ПОИСК
Події

«коли ви мене заберете? Додому, куди-небудь, аби не тут. Заплатіть дєньгі. Я потім віддам, коли прийду»

0:00 1 грудня 2006
Эти слова из письма погибшего 18-летнего рядового Александра Рыбки зачитали перед гробом солдата, до смерти избитого двумя сержантами на следующий день после принятия присяги

01s05 000306.jpg (21644 bytes)Как уже сообщали «ФАКТЫ», в ночь на понедельник в казарме 169-го Учебного центра Сухопутных войск «Десна» в Черниговской области два сержанта зверски избили рядового Александра Рыбку, служившего в ракетно-артиллерийском полку. Происходило это, по предварительным данным, в спортзале. Правда, до сих пор остается непонятным, как именно после избиения Саша оказался на своей койке в казарме, где ранним утром сосед услышал его предсмертные хрипы. К сожалению, ни помощь, оказанная парню… его же мучителями, ни прибывший через 15 минут фельдшер, ни реанимационные действия врачей в госпитале успеха не возымели: в 6. 58 сердце 18-летнего новобранца остановилось.

Начальник Генштаба — главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал-полковник Сергей Кириченко официально признал, что смерть солдата произошла в результате неуставных отношений, попросту дедовщины. А вот причин, из-за которых два сержанта, оставленные в части для подготовки новобранцев, погубили жизнь парня, ни Минобороны, ни прокуратура пока не называют — идет следствие. Родственники погибшего считают, что «деды» так зверски расправилисьнад солдатом из-за 20 гривен, которые в воскресенье на присягу сына привезла его мама Екатерина Ивановна. Более того, родня утверждает, что парень и раньше при встречах жаловался, что старослужащие отнимают у новобранцев деньги.

«Саша мог не идти в армию — он был единственным кормильцем в семье»

Эта страшная трагедия всколыхнула всю Украину, а в родном городе Александра не оставила безучастным ни одного жителя. В магазинах и на улицах Бердичева только и говорили о том, что произошло в «Десне». Собравшиеся у двухэтажного многоквартирного дома, где жил с матерью Саша, родственники, друзья, одноклассники, соседи и знакомые недоумевали, как такое могло случиться. Парни и девушки, собиравшиеся через два месяца,

27 января, поздравить Александра Рыбку с девятнадцатилетием, не могли себе представить, что его к этому времени уже не будет в живых.

РЕКЛАМА

- Он ведь был таким приветливым, общительным, компанейским парнем, — сдерживая слезы, сокрушался пожилой мужчина — сосед Александра Рыбки.  — Никогда никому не откажет, всегда поможет. Я от него не слышал худого слова. Всегда, как идет, поздоровается, поинтересуется, как дела. И тут такое известие…

- И в школе Саша хорошо учился, и, когда поступил в ПТУ, преподаватели о нем отзывались только с лучшей стороны, как о старательном парне, — рассказал свекор Сашиной родной сестры Ирины Казимир Билошицкий.  — Его фотография как отличника учебы до сих пор висит на доске почета в училище. Да и грамот за хорошую учебу в школе и училище у него много. Профессию он тоже свою освоил прекрасно, стал отличным сварщиком. Саша вообще был парнем работящим. И на работе успевал, и маме помогал — ведь его отец умер три года назад. Бабушку не забывал — каждые выходные в село ездил, чтобы помочь ей по хозяйству. Находил он время еще и для своего любимого занятия — танцев, — пытаясь сдержать слезы, продолжил Казимир.  — Каким Саша был танцором! Представьте только: здоровый красивый парень, танцор — просто загляденье для девчат.

РЕКЛАМА

- У него была девушка?

- Да. Они знакомы уже около трех лет, — Казимир показал на стоявшую в окружении ребят красивую девушку, сквозь слезы, как молитву, все время повторявшую: «На кого же ты меня оставил?» — После армии Саша собирался сыграть свадьбу…

РЕКЛАМА

- Вообще-то Саша мог и не идти в армию, ведь для своей мамы — моей тещи — он был единственным кормильцем, — вступил в разговор Александр Билошицкий, муж родной сестры погибшего.  — Услышав, что парень таки собирается служить, я как сотрудник правоохранительных органов предложил ему идти служить в милицию, но он отказался: «Все мои друзья идут в армию, и я пойду, как все!»

Только по-доброму вспоминают об Александре Рыбке и его сослуживцы. Хотя во вторник во время брифинга в Учебном центре «Десна» многие солдаты батареи, в которой служил Саша, находились на занятиях, с одним его сослуживцем нам все-таки удалось поговорить. По словам дневального — солдата Святослава Ковальчука, — он еще не успел сдружиться с Сашей, но то, что тот был очень веселым, хорошим парнем, с которым было приятно поговорить, почувствовал.

«Сынок, ты ведь только один раз держал в руках автомат — и уже к отцу на кладбище!.. »

Кроме родных и знакомых на Сашины похороны приехали и представители Министерства обороны. Заместитель командующего Сухопутными войсками генерал-лейтенант Григорий Соковский принес соболезнования и извинения армии матери, потерявшей сына. Молча выслушав их, родные погибшего настояли, чтобы генерал прочитал вслух письмо солдата, которое пришло домой. Как узнали «ФАКТЫ», после присяги Саша рассказал, что написал маме не одно, а пять писем, но четыре из них почему-то так и не дошли. И Григорий Соковский читал перед гробом надрывающимся от плача матери и сестре, что Саша писал о тяготах армейской жизни, о том, почему он не может служить в армии: «Тут дуже тяжко, дуже ганяють, кожний день стройова, утром даже не встигаємо вмитися, зразу йдемо шагати… Напишчть менч хоть щось. Коли ви мене заберете? Додому, куди-небудь, аби не тут. Запладіть дєньгі. Я потім віддам, коли прийду».

- Я сделал это, чтобы они (военнослужащие.  — Авт. ) увидели и почувствовали, что значит потерять родного человека, — объяснил свой поступок Казимир Билошицкий, предложивший генералу прочитать письмо.  — Уезжая в воскресенье вечером с присяги, Екатерина Ивановна оставила им здорового ребенка, а утром в понедельник нам сообщили, что Сашу убили. Это же как нужно бить, чтобы у парня разорвались печень и кишка?.. (По заключению судмедэкспертов, смерть Александра Рыбки наступила в результате разрыва печени и прямой кишки, а также внутрибрюшного кровотечения.  — Авт. ).

После прощания возле дома и школы, в которой учился парень, траурная процессия отправилась в село Хмеличи. Там на местном кладбище похоронены Валентин и Владимир Рыбки — Сашины дедушка и отец. На кладбище проститься с погибшим поехало столько людей, что автоколонна, сопровождаемая автомобилем военного патруля, растянулась почти на полкилометра. На всем пути ее следования вдоль дороги стояли люди, многие из которых вытирали слезы.

Осунувшаяся мать, по словам близких, за несколько часов постаревшая на десять лет, увидев фотографию сына в военной форме с автоматом, сквозь рыдания простонала: «Сынок, что же это делается, куда ты? Ведь ты только один раз держал в руках автомат — и уже к отцу на кладбище!.. »

Справа от центрального входа на кладбище находятся могилы Сашиных деда и отца, а рядом с ними — свежевыкопанная — место погребения 18-летнего солдата. Сашину сестру Ирину ее муж в буквальном смысле унес от гроба брата на руках: теряя сознание, она чуть не упала в могилу. Екатерина Ивановна, до последнего надеявшаяся на чудо, умоляла «не закапывать сына». После погребения она еще долго стояла у могилы, не в силах уйти. Бабушка Саши, обращаясь то ли к собравшимся, то ли к Богу, спрашивала: «Как так может быть, чтобы бабушка хоронила своего внука?.. »

«Десну» уже давно нужно расформировать. Посмотрите, что в ней творится: что ни год, то смерть солдата»

Александра похоронили с военными почестями. Когда грянул прощальный салют, все собравшиеся, в том числе журналисты, уже не могли сдержать слез. Дядя погибшего сквозь плач выкрикнул: «Рядом с Сашей в могилу живьем нужно положить его командира и извергов, которые до смерти забили парня!» Даже патологоанатом, не пожелавший назвать себя, сказал мне: «После таких издевательств эти сержанты законного суда не заслужили. Их нужно отдать на растерзание родственникам». Конечно, сказано это было сгоряча. Оба подозреваемых сержанта были задержаны еще в ночь на вторник. По имеющейся информации, один из них частично признал свою вину.

На похоронах почему-то не было представителей части. Ждали отцов-командиров не только Сашины родные, но и другие матери, сыновья которых сейчас служат в Учебном центре «Десна». После погребения высказывалось и предложение сровнять «Десну» с землей. Увы, с советских времен эта часть нажила себе славу как самой строгой с точки зрения учебы и дисциплины, так и самой беспредельной по дедовщине. В народе даже ходила поговорка: «Лучше ж… ой сесть в костер, чем пойти служить в Остер!»

Не лучшего мнения об остерской учебке и военные. 40-летний подполковник-мотострелок после похорон сказал журналистам «ФАКТОВ»: «Эту часть давно уже нужно расформировать. Посмотрите, что в ней творится: что ни год, то смерть солдата». Только в прошлом году в этой части во время ночных стрельб погибли два солдата. Тогда ночью молодой наводчик танка принял горящий в учебном классе свет за подсвеченную мишень и выстрелил по своим же товарищам.

Во время брифинга в Учебном центре «Десна» главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал-полковник Сергей Кириченко заявил журналистам, что всех допустивших эту трагедию в скором времени привлекут к ответственности. А матерям он пообещал, что в случае обращений о переводе их сыновей из «Десны» Министерство обороны будет к ним прислушиваться и после проверок принимать меры, вплоть до перевода солдат в другие части.

По словам генерал-полковника, с начала года в украинской армии погибли 78 военнослужащих, 25 из них — при исполнении служебных обязанностей. За это же время правоохранительными органами возбуждено 148 уголовных дел по фактам неуставных отношений и насилия. Чтобы искоренить дедовщину, по мнению Сергея Кириченко, нужно переходить на профессиональную армию.

Вчера пресс-служба Минобороны сообщила, что на время выяснения обстоятельств и проведения расследования гибели Александра Рыбки с должностей отстранены командиры батареи, дивизиона и учебного зенитно-артиллерийского полка «Десны».

Начальник Учебного центра «Десна» полковник Виктор Бокий сказал, что уголовное дело о гибели солдата через неделю уже будет передано в суд. Кстати, с этой недели в центре будут установлены дополнительные телефоны доверия, чтобы военнослужащий мог сообщить о своих проблемах или неуставных отношениях.

А министр обороны Анатолий Гриценко считает, что «эти два сержанта должны получить наказание по максимальной шкале». Хоть и существует мнение, что искоренить преступность может не столько суровость, сколько неотвратимость наказания.

1825

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів