ПОИСК
Події

«если приговор не пересмотрят и придется отмотать весь срок, вернусь на волю и… Доворую», -предупреждает квартирный вор-профессионал, ограбивший около 200 квартир

0:00 29 грудня 2005
Інф. «ФАКТІВ»
Опытный «домушник», осужденный на шесть лет лишения свободы, рассказал корреспонденту «ФАКТОВ», где нужно прятать от него деньги и почему хозяева обворованных квартир угощали его кофе За квартирным вором, который на протяжении трех лет обчистил около 200 квартир в разных городах Западной Украины, охотились оперативники шести областей. Однако опытному «домушнику» каждый раз удавалось улизнуть. При этом он словно нарочно дразнил оперативников, оставляя в ограбленных жилищах отпечатки пальцев. Для поимки преступника в ходе специально разработанной операции задействовали отряд «Беркута». Но вор и не думал чинить отпор. Покорно вдев руки в наручники, он философски заметил: «Пришло время платить по счетам… »

«Собственноручно изготовленной универсальной отмычкой он вскрывал любые замки, кроме электронных»

40-летний житель Львова Зиновий Мартыняк десять лет назад уже был осужден за грабеж квартиры. Однако, выйдя на свободу, вновь взялся за старое. Дабы запутать следы, сменил прежнюю фамилию на… девичью фамилию первой жены. И хотя отпечатки пальцев Мартыняка хранились в милицейской базе данных, установить его личность удалось не сразу.

- Мартыняк стал экстра-профессионалом в своем деле, — считает прокурор отдела поддержки государственного обвинения в судах Черновицкой областной прокуратуры Олег Поштарь.  — Собственноручно изготовленной универсальной отмычкой он вскрывал любые замки, кроме электронных. Промышлял в многоэтажках, где часто соседи друг друга в лицо не знают. На «чистку» квартиры отводил не более трех минут. Брал только золото и деньги, а если за это время ничего ценного не обнаруживал, уходил. Как объяснял в суде, так безопасней: сложил все в небольшой пакет и вышел из подъезда, не вызывая подозрений.

Всего же за три года Зиновий Мартыняк наворовал ценных вещей на сумму около 500 тысяч гривен! Обладая феноменальной памятью, он детально помнил обстановку квартир, в каком месте взял вещи, а суммы называл с точностью до копейки! Надо сказать, это «интеллигентный» грабитель! Если, проникнув в квартиру, видел, что там есть люди, тихонечко выходил. Не забыв при этом тихо закрыть за собой дверь!

РЕКЛАМА

«Покормившись» в одном городе, Зиновий, не задерживаясь, перебирался в другой, причем в «отработанный» обычно не возвращался. Но однажды это правило нарушил, за что и поплатился. Черновцы слывут городом богатым: здесь находится один из самых крупных оптовых рынков в Украине — «Калиновский». Многие черновчане ездят на заработки за границу, благо, до кордона рукой подать. Поэтому и цены на жилье не ниже столичных.

- В Черновцы Зиновий приезжал из Львова… на такси, — говорит старший следователь следственного управления Главного управления МВД в Черновицкой области Анатолий Гуцул.  — Объяснял водителю: мол, сестра попросила забрать вещи из квартиры. И пока таксист ожидал у подъезда, Мартыняк спокойно обворовывал квартиры черновчан. После его третьего визита в город наши сыщики напали на след. Задерживали вора львовские коллеги, однако для следствия он был передан черновицкой милиции.

РЕКЛАМА

Следствие над Зиновием Мартыняком длилось шесть месяцев: чтобы описать все эпизоды краж, понадобилось 30 томов! Только на разные экспертизы было потрачено 23 тысячи гривен. В качестве потерпевших по делу проходили около 200 жителей Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской, Хмельницкой и Черновицкой областей.

Когда Зиновия спросили, зачем понадобилось сколько воровать и как он распорядился деньгами, он поведал душещипательную историю. Мол, теща перенесла тяжелую операцию по пересадке почек. Оперировали тещу в Лондоне, и стоило это 40 тысяч евро. Поскольку стоял вопрос о жизни и смерти, зять одолжил немалую сумму под проценты. Но это лишь красивая легенда. Возможно, Мартыняк надеялся, что суд примет во внимание его благородный поступок и смягчит наказание, однако этого не случилось. Черновицкий областной суд приговорил Зиновия Мартыняка к шести годам лишения свободы.

РЕКЛАМА

По словам старшего помощника прокурора Черновицкой области по вопросам надзора по исполнению наказаний в уголовных делах Михаила Смирнова, осужденный с приговором не согласен и подал апелляцию. Потому как считает, что наказание понес… незаслуженно жесткое! Что же не устраивает вора? Не сам ли говорил, что за все нужно платить? Об этом я решила спросить у самого Зиновия.

«В бедной квартире ничего не трогал. Разве я мародер какой?»

Зиновий Мартыняк содержится в Черновицком СИЗО  — одном из старейших в Украине. Внешне здание очень похоже на столичный университет имени Шевченко, и лишь решетки на окнах выдают режимный объект. В комнату для свиданий Зиновий — щупленький мужичонка низкого роста — вошел смело, держа толстую папку под мышкой.

- Вот мои прошения: я осужден несправедливо! — заявил с ходу Зиновий Мартыняк.  — Думал, получу максимум три года. Этот срок меня устраивал. Но судья в последний момент чего-то испугалась. Кстати, семь тысяч долларов предлагал, да она не взяла. Шесть лет вкатила! Если приговор не пересмотрят и придется отмотать весь срок, вернусь на волю и… доворую. Зря сидеть буду, что ли?

Говорил Зиновий так убедительно, что сомнений не оставалось: он свое слово сдержит. Если так, то к чему готовиться следующим жертвам квартирного вора? Для начала я поинтересовалась, как он выбирает квартиры.

- Не поверите — интуитивно! — признается Зиновий.  — Подошел к двери, прислушался к себе: если екнуло внутри, значит, надо брать. Случалось, конечно, чутье подводило. Но в бедной квартире ничего не трогал. Разве я мародер какой, чтобы последние две гривни у старушки-пенсионерки отнимать? Брал у тех, кто богаче. Бывало, находил в тайниках по пять тысяч долларов. Однажды повезло по-крупному: взял 18 тысяч евро!

По словам Мартыняка, определить, есть ли в квартире хозяева, очень просто: если дверь закрыта на два замка, значит, дома никого нет. На всю операцию уходит около минуты: 20 секунд, чтобы вскрыть замок, и еще пять, чтобы закрыть за собой дверь. На осмотр жилища достаточно еще полторы минуты, ведь люди прячут деньги в одних и тех же местах.

- Первым делом обследовал спальни: большинство прячет деньги под матрацами, — откровенничает Зиновий.  — Любят прятать купюры между бельем в шкафах, в тумбочках, под скатертью на кухонном столе, в банках с крупами, в сливных бачках, вентиляционных трубах. Очень часто кладут деньги в Библию, думают, что вор священную книгу не тронет. Глупые, однако…

- А вот вы, к примеру, где деньги прятали бы?

- На балконе! Туда ни один «домушник» не сунется. Во-первых, чтобы соседи не увидели, а во-вторых, деньги на балконе никто не держит!

Однако я бы никому не советовала брать на вооружение совет Зиновия, поскольку газеты читают не только честные граждане, но и воры. В общем, проявляйте смекалку сами, а лучше храните деньги и драгоценности в банке.

- Как вам удавалось так долго скрываться от милиции?

- Если бы ментам зарплаты больше давали, меня бы давно уже взяли! Я своим «прикормленным» ментам деньги платил, потому и искали долго. Предупреждали меня: мол, будет облава. Приходили по мою душу, а я поднимался этажом выше к соседке, отсиживался. Правда, «прикормленные» же меня и сдали. Не надо было мне в Черновцы соваться…

«На кровати, укрытый одеялом, лежал… громадный дог. Вот так сторож, даже голоса не подал!»

Кроме воровского таланта, Зиновий обладает еще и незаурядными артистическими данными. Будучи много раз застигнутым на месте преступления хозяевами квартир, вор умудрялся каждый раз выходить сухим из воды. Как же у него это получалось?

- Однажды пробрался в квартиру, собрал деньги, золотишко и вдруг слышу: замок открывается, — вспоминает Зиновий.  — Сел на кухне на табуретку и сижу спокойно, жду. Входит дамочка лет тридцати. А я ей: «Как ваша фамилия?» Она, конечно, в шоке. Я такая-то, лепечет. «Ой, извините, — говорю, — я квартирой ошибся. Понимаете, мне один тип денег задолжал… » И начинаю выкладывать из своих карманов ее добро. Дамочка обалдела. «Да вы не стесняйтесь: пересчитайте», — подбадриваю. Она дрожащими руками пересчитала. Да, говорит, все правильно. Я тогда попросил ее кофе сварить. Сварила, сели вместе, выпили по чашечке. Вежливо распрощался и ушел.

В другой раз уже на выходе из квартиры вора застали двое мужчин. Прижали к стенке и хотели вызвать милицию. Однако «домушник» сделал им предложение, от которого те… не смогли отказаться.

- «Мужики, — сказал, — не надо ментов вмешивать. Сами разберемся. Дайте в морду и получите каждый по 100 долларов». Они так и сделали: поколотили и отпустили.

Умеет Зиновий находить общий язык и с домашними животными. Посюсюкает с собачкой и в ванной ее запрет, чтобы не мешала.

- Собаки нынче настолько избалованы хозяевами, что их и бояться нечего, — улыбается Зиновий.  — Однажды вижу: на кровати, укрытый одеялом, лежит… громадный дог! Только глаза в темноте блестят. Видно, заботливые хозяева, уходя на работу, уложили псину отдыхать. Вот так сторож, даже голоса не подал ни разу!

Случалось такое, что хозяева возвращались в квартиру и занимались домашними делами, не подозревая, что в жилище находится вор!

- Один раз просидел под диваном два часа, пока супруги, сидя на этом самом диване, видео смотрели, — сетует Мартыняк.  — Потом, когда муж ушел в ванную, а жена отправилась хлопотать на кухню, вылез и тихонько вышел. Похожая ситуация была и в общежитии Тернопольского медуниверситета. Зашел в комнату, только начал тумбочки проверять — возвращается хозяин-араб. Я под кровать. Араб лег на кровать, а домашние тапочки мне прямо в лицо полетели. Я аккуратно их выдвинул. Он заметил, что тапочки не там, где оставлял, и снова их под кровать забросил. Я вновь их высовываю. Араб голову вниз свесил и смотрит на меня сумасшедшими глазами: «Вы кто?» — «Вор в пальто! Сиди тихо, сейчас уйду».

Как рассказал следователь, вор-артист оказался примерным семьянином: две семьи кормил. Первая жена приезжала несколько раз в Черновцы, приносила бывшему супругу передачи. Вторая проведать не смогла: присматривает за двухлетней дочуркой. Старшей дочери Зиновия четырнадцать лет, она отца навещала.

- Дочка сказала: «Держись, отец! Выйдешь на свободу, и заживем по-старому», — улыбается папаша.

Я спросила Зиновия, на что все-таки уходили украденные деньги? Полмиллиона гривен — сумма немалая.

- Не обзавелся ни машиной, ни квартирой, — ответил Мартыняк.  — Все уходило на жизнь. А что вы удивляетесь? Жизнь нынче очень дорогая…

P. S. «ФАКТЫ» благодарят пресс-секретаря прокурора Черновицкой области Александра Лебедя, а также исполняющего обязанности начальника Центра общественных связей УМВД Буковины Алексея Пономаренко за содействие в подготовке материала.

305

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів