Часовой эксперт андрей боечко: «в этом году базельская выставка обидела супербогачей — часы, за которые они платили 50-70 тысяч долларов, теперь может себе позволить менеджер средней руки»
Недавно в Швейцарии прошли крупнейшие и авторитетнейшие выставки часов. Вот уже семь лет их посещает известный киевский коллекционер, главный редактор журнала «Часы: стиль и время» Андрей Боечко.
- Две выставки часов (в Базеле и Женеве) и практически в одно время: конец марта — начало апреля. С чем это связано?
- Их проводят два непримиримых конкурента: в Женеве — «Ричмонд групп» (16 брэндов, включая «Одемар Пиге», «Жирар Перьего», «Вашерон Константин», «Жан Ришар», «Панераи», «Роже Дюбуа», «Картье», «Легер Ля Культр» и др. ), в Базеле — «Своч груп», в которой, кроме своих (»Омега», «Лонжин», «Бреге», «Жаке Дро», «Бланпа», «Брайтлинг»), принимают участие сотни производителей со всего мира, что и привлекает десятки тысяч посетителей. Женева подчеркивает свою VIP-ориентацию — огромные площади, презентации, сравнимые с приемами глав государств. Но в области часового искусства там мало нового: все подчеркнуто изысканно, дорого и — без открытий.
Иное дело Базель, где есть все, что в Женеве, и еще многое другое, ради чего туда едут любители и профессионалы часового искусства. В этом году на выставке было представлено 2200 фирм, из них порядка 800 — только часовые. Ведь выставка многопрофильная: часы, ювелирные изделия, техника и технологии, применяемые в производстве предметов роскоши.
- Что было базельской фишкой в этом году?
- Долгие годы фирмы, ставившие в свои часы турбийон — антигравитационное устройство (изобретение знаменитого Бреге, сделанное более двух столетий назад), — были вне конкуренции. Цена на такие часы начиналась с 60 тысяч долларов. По большому счету, турбийон — игрушка, поскольку проверить его заявляемую пользу — повышение точности хода — практически невозможно. И вот в этом году в Базеле случился прорыв — турбийоны ставили все кому не лень, доказав, что не боги горшки обжигают. Это похоже на какой-то сговор часовых фирм, решивших: «Хватит вам, «Вашерон», «Бреге» и другие гранды, зарабатывать сверхприбыли, продавая воздух. Мы тоже можем это делать, но покажем, что это всего лишь воздух».
Всегда считалось: те, кто может позволить себе купить турбийон, недосягаемы по статусу. А что теперь? Часы в стальном корпусе (раньше этого нельзя было даже представить) с турбийоном могут стоить около 20 тысяч евро, то есть доступны многим.
- Это попортило нервы грандам часового бизнеса?
- Конечно! Ведь теперь тот, кто собирался выложить за часы 80-100 тысяч долларов только ради турбийона, купят их в пять раз дешевле. И оказывается, что владельцам того же «Бланпа» с турбийоном гордиться нечем. Теперь, я думаю, черед всевозможных усложнений — лунного календаря, карты звездного неба, минутного репетира. Уже ясно: одного турбийона как показателя высокого статуса хозяина часов уже недостаточно.
- Что же теперь будет в цене?
- Эксклюзивность, инновации, необычные дизайнерские решения. И примеров тому в Базеле было более чем достаточно. В мире часового искусства произошел прорыв новых имен. Бешеной популярностью пользовалась Швейцарская академия часового искусства, в которую входят люди, придумывающие новые образцы часов и потом продающие патенты крупным производителям. Я был покорен часами совершенно не известного до этой выставки голландского мастера Кристиана Ван дер Клау. Чтобы только посмотреть на его часы, у его стенда стояла очередь. Их особенность — астрономические мотивы. Например, на циферблате модели «Планетариум» воссоздана Солнечная система. Или — хронограф с картой звездного неба над конкретным городом. Мастер делает вручную не больше 25 часов в год только по индивидуальному заказу. Если у Ullis Nardin похожая модель «Астролябия» стоит 70 тысяч евро, то у Ван дер Клау — 30 тысяч. Причем функций у его часов больше. Я был сражен его часами. Мне даже удалось уговорить мастера принять мой заказ на этот год, и то благодаря только тому, что ему было интересно поговорить об Украине, о том, что у нас происходило осенью и зимой прошлого года. Более того, он сделает все надписи на украинском языке. Это будут без преувеличения уникальные часы.
- Где продаются часы независимых мастеров?
- Практически нигде. Один магазин есть в Женеве, один — в Гонконге. И недавно появился в Москве, где спрос на оригинальные часы стремительно растет. К сожалению, в Украине появления часов последних поколений ожидать не приходится. Наш рынок поделен между двумя крупными компаниями-поставщиками, которые навязывают покупателям ограниченный и далекий от мировых тенденций моды ассортимент. Это особенно ощутимо в секторе часов для женщин, где незаслуженно доминируют «Жакоб» и Кб» и «Техномарин». Основной подход — побольше золота и бриллиантов в соответствии с непритязательными вкусами покупателей-мужчин. Что вызывает сожаление.
Новая швейцарская компания «Циклос» представила серию часов с циферблатами, меняющими цвет в зависимости от времени суток, с показаниями восхода и захода Солнца. Казалось, неприменимая функция. Но для полярников, работающих в условиях полярной ночи, очень даже полезная | |
Чтобы увидеть часы голландского мастера Ван дер Клау, гости выстраивались в очередь | |
Новую серию представил законодатель моды в эротических часах Свен Андерсон. Эта традиция существует с XVIII века. Сюжеты самые разные — от матросских развлечений до свидания Клинтона с Левински. В зависимости от особенностей общественной морали в той или иной стране фривольные сюжеты располагаются либо на циферблате, либо на задней крышке. Такие часы покупают коллекционеры, представители шоу-бизнеса, состоятельная молодежь (цена — от 50 тысяч евро) | |
Турбийон (фр. — вихрь, круговорот) был изобретен в 1801 году Авраамом-Луи Бреге, чтобы нивелировать отрицательное влияние гравитации на работу часового механизма. В модели «Бреге», созданной к 200-летию турбийона, устройство в точности повторяло изобретение знаменитого часовщика. Модель, представленная в Базеле, является вариацией знаменитой серии. Крышка закрывает турбийон, а для обозрения остается небольшой циферблат | |
В прошлом году появились часы «Магеллан». В их дизайне отражена история географических открытий. Они абсолютно уникальны и узнаваемы, поэтому на циферблате даже нет названия. На подобные часы записываются в очередь на несколько лет вперед. Полюбили их новые русские, заказывающие оформление, например, крупным бриллиантом, символизирующим Москву | |
В этом году один из грандов часового искусства — «Вашерон Константин» — отмечает 250-летие. К юбилею подготовлена целая коллекция уникальных часов. Один из образцов — золотые настольные часы «Кабинет» — был продан на аукционе за 2,2 миллиона швейцарских франков. Это произведение не только часового, но и ювелирного искусства, где механика соперничает с дизайнерскими находками |
687
Читайте нас у Facebook