ПОИСК
Події

Украинский самолет «руслан» доставил из рима в эфиопию древнюю каменную стелу высотой с десятиэтажный дом

0:00 30 квітня 2005
Сложнейшая транспортная операция, за которую не взялась ни одна авиакомпания в мире, была успешно проведена «Авиалиниями Антонова»

За почти 60 послевоенных лет Аксумская стела стала одной из достопримечательностей Рима. Ежедневно возле нее фотографировались сотни, если не тысячи туристов. Однако этот шедевр древних зодчих (он занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО), созданный 1700 лет назад, пришлось вернуть в Эфиопию, откуда его вывезли в 1937 году войска итальянского диктатора Бенито Муссолини. Подготовка к перевозке стелы на родину заняла три года. Гранитный монолит пришлось разрезать на три части. Возвращение военного трофея обошлось казне Италии примерно в 9 миллионов долларов. А переправить стелу по воздуху оказалось под силу только украинским летчикам-испытателям из «Авиалиний Антонова», летающим на отечественных лайнерах «Руслан».

Правительство Эфиопии стало добиваться возвращения Аксумской стелы сразу после окончания Второй мировой войны. Наконец Италия дала согласие и даже взяла на себя все расходы. Но как древний монолит высотой 24 метра (примерно с 10-этажный дом) и весом 160 тонн, перевезти из Европы в Африку, в маленький городок Аксум, затерянный в горах? Узнав, что в минувший понедельник эта уникальная операция была выполнена, мы поспешили в Гостомель (город в получасе езды от Киева), где расположена воздушная гавань антоновского КБ, самолеты которого — «Руслан и «Мрия» — перевозят огромные грузы по всему миру.

- Я с удовольствием помог бы вам увидеться с летчиками, которые доставили Аксумскую стелу из Рима в Эфиопию, но они еще в загранкомандировке, — сообщил корреспондентам «ФАКТОВ» исполнительный директор авиакомпании «Авиалинии Антонова» Константин Лушаков.  — По одному из итальянских телеканалов показывали, как наш «Руслан» встречали в Аксуме: толпы людей, священнослужители, оркестр, знамена… Для эфиопов Аксумская стела — национальная и религиозная святыня. Доставить ее было делом нешуточным. Аксум, который в древности был очень сильным и влиятельным государством, ныне пыльный провинциальный городок. Мне однажды довелось там побывать. Большие транспортные самолеты на аксумском аэродроме никогда не садились. Соответственно, и взлетно-посадочная полоса короткая, нет наземного оборудования, которым оснащены современные аэродромы. Проблемы при посадке создают также условия высокогорья и жара. Поэтому от затеи с доставкой в Эфиопию гигантской стелы, пусть даже разрезанной на части, отказались все авиакомпании, к которым обращались итальянцы, кроме нашей. Украинские специалисты съездили в Рим, увидели монолит, провели расчеты и решили: сможем. Дело в том, что успех при посадке в Аксуме во многом зависел от мастерства экипажа. А у нас пилоты экстра-класса — летчики-испытатели. Сложные полеты — неотъемлемая часть их повседневной работы. К тому же опыт посадок на подобных аэродромах у пилотов есть. Кстати, недавно «Авиалинии Антонова» выиграли тендер на перевозку войск ООН, и наши летчики отправятся в столицу Непала Катманду. Там им предстоит посадка еще более сложная, чем в Эфиопии: город и аэродром окружены горами. Перелетел через вершины — и резко «ныряй» на взлетно-посадочную полосу. На огромном «Руслане» сделать это непросто. Члены экипажей готовятся к сложным посадкам на специальном тренажере, позволяющем воссоздавать особенности любого аэродрома.

Экипаж, который перевозил стелу, возглавлял командир летного отряда «Авиалиний Антонова», летчик-испытатель 1-го класса Анатолий Моисеев. Непростая задача была выполнена в три захода — по предложению наших инженеров итальянцы разрезали стелу на фрагменты примерно по 55 тонн каждый. Для «Руслана» это «детский» вес, резали стелу из-за ее длины. Впрочем, поначалу была идея перевезти раритет целиком — на «Мрии», ведь это самый большой в мире самолет. Но оказалось, что и в фюзеляже «Мрии» стела не поместилась бы, поэтому было решено перевозить монумент по частям на «Руслане». Итальянцы усовершенствовали аэродром в Аксуме, немного удлинили взлетную полосу (до 2400 метров), а также укрепили мосты и расширили дороги, ведущие к месту, где стела будет установлена. Словом, вернуть памятник старины в Эфиопию оказалось гораздо сложнее, чем некогда вывезти в Рим (войска Муссолини доставили стелу в Италию по морю).

РЕКЛАМА

Согласно расчетам, «Руслан» с грузом мог благополучно сесть в Аксуме, если температура воздуха там не превышает 15 градусов тепла. В апреле в Эфиопии столбик термометра опускается до такой отметки только по ночам, но на аксумском аэродроме нет освещения взлетно-посадочной полосы. Поэтому украинцы решили лететь ночью, чтобы приземлиться в первые минуты после восхода солнца. План сработал. Помогло и то, что ради облегчения веса самолета брали минимальный запас горючего.

- Нам пришлось вытребовать у итальянского правительства письменные гарантии, что в Риме «Руслан» не будет задержан, — продолжает Константин Лушаков.  — История с арестами длится уже почти два года. Все это время наши «Русланы» не могут летать в страны Запада. Дело в том, что Фонд госимущества Украины якобы задолжал одной кипрской компании, а та обратилась в Международный арбитражный суд в Стокгольме, решение которого выполняют все развитые страны. Вот за нашими самолетами и «охотятся»: мол, «Авиалинии Антонова» — государственная компания. Хотя, согласно украинскому законодательству, мы не несем ответственности за долги государства. Правда, один самолет, простоявший полтора года в Канаде, удалось вернуть, и на этой неделе он отправляется в первый после ареста рейс. А вот «Руслан», задержанный в Бельгии, пока не «освободили». Заседание тамошнего суда состоялось 22 апреля, но нужное нам решение не было принято. Следующее заседание назначено на 4 ноября.

РЕКЛАМА

Из-за истории с арестом итальянцы, похоже, не очень-то стремились нанимать антоновцев, но альтернативы не было. Пришлось давать гарантии неприкосновенности «Руслана».

Заметим, что Аксумская стела, которую украинцы перевозили из Рима, не единственная и не самая большая в Эфиопии. Ученые предполагают, что эти монументы устанавливали в память о правителях Аксумского царства. Остается загадкой, как древние зодчие умудрялись высекать из цельных кусков камня такие огромные стелы и транспортировать их.

РЕКЛАМА

Эфиопия, как, кстати, и Украина, добивается от ряда стран возвращения многих раритетов, вывезенных в прошлые века. В 1868 году после эфиопского похода английской армии понадобилось 200 мулов и 15 слонов для перевозки захваченных древних манускриптов. Все, что впоследствии оказалось в Британском музее, возврату не подлежит. Но, например, святыню эфиопских христиан (их в этой стране около 25 миллионов) — древнюю копию Ноева ковчега, обнаруженную в одной из церквей Эдинбурга, недавно вернули. Оказалось, ковчег вывез в Британию и подарил храму английский офицер.

321

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів