ»

596

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів