Создатель кинохитов «человек с бульвара капуцинов», «ищите женщину» алла сурикова:»люблю немножко выпить водочки, но на съемочной площадке не переношу даже запаха алкоголя»
Народная артистка России Алла Сурикова, конечно же, должна быть народным режиссером, но такого звания еще не придумали. Она наверняка единственная женщина-режиссер в мире, принципиально снимающая только комедии. Более того, даже кинофестиваль организовала — «Улыбнись, Россия!» Какими только титулами и призами ее не награждали: «за мужской характер и женское кокетство», «за лучшую драку среди артистов». Алла Ильинична начинала свой карьерный путь на Киевской киностудии имени Александра Довженко. Прежде, чем появились на свет ее «Суета сует», «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину», «Будьте моим мужем», «Хочу в тюрьму», «Дети понедельника», «Две стрелы», «Чокнутые», «Московские каникулы», Алла Сурикова была грузчиком, слесарем, лаборанткой, занималась наукой.
«На Киностудии имени Александра Довженко мне сказали: «В крайнем случае вам светит работать помощником режиссера»
- Я родилась и училась в Киеве. Оттуда родом мой отец, там же родилась дочь и три моих мужа, — рассказывает Алла Сурикова. — Там же похоронены мои близкие. Я очень люблю этот красивый, теплый, комфортный и почему-то строгий ко мне город. Но сейчас бываю там крайне редко — давно прописалась в Москве, а жизнь суетна.
- Почему строгий?
- Мой путь был непростым. Казалось, что стать кинорежиссером — это все равно что допрыгнуть до Луны. Когда мой дядя, художник, повел меня к одному режиссеру на студию имени Александра Довженко, тот, посмотрев на меня, сказал: «Деточка, в крайнем случае вам светит работать помощником режиссера». Одно время я хотела стать актрисой, и другой мой дядя, актер, работавший в Одессе, представил меня профессору Голубинскому. Когда я читала монолог из пьесы Островского, он сделал лишь одно замечание: «Алла, что вы «шокаете» и «гакаете»?» С тех пор я перестала «шокать» и «гакать», слежу за своей речью, но желание быть актрисой пропало. Занялась наукой: вечером училась в университете на отделении русского языка и литературы, утром посещала занятия на отделении математической лингвистики. Днем подрабатывала лаборантом на кафедре высшей математики. Сдала кандидатский минимум и собиралась заниматься серьезной наукой. Но сидел во мне какой-то червь, и я в одночасье бросила науку и ушла на телевидение. Потом — в кино. На телевидении работала в молодежной редакции. Помню свой первый репортаж «Увага, на порозi жнива». Ни разу до этого не была в деревне, а тут меня катапультировали в сельское хозяйство. После этого репортажа я усвоила: чтобы сделать настоящий материал, нужно хорошо знать тему. Тогда главный редактор на летучке, анализируя программы недели, сказал: «Это был самый плохой репортаж».
- Слыхала, вы еще работали грузчиком в магазине учебных пособий?
- После школы я поступала в институт легкой промышленности, и требовался стаж работы по специальности Так вот, курсы на киностудии, казалось, ничего мне не дали. Толчком для карьеры послужил случай. Я работала помощником у Виктора Михайловича Иванова на картине про землетрясение в Средней Азии. Помню: в темном зале идет озвучание, я увидела эпизод, который снимал его сын, и в тишине сказала: «Хорошо снято». И вдруг раздается крик Иванова: «Хорошо?! Что она понимает! Гениально!» Он меня разозлил: вдруг захотелось доказать, что понимаю и могу. Но помрежем я была очень хорошим. Так, для массовки фильма нашла и привезла двенадцать узбекских девочек и мальчиков, все они ночевали у меня дома. Мотаясь по комиссионкам, для художника фильма добывала тюль определенного цвета, а за каким-то блюдом, которое несколько раз разбивается в кадре, ездила на фарфоровый завод за город. В поисках роз, которые, по мнению художника, должны были быть только коралловыми, а не розовыми или красными, перерыла весь ботанический сад
Потом работала у замечательного Кости Ершова на «Маленьком школьном оркестре», где в эпизоде снялась моя дочь Кира вместе с сыном знаменитого художника Давида Боровского. Именно Костя подарил мне какое-то ощущение праздника от кино.
- Алла Ильинична, а вы, памятуя о тех годах, дарите своим коллегам на съемках праздник?
- Стараюсь, насколько возможно. Ведь это кусок жизни, и мне очень хочется, чтобы люди, которые со мной работали, хотели этого снова. Люблю, когда у актеров хорошее настроение. Тогда они легче импровизируют, у них появляются идеи. Но не все гладко бывает в кинематографическом мире
Кроме того, хотя сама к алкоголю отношусь вполне терпимо, более того, у меня есть любимые напитки — кампари, виски, водочки люблю немножко выпить, но на съемочной площадке категорически не переношу даже запаха алкоголя. На меня это действует, как красное на быка, начинаю заводиться. Могу выгнать человека со съемки, даже отменить съемку.
«Приехав в Тбилиси делать пробы с Софико Чиаурели, мы попали к таким гостеприимным хозяевам, что о цели своего визита вспомнили только в Москве»
- Леонид Ярмольник как-то сказал, что «Сурикова — маэстро импровизации». Не каждый режиссер позволяет актерам импровизировать.
- И не все актеры это могут: некоторые любят жесткое руководство. Но комедия — это всегда чуточку импровизация. Разные актеры могут играть одно и то же, но у одного выходит смешно, а у другого — нет. Леня в этом смысле просто кладезь. В картине «Человек с бульвара Капуцинов» у него в сценарии была всего одна фраза. Но он, начиная с первых кадров, когда пытается выпить, и до конца просто сделал себе роль. В картине «Хочу в тюрьму» меня поразил очень искренний актер Владимир Ильин, который может сниматься на равных даже с ребенком, а это очень редкое качество.
- Критики называют фильм «Ищите женщину» почти идеальным.
- Он сделан практически весь в павильоне, без выходов на улицы. Париж нам отсняла другая съемочная группа, которая в это время ездила туда на свои съемки. В фильме чистый звук — это был первый опыт без специального озвучания. В то время требовались обязательные пробы, и мы поехали в Тбилиси к Софико Чиаурели, попав в гостеприимные объятия ее мужа — знаменитого Коте Махарадзе. Тогда еще была жива и мать актрисы — легендарная Верико Анджапаридзе. В Тбилиси мы провели пять незабываемых дней, а когда уже ехали обратно, вспомнили, что позабыли сделать фотопробы Софико! В Москве просто пересняли ее портрет с календаря 20-летней давности.
Алла Сурикова — стопроцентная оптимистка. Когда ей плохо, «лечится» исключительно работой. Если ее нет, придумывает. Когда в 1991-1995 годах не было денег на новые фильмы, она на подаренную ей маленькую цифровую камеру сняла пробы к шести игровым картинам и несколько документальных фильмов. Часто цитирует афоризм: не воспринимайте жизнь слишком серьезно, все равно живым никто не выйдет. Когда Аллу Ильиничну ограбили, она лишь огорчилась, что по дому гуляли чужие люди, и восприняла все как мелкую неприятность. Она искренне верит: если где-то минус, то обязательно взамен получишь плюс. Может, потому и к личной жизни относится мудро, считая, что идеальная семейная жизнь — это плавание параллельными курсами. Три ее мужа дружат друг с другом, и все обожают Аллу.
- Вы сразу представляете, кто должен играть ту или иную роль в вашем новом фильме, или проводите кинопробы?
- Раньше всегда знала, кого хочу снимать. Но сегодня кино продюсерское, и именно продюсер часто диктует свои условия. Вот, скажем, я знала, что в «Детях понедельника» главную роль должен играть Игорь Скляр. Мне нужен был такой отрицательно-обаятельный актер, который слишком красив, чтобы быть положительным. И я убедила в этом продюсера. А вот с женскими образами был вопрос. Я пробовала одну пару, вторую, третью, но продюсеру все не подходило. Так, наконец, появились Таня Догилева и Ира Розанова.
«Знаю, если мне понадобится помощь, обязательно примчится Леня Ярмольник»
- Вам наверняка часто задают вопрос о так называемом женском и мужском кино?
- Я такого разделения не принимаю. Считаю, это чисто шовинистическая мужская придумка. Что, кино Киры Муратовой женское? И если в «Человеке с бульвара Капуцинов» никто по-настоящему не умирает, то это еще не значит, что оно женское. Не хочу называть фамилий, но у моих коллег-мужчин есть много сопливых картин. Просто и в России, и в Украине не очень много женщин-писателей, режиссеров, которые работают в жанре комедии. Я знаю, что во Франции проходит фестиваль женского кино, где показывают фильмы про контрацепцию, аборты, про то, какие мужики сволочи и как тяжела женская судьба. Я о таком не снимаю, поэтому, если хотите, в этом смысле у меня мужское кино.
- В одном интервью Галина Польских сказала о вас: «Алла Сурикова умеет дружить».
- В общем, да. Хотя кино разводит людей. Как-то на картине «Будьте моим мужем» мы пили молодое вино на даче, где снимались, и Лена Проклова произнесла такой тост: «Я ненавижу кино, потому что на съемках оно соединяет людей — они становятся ближе, чем семья, а потом картина заканчивается, и люди расходятся. Года через два можно встретить человека, который был тебе самым близким, и на вопрос «Как дела?» не услышать его ответа — он уже мало интересен». Тем не менее есть несколько актеров, с которыми я дружу, независимо от того, снимаются они у меня сейчас или нет. Это Николай Караченцов, Ольга Кабо, Галина Польских. Армен Борисович Джигарханян всегда обязательно звонит под Новый год. И я знаю, что если у меня будет какая-то сложная ситуация и понадобится помощь, то обязательно примчится Леня Ярмольник. После смерти Андрея Миронова я очень дружила с его мамой Марией Владимировной. Андрей познакомил нас на Рижском взморье.
- Андрей Миронов снимался в ваших картинах «Будьте моим мужем» и «Человек с бульвара Капуцинов» (по сути, последнем своем фильме). Он, наверное, особая глава в вашей книге?
- Об Андрее я могу говорить много и долго, потому что для меня это был не только замечательный актер и человек, но и близкий друг и, если хотите, учитель. Моей дочери Кире он дал очень мощный урок. Перед съемками «Будьте моим мужем» она приехала из Киева, где жила у моих родителей. Идем мы с ней по коридору «Мосфильма», навстречу — Андрей: «Я тут сегодня вам звонил и спросил у вашей дочери, где мама. Она ответила: «Та я не знаю, та мама на работе, та шо такое?» Он ее так смешно передразнил, что Кира покраснела, покрылась пятнами Сейчас она свободно владеет четырьмя языками — украинским, русским, английским и французским (во Франции Кира долго жила с мужем).
- У вас очень красивая дочь. Вы никогда «не видели» ее в актерской профессии?
- Кира почти в каждой моей картине играла в маленьких эпизодах, а в фильме «Хочу в тюрьму» даже сыграла одну из главных ролей. Вообще Кира очень хорошо и много пишет, у нее талант. Печатается. Сейчас воспитывает двоих детей.
- Наверняка не без влияния своих внуков вы сняли недавно детский фильм?
- Я начинала с детских фильмов. По образованию — сценарист и режиссер детского кино. Стало обидно: почему наши дети должны смотреть только Гарри Поттера? Потому сначала был снят четырехсерийный телефильм «Если завтра в поход», а потом и его киноверсия — «Тайна «Волчьей пасти».
- А изменить своей любимой комедии и снять какой-то боевик, на который можно легко и деньги найти, и шума наделает больше, нет желания?
- Я всегда помню слова великого Рузвельта, сказанные им в период Великой депрессии в Америке: «Смейтесь, черт вас возьми!» Он тогда поддержал все, что давало людям возможность смеяться. Я с ним солидарна.
379
Читайте нас у Facebook