Народная артистка россии наталья селезнева:»чтобы получить роль студентки лиды в «приключениях шурика», мне пришлось Раздеться перед гайдаем»
Звездный час Натальи Селезневой пришелся на конец 60-х, когда она сыграла студентку Лиду в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». После этого были роли Зины — жены главного героя, изобретателя Шурика Тимофеева, — в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», супруги певца Барыгина-Амурского в «Не может быть!» и, конечно же, модницы пани Катарины в легендарном «Кабачке «13 стульев».
Наш разговор с Натальей Игоревной, актрисой московского Театра сатиры, начался необычно. Не успел я представиться, как она выпалила: «Поздравляю вас!» «Нет, это я хотел вас с прошедшим днем рождения поздравить, а вы-то меня с чем?» — удивился я. «Ну, как же?! — возмутилась актриса. — С блестящей игрой вашей футбольной команды на чемпионате мира!» (Беседа состоялась на следующий день после того, как сборная Украины выиграла у швейцарцев. ) — «Вы тоже смотрели?» «Конечно! — оживилась Селезнева. — И вместе со всеми россиянами болела за Украину!»
«Встретила своего принца, и вот уже 39 лет мы вместе!»
- Не знал, Наталья Игоревна, что вы еще и футбольная болельщица. Неужели все матчи смотрите?
- Все не успеваю, но лучшие из лучших — обязательно. Это уже не просто игра, а высокое мастерство. Вообще я болею за клуб ЦСКА и дружу с ним, но чемпионат мира по футболу решила смотреть, потому что мне как актрисе это интересно. Интересно видеть лица проигравших и лица победителей, прошедших в следующий тур. А за вашу сборную не могу не болеть.
Дело в том, что моя мама, Елена Семеновна, родилась в Одессе, а потом переехала с семьей в Харьков. Я все детство в Одессе провела, там же в 11 лет снялась в фильме «Девочка и крокодил». А позже, уже с Гайдаем, приезжала в этот город на съемки эпизодов «Приключений Шурика». Всем рассказываю комические истории об Одессе и просто обожаю ее колорит: «Сема, ну шо ты там смотришь назад? Уже пора идти смотреть уперо-о-од!» А еще обожаю Киев. Раньше, когда приезжала туда на гастроли, останавливалась в гостинице «Москва», которая сейчас называется «Украина». За ней был потрясающий ресторанчик «Динамо». Вы даже не знаете, наверное, о таком. Мы с коллегами ходили туда, ели борщ с пампушками, котлеты по-киевски. Украина — часть моей жизни. Люблю Гоголя и его «Вечера на хуторе ». Учила наизусть и до сих пор помню: «Чуден Днепр при ясной и тихой погоде » Люблю украинские песни и Богдана Ступку.
- А я хочу признаться в любви вам! Обожаю вас как актрису, вы очаровательны. Вам часто комплименты говорят?
- Спасибо, этим я не обижена. Приятно, когда тебя искренне хвалят. Женщины любят ушами.
- Наверняка многие мужчины набивались к вам в ухажеры, пытались обратить на себя внимание
- Коне-е-ечно. Даже безумные поступки совершали. Особенно в период «Кабачка «13 стульев». Приходили в театр на спектакли, цветы под ноги бросали, в самолеты садились, чтобы поехать со мной на гастроли.
- Все девушки мечтают выйти замуж за принца, а вам, одной из немногих, это действительно удалось.
- Точно! Мы с Андреевым (супруг актрисы — знаменитый актер, худрук Театра имени Ермоловой Владимир Андреев. — Авт. ) познакомились, когда снимались в фильме «Халиф-аист». Он играл принца и сделал мне предложение прямо на съемках! И если бы я могла начать жизнь сначала, опять вышла бы за него замуж.
- Андреев долго добивался вашего расположения?
- У нас был очень бурный роман, безумнейшая влюбленность. Ухаживал он недолго, но живем мы вместе уже 39 лет! Впервые увидев Андреева, я подумала: «Есть же счастливые женщины, у которых такие потрясающие мужья!» Он в то время был женат на актрисе Наталье Архангельской. Помню, стоял у рояля, а Жора Гаранян играл мелодию, написанную для «Халифа-аиста». Андреев слушал, давал свою оценку. И вот эта музыка, внешность Андреева и то, как он говорил, меня поразили. Я позавидовала Архангельской.
- Мужа только по фамилии называете. Не обижается?
- Нет, привык. Когда злюсь, называю Володей, а когда хочу выразить нежность — Вовой. А если даю кому-то указания, говорю: «Придет Андреев, сделайте то-то, передайте то-то».
- А он вас как ласково зовет?
- Ну, ни киской, ни рыбкой, ни зайчиком не называет, это точно Чаще всего просто Натулей!
«В советские времена тягала такие тяжелые сумки с продуктами, что даже порвала сухожилие на руке»
- Вас, кстати, из-за птичьей фамилии не дразнили?
- Как же не дразнили?! Селезень! Меня и в театре Миша Державин и Ольга Аросева так зовут. Говорят: «О-о-о, наш Селезень идет!»
- Вы как-то рассказывали, что супруг дарит вам на день рождения фигурки селезней.
- На сей раз подарил очень красивую старинную фарфоровую чашку, потому что я люблю антиквариат. Чашке 150 лет, но она в идеальном состоянии! Я, кстати, ценю не только фарфор Кузнецова, Попова или Гарднера, ведь раньше было очень много хороших заводиков. Но если чашка склеена, она не представляет для меня интереса.
- Большую коллекцию собрали?
- Фарфоровых чашек — три полки. Я, кстати, никогда их не считала. Вы первый задали этот вопрос, надо будет обязательно посчитать. Самая большая гордость — первая чашка, которую я за копейки купила 35 лет назад, будучи на гастролях в Ленинграде.
Моя коллекция фигурок селезней внушительная: их больше сотни. Есть разные: от крошечной, в полмизинца, до большой, в натуральную величину. Как-то моя подруга, которая считает меня очень умной, со словами «Это ты!» преподнесла селезня с позолоченной головой. Я возьми да и расскажи об этом по телевизору, мол, начала селезней собирать. Так мне на проходной в театре и у служебного входа люди стали оставлять эти фигурки!
- А вот супруг вас балует? Носит на руках, кофе в постель подает?
- Знаете, у нас нет мещанства типа «пусик хочет гусик». Просто стараемся друг друга не огорчать. Муж — творческий человек, много работает, и я не хотела бы видеть его ни у плиты, ни с подносом в руках. Это был бы не он, а совсем другой человек. К тому же я не вытерпела бы мужа, подающего кофе в постель.
- Вы у плиты хорошо смотритесь?
- Да. Я люблю готовить, и у меня это хорошо получается. Все умею, все могу, но сейчас обстоятельства позволяют этим не заниматься. А в советские времена тягала неподъемные сумки с продуктами, даже сухожилие на руке порвала! Прилавки магазинов были пусты, поэтому их директора приглашали в подсобки и набивали сумки разными дефицитными товарами: сгущенкой, маслом, мясом, гречкой. Узнаваемость, конечно, помогала мне, и я ею пользовалась — чтобы продукты в семье были. Кстати, еда у нас в доме украинская. Борщ люблю немного недоваренный, чуть-чуть хрустящий. И вареники с вишнями обожаю.
- Сами лепите?
- Нет, помощница. У меня, кстати, две помощницы. Обе — Нади, украинки, из Мурованых Куриловцев Винницкой области. Они меняются, поскольку работают медсестрами в роддоме. Я им по 500 долларов плачу. Очень достойные и красивые девушки.
- Украинскому языку вас научили?
- Так, трошки. Мои самые любимые слова — «юшка» и «шухляда». (Смеется. ) Будем кушать юшку!
- Ваш сын Егор не захотел быть актером.
- Не-е-ет, он очень творческий человек, но занимается политикой. Дипломат по профессии, а сейчас работает в Совете Федерации, международные вопросы решает.
- А внук вас как называет: бабушкой или по имени?
- Бабушкой. Более того, я вовсе не сержусь, когда он орет на весь огромный ГУМ: «Бабушка-а-а-а-а!» — и все головы поворачиваются в мою сторону. Против природы не попрешь. Просто я бабушка, которая хорошо выглядит.
- Говорят, для этого сделали кучу пластических операций
- К сожалению, не делала пластику, потому что перенесла серьезную операцию на щитовидке, после которой, во-первых, у меня была психическая травма (с тех пор боюсь наркоза, ножей), а во-вторых, врачи категорически запретили прибегать к пластической хирургии. Мне с внешностью просто повезло, спортом ведь не занимаюсь, на диете не сижу
- Правда ли, что вы могли сыграть «комсомолку, спортсменку и просто красавицу» в «Кавказской пленнице» и пробовались на главную роль в фильме «Я шагаю по Москве»?
- На роль Нины в «Кавказской пленнице» не претендовала, а вот в «Я шагаю по Москве» пробы проходила. Меня не утвердили, из-за чего страшно расстроилась. Это было еще до «Приключений Шурика», я училась на первом курсе. Пробовались Женя Стеблов, я и Никита Михалков. А руководитель объединения, муж Любови Орловой Григорий Александров, глядя на меня, сказал: «Что это за европейская девушка? Нет, подавайте нам русскую!» Взяли Галину Польских.
«Я могу часами говорить по телефону, из-за чего доходило до драк с мужем»
- А к Гайдаю вы как попали?
- Ассистент режиссера смотрела девушек в театральном училище, пригласила и меня на кинопробы. 18-летней студенткой я пришла на «Мосфильм». Гайдай, окинув меня взглядом, сказал: «Вам в кадре нужно будет раздеться». Я кивнула. «А как у вас с фигурой? — произнес с придиркой Леонид Иович. — Вроде не очень » «У меня не очень?» — возмутилась я и мгновенно сбросила сарафан. Гайдай сказал: «Вы утверждены!» Потом признавался, что я разделась легко, раскованно и вместе с тем целомудренно, именно это ему было нужно.
- Вы ведь у Гайдая снялись и в «Иван Васильевич меняет профессию», где сыграли настоящую модницу. Говорят, Зайцев для вас тогда наряды шил
- Это правда, я, кстати, модница по жизни. Мне не надо листать глянцевые журналы и смотреть передачи, чтобы знать, что модно. Достаточно подкована в этих вопросах и часто бываю в столицах моды: Милане, Риме, Париже, Берлине
- А с кино как у вас сейчас?
- Снялась в главной роли в двухсерийной мелодраме «Крик в ночи». Сыграла актрису, которая оказалась за бортом. Очень хорошая роль и замечательные партнеры — Саша Панкратов-Черный, Валя Смирнитский. Еще сыграла в фильме Аллы Суриковой «Вы не оставите меня». Там снимались Саша Балуев, Лиза Боярская (она играла нашу с Мишей Боярским дочь). Осенью будет премьера. А когда придет зима и выпадет снег, буду сниматься с Пьером Ришаром в фильме «Где живет Дед Мороз?». Это российско-французская комедия, а работать над ней будет режиссер-француз, у которого на счету четыре приза Каннского фестиваля.
- Наталья Игоревна, слышал, у вас не один домашний номер телефона, как у всех, а несколько.
- Да просто я большая любительница поговорить по телефону. Могу часами висеть! У нас с мужем даже доходило дело до драк из-за телефонной трубки. А теперь у меня свой номер, у него — свой. Мобильные еще есть, так что проблема решена.
- А я думал, вы вторую телефонную линию завели после того, как вам Брежнев звонил.
- Вы слышали эту историю? (Хохочет. ) Коллеги любят меня разыгрывать. Самый коварный розыгрыш устроил Миша Державин. Позвонил мне домой в тот момент, когда я в театре была, и сказал: «Передайте Наталье Игоревне, что ей звонили из приемной товарища Брежнева. В 18. 00 Леонид Ильич будет лично с ней говорить. Пусть непременно будет на связи». Поскольку до меня доходили слухи, что Леониду Ильичу очень нравится «Кабачок «13 стульев», я поверила и весь вечер просидела у телефона. Ровно в шесть раздался звонок. Поднимаю трубку — Державин: «Как дела?» Я ему: «Извини, не могу говорить, мне сейчас Брежнев звонить должен» — и положила трубку. Через некоторое время Миша снова звонит: «Ну что, еще не было звонка? Вот обманщик!»
- Вы хоть как-то отомстили за такую жестокую шутку?
- Ага. Правда, один мой розыгрыш против меня же и обернулся. Решила на гастролях в городе Братске во время спектакля пошутить над Аросевой и Державиным. Это летом было, такая жара стояла, как сейчас. На сцене Миша с Ольгой Александровной должны были сидеть за столом. А я надумала залезть под стол и щекотать их в самый ответственный момент! Аросева с Державиным играли сценки, то есть мне бы пришлось просидеть под столом минут пять, не больше. Но не тут-то было! Коллеги заметили меня и решили проучить. Отработали все выступление без занавеса, к тому же не стали садиться за стол. Аросева время от времени подходила к столу и со всей силы била по нему кулаком! Я думала, с ума сойду. Находилась в предобморочном состоянии, но выбраться не могла. Так полтора часа и просидела в 40-градусную жару, согнувшись в три погибели, да еще в туфлях на шпильке!
2238
Читайте нас у Facebook