ПОИСК
Події

Начальник департамента гаи мвд украины алексей калинский: «мы предлагаем выдавать водительские удостоверения школьникам, успешно прослушавшим курс безопасности на дорогах»

0:00 29 вересня 2007
Главный гаишник страны рассказал «ФАКТАМ» о том, как улучшить сложившуюся на украинских дорогах ситуацию Возрастающее количество дорожно-транспортных происшествий, неопределенная ситуация с будущим прохождением техосмотра автомобилей и введение обязательной автогражданской ответственности — все эти проблемы не могут не беспокоить граждан. Чтобы узнать, что Госавтоинспекция предпринимает для улучшения сложившейся ситуации, «ФАКТЫ» обратились к начальнику Департамента ГАИ МВД Украины генерал-майору милиции Алексею Калинскому.

«Новая система видеонаблюдения позволяет на скорости до 160 километров в час идентифицировать 99 процентов транспортных средств»

- Алексей Алексеевич, прокомментируйте проблемы, существующие на украинских дорогах.

- У нас сейчас отмечается рост аварийности: по результатам восьми месяцев она выросла на 25 процентов. Это реальная цифра, и другой быть не может, потому что в Украине качество дорог осталось прежним, а количество транспорта очень возросло, — признается Алексей Калинский.  — Например, в Швейцарии пик аварийности наблюдали в 1971 году, после чего они начали серьезно заниматься этой проблемой на государственном уровне и в разных направлениях. Информировали население, начиная с детсадов и школ, уделяли внимание социальной рекламе, улучшали качество дорог, обеспечивали пассивную безопасность автомобилей, усиливали влияние дорожной полиции на сложившуюся ситуацию. И самое главное — ужесточили наказания за нарушение Правил дорожного движения, сделав их неизбежными. В результате в 2006 году при увеличении числа автомобилей в десять раз на дорогах Швейцарии погибло в пять раз меньше людей, чем в 1971-м.

Наше же законодательство неизменно: взимание штрафов остается на уровне 20-30 процентов, что снижению аварийности не способствует. Единственным влияющим на нее фактором была и остается ГАИ. Правда, после проведенной в 2005 году реформы и этот фактор временно перестал действовать. Поэтому в соответствии с постановлением Кабинета министров было принято решение отменить межрайонные подразделения, которые не работали на безопасность движения, — их сотрудники выполняли функции МРЭО и занимались техосмотром.

РЕКЛАМА

Сейчас подразделения Госавтоинспекции созданы в каждом районе. Но они уже не находятся в составе райотделов милиции и не подчиняются напрямую их начальникам — только начальникам областных ГАИ, что позволит функционировать более эффективно. В каждом таком подразделении обязательно будет работать дознаватель, который выезжает и оформляет ДТП, проводит следственные действия. И если до 2005 года в таких подразделениях были одни офицеры, а вот сержантов, которые должны работать на улице, не было, сейчас во всех районах, даже самом маленьком, где всего четыре наших сотрудника, двое из них — работники дорожно-патрульной службы. На большее нас пока не хватает.

Кроме того, мы возвращаем стационарные посты — их 59 — так, чтобы они были равномерно распределены по всей территории Украины. Нас за это критикуют, называют их постами «машинного доения». Но ведь они выполняют и правоохранительную функцию, играя огромную роль при оперативных планах перехватов и предоставляя помощь автомобилистам. Пока работают 56 таких постов. Новых строить не будем.

РЕКЛАМА

В Черкассах мы опробовали систему видеонаблюдения и контроля за дорожным движением, хорошо себя зарекомендовавшую. Благодаря ей удалось выявить и нарушения ПДД, и разыскиваемый транспорт, и поддельные номерные знаки. Эта система позволяет на скорости до 160 километров в час идентифицировать 99 процентов транспортных средств. Собираемся оборудовать ею все посты и пограничные пропускные пункты.

- Такая передвижная станция работала в столице.

РЕКЛАМА

- В Киеве была другая станция — российский «Поток». И не только в Киеве — в Украине их работало шесть. Но по своим техническим характеристикам они могли фиксировать только половину «потоков» информации. К примеру, старые номерные знаки это устройство «читало» только на скорости до 60 километров в час.

«В нынешнем году, проверив все автобусы, мы направили более 4 тысяч ходатайств о лишении лицензий на перевозки»

- Безопасность пассажирского транспорта тоже оставляет желать лучшего…

- В прошлом году увеличение числа ДТП с участием пассажирских автобусов было на уровне 28 процентов, а количество погибших в них увеличилось на 23 процента. Поэтому в этом году мы, проверив все автобусы, направили более четырех тысяч ходатайств о лишении лицензий на перевозки. В результате за восемь месяцев текущего года аварийность с участием автобусов снизилась на два процента, а число погибших уменьшилось на семь процентов. В Мариуполе горсовет по инициативе депутатов — бывших работников ГАИ — ограничил возраст автобусов тремя годами, а вместимость не менее чем 25 местами, и теперь там с перевозкой пассажиров нет никаких проблем.

А вот когда в Крыму случилось ДТП с автобусом, у которого отказали тормоза, причиной чего стала ошибка водителя — ведь ехать по спуску на нейтральной передаче нельзя, — начали списывать эту трагедию на возраст транспортного средства. Мол, ему уже 20 лет. Однако техническое состояние машины было удовлетворительное.

- Как складываются взаимоотношения ГАИ и Минтранса?

- По-разному. Взаимопонимание по пассажирскому транспорту, например, нормальное. Транспортники реагируют на половину наших обращений.

- Чем закончился ваш с Министерством транспорта спор по поводу того, кому проводить техосмотр?

- Постановлением Кабинета министров Украины во исполнение закона «Об автомобильном транспорте» утверждены следующие концепция и план мероприятий: разработка постановлений о порядке прохождения государственного техосмотра, а также о техническом регламенте и учете субъектов, которые будут его осуществлять. Вопрос о том, кто будет контролировать и учитывать этих субъектов хозяйственной деятельности, принимать решения о выдаче лицензии на деятельность, является камнем преткновения ГАИ и Минтранса. Потому что у нас имеются пять тысяч работников автотехнического контроля, которые работают в каждом из районов области, а у Минтранса таковых всего 500 человек, и те только в областных центрах. Поэтому мы настаивали на том, чтобы Госавтоинспекция осуществляла государственный контроль, а Минтранс — ведомственный. Нашу позицию в Кабмине поддержали.

- Когда водителям ожидать введения новых правил прохождения техосмотра?

- Думаю, что в 2008 году техосмотр будет проходить по-старому. Пока мы собираемся контролировать техническое состояние автомобилей на своих или арендованных станциях. Проверять же документы по базам данных и выдавать техталоны ГАИ намерена и в дальнейшем.

- Действительно ли значительное число ДТП происходит из-за плохого покрытия дорог?

- Дороги у нас хуже, чем следовало бы. Даже автобан Киев — Одесса, открытый еще в 2004 году, не соответствует требованиям к трассе такого уровня. Автобан — это дорога, по которой можно ехать со скоростью 200 километров в час и думать только о том, чтобы держать дистанцию. Дорога же Киев — Одесса, по моему мнению, даже не первой, а второй категории. На ней нет ограничений, любой может выехать с прилегающей дороги, да и немало пересечений расположены на одном уровне. Состояние проезжей части вообще не выдерживает никакой критики. Но еще больше беспокоит отсутствие нормальных разметки и дорожных знаков.

Европа уже перешла на дорожные знаки и разметку пятого поколения — светоповорачивающую. Пленка для нее делается на основе алмазной крошки, которая светится ночью, даже если на нее попадает боковой свет. Кстати, такой лентой оборудована трасса Киев — Борисполь. Если же взять некоторые дороги местного значения, то там разметка наносится вообще масляной краской. А ведь новая разметка обойдется намного дешевле, чем покраска: ее гарантийный срок — пять лет, а краска наносится четыре раза в год.

«Водителю, нарушившему правила, будут насчитываться штрафные баллы без непосредственного наложения штрафа»

- Как можно повлиять на сложившуюся на дорогах ситуацию?

- Мы направили в Министерство образования предложения по поводу воспитания подрастающего поколения. Департамент ГАИ предлагает, чтобы в школах читали целый курс безопасности на дорогах. Госавтоинспекция готова заинтересовать детей, а именно: после окончания каждого курса выдавать удостоверения на вождение велосипеда, скутера, мотоцикла. Мы согласны даже, если ученик успешно прослушает весь курс, выдать ему водительское удостоверение категории «В» — так делается во многих европейских странах.

Второй фактор, который сможет повлиять на сложившуюся ситуацию, — ужесточение наказания. К сожалению, принять новый законопроект депутаты V созыва не успели… Его суть даже не в поднятии штрафов, а в том, что водителю, нарушившему правила, насчитываются штрафные баллы без непосредственного наложения штрафа. Количество баллов зависит от нарушения. Если водитель набирает на протяжении года больше 30 баллов, в отношении него составляется админпротокол, который направляется в суд. Тогда нарушителю будет грозить штраф от 510 гривен. Если после наложения штрафа водитель совершает на протяжении последующих четырех месяцев любое нарушение, суд автоматически лишает его прав.

- А если водитель на протяжении года не набрал 30 баллов, они будут списываться?

- Эта система предполагает, что каждое нарушение будет списываться через год после его совершения. К примеру, первый раз вы нарушили 4 сентября 2007 года, а второй — 4 октября 2007 года. И если вас вновь задерживают 3 октября следующего года, то списывается только то нарушение, которое было в сентябре.

Правда, есть одна проблема — отсутствует автоматическая база, которая фиксировала бы нарушения. В законе предусматривается выделение средств на эту систему и создание такой базы в течение полугода.

- Что изменилось для ГАИ с введением обязательной автогражданки?

- Проблем у Госавтоинспекции только прибавилось. Если раньше после небольшого столкновения водители могли договориться между собой и рассчитаться без вызова инспектора, то теперь для получения компенсации нужна справка из ГАИ, а значит, нужно вызвать сотрудников Госавтоиспекции. В Европе пошли дальше: есть аварийные комиссары и введены еврорапорты — документы, являющиеся дополнением к полису. В случае ДТП еврорапорт заполняют все участники происшествия. После оценки ущерба документы передают страховщику, и уже страховые компании разбираются между собой.

Кроме того, сейчас распространена новая практика, которую взяли на вооружение некоторые недобросовестные водители. Представьте столкновение, в котором имеет страховку только один из водителей. В происшествии же виноват другой. Он рассчитывается на месте и уезжает. Тогда водитель, имеющий автогражданку, вызывает ГАИ и говорит, что виновник происшествия скрылся. Мы вынуждены оформлять ДТП. В результате в ГАИ «висит» нарушитель, исчезнувший с места столкновения, а водителю, уже получившему на месте происшествия деньги, выплачивают страховку. Таких случаев очень много.

954

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів