ПОИСК
Культура та мистецтво

Когда снимали сцену смерти вора-карманника фимы, игравший его андрей краско так вжился в образ, что у него случился сердечный приступ. Спасти актера не удалось

0:00 26 грудня 2007
Інф. «ФАКТІВ»
Сериал «Ликвидация», в котором показана борьба правоохранителей с бандитизмом в послевоенной Одессе, собрал у экранов рекордное количество зрителей

Многосерийный фильм «Ликвидация», который шел по украинскому телевидению, с огромным интересом посмотрели наши зрители. От звезд российского кинематографа, снявшихся в картине, дух захватывает: Владимир Меньшов, Владимир Машков, Светлана Крючкова, Сергей Маковецкий, Константин Лавроненко. В картину был приглашен и Андрей Краско, но эта работа стала для него последней — он скончался во время съемок. Не выдержало сердце…

В основу фильма легли реальные исторические события. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны маршал Жуков попал в опалу. Сталин боялся, что пользующийся огромным авторитетом военачальник может посягнуть на его власть. В июне 1946 года Георгий Константинович снят с поста главнокомандующего Сухопутными войсками и отправлен командовать Одесским военным округом… В это время Одессу захлестнула волна преступности. Вооруженные банды не боялись никого — грабили даже военные склады. Жуков подошел к борьбе с преступностью как к военной операции. Задача была поставлена масштабно: стереть с лица земли бандитизм как явление — точно так же, как немецкий фашизм. В этом ему помогает начальник уголовного розыска Давид Гоцман.

«Я хотел сыграть домашнего, очеловеченного Жукова, но он все равно получился слишком масштабным», — говорит Владимир Меньшов

«Ликвидацию» еще до выхода на экран стали сравнивать с классикой детективного жанра — фильмом Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя».

Хотя режиссер ленты Сергей Урсуляк говорит, что картины абсолютно разные.

РЕКЛАМА

wpe6B.jpg (6231 bytes)- Наш фильм нельзя считать историческим, — рассказывает режиссер.  — Пока съемочная группа была в Одессе, я слышал много баек о некой операции, с помощью которой была поймана самая опасная и многочисленная банда. Тогда все бандиты якобы собрались на одном из концертов, где их и «повязали». Вроде бы все они были расстреляны и похоронены где-то под Одессой. Многие из рассказчиков даже общались со свидетелями этой истории. Но ни самих очевидцев, ни места захоронения жертв найти так и не удалось. Если же сравнивать с фильмом «Место встречи изменить нельзя», я, конечно же, не против, чтобы «Ликвидация» стала такой же всенародно любимой, как и картина Станислава Говорухина.

Перед тем как приступить к работе, режиссер и актеры прошли серьезную подготовку. Урсуляк пригласил на съемки видного одесского историка, который давал консультации и помогал восстановить приметы послевоенных лет. В картине все скрупулезно воспроизведено: здания, костюмы, мебель, даже посуда того времени. Актеров специально учили особому одесскому говору.

РЕКЛАМА

- Наш автор сценария Леша Поярков специально для этого ездил в Одессу и собирал фольклор, — говорит Сергей Урсуляк.  — Актеры же тренировались прямо на месте. Ходили по улицам, все в себя впитывали. А еще к нам на съемочную площадку приезжал одесский актер Леонид Заславский, который вырос в этом городе и очень хорошо ориентируется в местном говоре. И пока я репетировал с актерами, он вставлял фразы, которые, по его мнению, сюда бы подошли.

Сразу после приезда в Одессу артисты отправились в музей уголовного розыска, где Владимир Машков (в фильме — начальник уголовного розыска Одессы Давид Гоцман) познакомился с воспоминаниями о Давиде Курлянде — прототипе своего героя. После войны он занимал пост заместителя начальника уголовного розыска. Давид Курлянд был очень уважаемым человеком в городе. Когда он шел по улице, одесситы считали за честь поздороваться с ним. Криминальные авторитеты боялись и уважали «большого начальника».

РЕКЛАМА

- Очень жалко, что не сохранилось ни одной его фотографии, и мы не знаем, как при жизни выглядел Курлянд, — замечает режиссер.  — Его образ пришлось воссоздавать по рассказам людей, хорошо знавших Давида. По сценарию Гоцман, медведеобразный человек, огромный и неуклюжий. Совершенно очевидно, что Машков не очень подходит под это описание! Я искал совершенно другого актера на роль главного героя. Но из Машкова получился потрясающий Гоцман. Я подумал, что 14 серий — это огромный материал, и главного героя должен сыграть очень мощный артист. В итоге пришлось даже в чем-то поступиться сценарием в пользу хорошего актера. И мне кажется, фильм от этого только выиграл. Владимир Машков — профессионал высокого класса, на площадке он работал как проклятый с утра и до позднего вечера. И проявил себя не только как прекрасный актер, но и как мужественный человек. Были сложные трюки. Володе приходилось карабкаться по карнизу, бегать по крышам. Мы буквально уговаривали его работать со страховкой.

Еще во время съемок фильм «Ликвидация» стал обрастать мифами. Говорили, что виртуозно играть в карты Владимира Машкова научили реальные одесские авторитеты.

- У Володи, конечно, много друзей, — говорит Сергей Урсуляк.  — Но общаться с преступниками он точно не будет, тем более — учиться чему-то у них.

Заместителя военного прокурора Кречетова сыграл Михаил Пореченков. Про него рассказывали, что актеру специально для этой роли к животу пристегивали подушку, чтобы он выглядел грузным, располневшим.

- Вымысел чистой воды! — смеется Урсуляк.  — Никаких подушек Мише не понадобилось! Животик он отрастил во время съемок. Да и с чего ему было худеть, если в Одессу он приехал с женой, которая его всячески опекала и подкармливала!

Владимир Меньшов, сыгравший в фильме «Ликвидация» маршала Жукова, воспринимал своего героя не просто как персонаж, но и как реальную историческую фигуру.

- На роль маршала Жукова я согласился сразу, — рассказал Меньшов.  — Во-первых, с самого начала было видно, что это очень хороший материал. А во-вторых, мне очень интересно было сыграть поверженного Жукова — героя войны, который, по сути, был вторым человеком в стране и вдруг стал никем. Я хотел сыграть не ходячий памятник, а домашнего, очеловеченного Жукова. Но он все равно получился, наверное, слишком масштабным. Потому что даже после смещения с очень большой должности он не расстался со своим неукротимым характером, маршальскими «замашками».

В Одессе еще сохранились квартиры, в которых с 40-х годов прошлого века не было ремонта

Одесса актеров встретила радушно. Съемочная группа была еще в пути, а каждого ее участника ждали гостиничный номер со всеми удобствами или отдельная квартира. Даже простые одесситы на улицах старались окружить артистов теплом и заботой.

- Одесса в этом отношении очень сильно отличается от Москвы, — говорит оператор-постановщик фильма Михаил Суслов.  — Когда снимаешь в московских дворах по ночам и светишь прожекторами в окна, в ход идет все: от отборных ругательств до вылитого на киношников кипятка. А в Одессе люди среди ночи выходили на улицу: спрашивали, чем можно помочь, приносили кофе и бутерброды.

К счастью съемочной группы, в Одессе еще сохранились квартиры, которые с 40-х годов прошлого века остались без ремонта! Жильцов это, наверное, не очень радовало, а нам оказалось на руку. Зато потом мы их отблагодарили сполна: дали денег на обустройство и квартир, и дворов, и домов… Так что фильм полностью обошелся без павильонных съемок. Единственное, что пришлось частично поменять, — мебель.

Первоначально роль бывшего вора-карманника Фимы досталась Андрею Краско. Но сыграть ее до конца он не смог — сердце не выдержало…

- Меня колотит, когда я читаю версии смерти Андрюши, — возмущается режиссер.  — Не пил он во время работы — наоборот, пахал на износ. Его работоспособности можно было только позавидовать. Видимо, она и стала причиной смерти… В тот роковой для Краско день, по стечению обстоятельств, снимали сцену смерти Фимы. Андрей так вжился в образ, что внезапно почувствовал острую боль в сердце. Мы срочно вызвали «скорую». Когда его увозили со съемочной площадки, я даже не думал, что в последний раз вижу его живым…

Андрей Краско скончался по пути в больницу. Перед режиссером встал вопрос, кто заменит умершего актера.

- Никакого кастинга не было, — говорит Сергей Урсуляк.  — Я позвонил Сереже Маковецкому и попросил приехать. Он бросил все и примчался в Одессу. Я благодарен ему, что он не стал слушать никакие суеверные бредни. Сыграл он замечательно! Когда Сергей впервые появился в костюмерной, чтобы подобрать себе одежду для роли, он выбрал ту же тюбетейку, которую до него взял Андрей Краско. В ней он отыграл все свои сцены…

Вообще, как таковых кастингов у меня не бывает. Когда читаю сценарий, уже вижу, кто из актеров на какие роли подходит. Конечно, в основном это те, с кем мне довелось работать раньше. Я всегда приглашаю Сергея Маковецкого, Владимира Меньшова, Федора Добронравова… По сути, в «Ликвидации» у меня сыграл только один новый актер — Михаил Пореченков. Миша — удивительный человек, светлый, радостный, смешной! Мне очень понравилось с ним работать.

Например, я долго не мог найти актрису на роль тети Песи. Боялся превратить колоритный персонаж в карикатуру, этакую Верку Сердючку. От отчаяния даже собирался переделать эту роль из женской на мужскую. Но кто-то из съемочной группы посоветовал попробовать Светлану Крючкову. Я позвонил актрисе, она дала согласие, и я без всяких проб ее утвердил.

- Не жалко вам было убивать друга Гоцмана Фиму, которого так блестяще сыграл Сергей Маковецкий?

- Жалко, очень жалко! Все участники этой истории  — люди. И каждый из них по отдельности имеет свою правду. Но у них разные дороги. И, конечно же, по законам жанра в начале истории должна была произойти трагедия — чтобы зрителю стало жалко героя, чтобы захотелось посмотреть, как найдут и накажут преступника.

- А где взяли мальчика, сыгравшего Мишку Карася?

- Мишку сыграл актер Коля Спиридонов. Вообще-то я не люблю работать с детьми, а тут мне понадобился мальчик-беспризорник. Я уже заранее расстроился: думаю, придется кастинг устраивать, детский сад разводить… И тут неожиданно вспомнил замечательный фильм «Итальянец», который получил Гран-при детского конкурса Берлинского кинофестиваля. Именно там я увидел ребенка, который мне запомнился своей игрой. Это был Коля Спиридонов. Работать с ним оказалось невероятно приятно, он очень одаренный актер, с собственным чувством правды.

- Скажите, почему фильм снят черно-белым?

- Я люблю черно-белые картины. Во-первых, как это ни странно звучит, в черно-белых фильмах больше поэзии и… цвета! А во-вторых, черно-белая лента не раздражает глаз, отсекает все лишнее и в итоге получается очень стильной. К тому же я специально хотел снять картину в стиле ретро.

В конце фильма остается огромное многоточие… Чтобы лет через сорок я смог снять продолжение.

Материал предоставлен «ФАКТАМ» агентством «Столица» (Москва)

8449

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів