Все 45 тысяч гривен, накопленные на выпускной вечер, 95 курсантов харьковской юридической академии без раздумий отдали для спасения своего товарища, у которого обнаружили опухоль мозга
Операцию назначили через три дня после обследования — парень мог умереть в любой момент
Решение полтавчанина Саши Павлова стать следователем СБУ было не случайным. Его отец отдал работе в службе безопасности 23 года. Поэтому, поступив в Харьковскую юридическую академию им. Ярослава Мудрого, парень учился с огромным удовольствием.
- Во время учебы у ребят случаются разные проблемы, но у Павлова никогда не возникало никаких осложнений, — рассказывает начальник курса майор Игорь Гуськов. — Отличник, много внимания уделял своей физической подготовке.
Саша был не из тех, кто паникует из-за чуть повышенной температуры, поэтому на появившиеся в конце четвертого курса приступы головной боли и тошноты не обратил внимания. Забеспокоился лишь, когда начались проблемы со зрением. Стало невозможно читать — строчки прыгали и расплывались перед глазами. Курсант обратился к врачу, которая поставила диагноз нистагм (непроизвольные, быстро следующие друг за другом движения глаз). Это может быть симптомом серьезных заболеваний, но дальнейшего обследования доктор не назначила.
- Когда вспоминаю об этом, до сих пор не могу успокоиться, — говорит мама Саши Наталья Михайловна. — Все медики должны знать, что нистагм, тем более такой сильный, как у сына, должен служить сигналом к проведению томографии. Если бы врач назначила это исследование сразу, проблем у нас было бы меньше. Но она выписала Саше витамины, которые стимулировали рост опухоли. Когда мы все-таки сделали томографию, новообразование было уже размером 5 на 4,5 сантиметра.
Впрочем, тогда Саше было не до болезней — все его мысли занимала Алиса, с которой он познакомился на курорте. Они провели вместе всего шесть дней. Но у парня сомнений не было, что это и есть та единственная, с которой он хотел бы прожить всю жизнь. Встречать 2005-й год он поехал к любимой в Черновцы, прихватив золотое колечко. Правда, до предложения дело не дошло. Девушка не была готова к такому повороту событий.
- После поездки в Черновцы сын заехал домой и приболел, — рассказывает Наталья Михайловна. — А как-то утром ему стало совсем плохо. Я попросила знакомую медсестру обследовать Сашу. В Харькове уже через три дня назначили операцию.
- Павлов находился на грани смерти, — рассказывает заведующий нейрохирургическим отделением харьковской клинической больницы Ь 7 Александр Гаврюшин. — У него оказалась обширная опухоль, расположенная в задней черепной ямке. Операция была очень сложная, поскольку опухоль проросла в ствол головного мозга — туда, где кроется вся жизнь. Когда спрашивают, где у человека душа, я думаю, что она находится именно в стволе. Потому что там сосредоточены центры дыхания, кровообращения, жизни. Даже небольшие процессы в этом месте приводят к гибели. А у Саши опухоль была огромная — в пять раз больше самого ствола. Исход таких хирургических вмешательств трудно предсказуем: даже если операция проходит успешно, процесс отделения опухоли сопровождается тяжелыми нарушениями работы головного мозга. Человек может умереть или на всю жизнь остаться полностью парализованным.
Родители пытались отговорить сына до операции сообщать Алисе о случившемся. Но у Саши на этот счет не было никаких сомнений: «Не могу утаивать что-то от любимой». Узнав о беде, девушка примчалась в Харьков за день до операции. И осталась навсегда.
Невеста Саши круглосуточно дежурила возле него
Длившаяся пять часов операция прошла успешно. Отойдя от наркоза, Саша был необычайно разговорчив. А потом началось осложнение: развился отек мозга. Потянулись страшные дни, когда надежды на то, что все будет хорошо, не оставалось.
- Мы с Алисой круглосуточно дежурили возле его кровати, — говорит мама Саши. — Отойти нельзя было ни на минуту. Сын совершенно не понимал, что делал. Его глаза смотрели в разные стороны Но врачи говорили, что для такой сложной операции это нормально.
- Мы по очереди приходили в больницу каждый день, — продолжает однокурсник Павлова Евгений. — Надеялись, если он даже в бессознательном состоянии будет видеть разные лица, это поможет ему быстрее встать на ноги.
Тяжелый период длился две недели. Потом Саша начал постепенно приходить в себя. Но возникла новая проблема: для послеоперационной реабилитации понадобились деньги. И немалые.
- После подобных операций во всем мире больным показан американский препарат темодал, который недавно появился на рынке Украины, — говорит Александр Гаврюшин. — Но он очень дорогой, и немногие пациенты могут позволить себе купить его.
Для того чтобы пройти необходимые пять курсов лечения, требовалось не менее сорока тысяч гривен. Таких денег в семье Павловых никогда не было. Родители всерьез задумались, чтобы продать свою полтавскую квартиру И тут на помощь пришли однокурсники сына.
- Начиная с III курса, мы откладывали с каждой стипендии деньги на выпускной вечер, — рассказывает Евгений. — В банке скопилось почти 45 тысяч гривен. Этой суммы хватало на лечение Саши.
Чтобы не «давить» на ребят, начальник курса Игорь Гуськов вышел из актового зала, где проходило собрание курса. Но обсуждение вопроса заняло не больше двух минут — все 95 курсантов единогласно отдали накопленные деньги для спасения жизни Александра Павлова. Проблема с лекарством была решена.
- Конечно, дружба и солидарность курсантов сыграли огромную роль, — говорит Александр Гаврюшин. — Без их поддержки Саше было бы сложно встать на ноги. И девушка у него просто уникальная. Весь месяц, пока Саша лежал в больнице, она ухаживала за ним. Мы редко видим такое, тем более со стороны молодых невест.
Вернувшись домой, парень очень волновался, что не сможет получить долгожданный диплом. Он боялся, что его комиссуют по состоянию здоровья. Александр не мог смириться с тем, что всего за полгода до окончания учебы он навсегда лишится лейтенантских погон, о которых так мечтал. Но за неделю до выпускного вечера начальник курса лично привез ему офицерскую форму.
- Я провел у него дома часа два, и все это время Саша сидел и гладил рукой свою новую форму, — рассказывает Игорь Гуськов. — Вы знаете, я плакал два раза. Первый — когда увидел парня в больнице, а второй — у него дома. Возможно, это не красит мужчину. Но когда такая история происходит не в сериале, а в жизни, сдержаться невозможно.
А выпускной вечер, которым курсанты пожертвовали ради спасения друга, очень даже удался. И главным действующим лицом на нем был Саша Павлов. Тогда он, правда, почти не мог говорить и ходил лишь с помощью своей невесты. Чтобы вручить выпускнику диплом, ректор академии Василий Таций спустился в зал и сам подошел к Саше. Парень неуверенно встал, и зал взорвался аплодисментами
«Дома у меня почти год продолжается настоящее «Исцеление любовью»
- Глядя сейчас на Сашу, сложно представить, каким он был, — готовила меня к встрече с сыном Наталья Михайловна. — Раньше он ни минуты не сидел на месте, все время куда-то торопился. Бывало, приезжал из Харькова поздно вечером, врывался в дом ураганом и потом всю ночь пел мне свои песни под гитару. Умный, красивый, сильный. Я думала, у меня растет подарок кому-то, а получилось наоборот. Помню, однажды меня неприятно поразили слова в его песне: «Как мало я прожил, как мало сделал». Говорю: «Сынок, это ведь в том смысле, что все еще впереди?» А теперь вспоминаю о них и мурашки по коже.
Нет слов, чтобы выразить благодарность однокурсникам Саши, учителям и родителям, воспитавших таких замечательных людей. Конечно, сыну пришлось бы очень тяжело, не будь с ним рядом Алиса, которая поддерживала всех нас своей верой. Бывает, у меня уже опустятся руки, но потом посмотрю, как светятся их глаза, и верю, что все будет хорошо. Когда коллеги по работе начинают обсуждать сериал «Исцеление любовью», я отмахиваюсь. Зачем мне сериалы, ведь самое настоящее исцеление любовью происходит у меня дома уже почти год.
Дома у Павловых меня встречает высокий парень. Он говорит медленно и тихо, сильно растягивая слова. Поначалу его довольно сложно понять. Движения скованные, одну ногу он заметно приволакивает. Спускаться и подниматься по лестнице на девятый этаж Саша научится еще не скоро. Каждый раз, когда он отправляется на прогулку, все в семье молятся, чтобы старенький лифт не сломался. Ежик недавно отросших волос еще не прикрывает шрама на затылке, а напряженные мышцы лица напоминают о тяжести перенесенной операции. Рядом с ним — очень красивая энергичная девушка с густыми пшеничными волосами. Саша и Алиса постоянно держатся за руки и не сводят друг с друга глаз. Глядя на них, не возникает никаких сомнений, что все будет хорошо. Инвалидность I группы — еще не смертный приговор. Вот и врач Александр Гаврюшин говорил, что организм молодой, поэтому возможна полная реабилитация.
- Он ведь хитро поступил, — смеется Алиса. — Только его привезли в палату после операции (лицо перекошено, глаза в разные стороны), он тут же спрашивает: «Ну что, ты выйдешь за меня замуж?» Как тут было отказать?! Вскоре и дату свадьбы назначили — 7 августа. В этом году, правда, не вышло, но в следующем точно получится. Вам сейчас, наверное, страшновато на Сашу смотреть, но вы не знаете, с чего мы начинали. А теперь уже все хорошо, Сашенька почти такой же красавец, как был раньше. Грустить и унывать некогда, ведь впереди столько дел: сыграть свадьбу, выйти на работу, родить ребенка, а лучше двоих. Если будет сын, назовем Сашей — в честь отца, дедушки и врача.
Алису на самом деле зовут по-другому, но она очень просила не называть ее настоящего имени. О том, что у ее любимого проблемы со здоровьем, знают только родители и самые близкие подруги.
- Слишком часто приходилось сталкиваться с негативной реакцией со стороны некоторых,- грустно улыбается девушка. — Даже в больнице находились бабушки, которые причитали: «Что ты здесь делаешь, девочка? Беги отсюда!» И редко кто говорил: «Да, ты молодец!» Большинство почему-то считают своим долгом рассказать мне, какая я дура, «переживают», что моя жизнь посвящена инвалиду. Я отвечаю: «Прекрасно, я проведу молодые годы с лучшим в мире человеком. И все остальные годы — тоже».
- Но вы-то сами чувствуете, что совершаете подвиг?
- Да при чем тут подвиг? — удивленно поднимает на меня глаза девушка. — Мы просто очень любим друг друга.
P. S. Автор благодарит пресс-службу СБУ в Харьковской области за помощь в подготовке материала.
2386
Читайте нас у Facebook