ПОИСК
Культура та мистецтво

Азазелло из «мастера и маргариты» александр филиппенко: «владимира бортко я встретил… На патриарших. Там же получил предложение сняться в фильме по роману булгакова»

0:00 30 грудня 2005
Телепремьера экранизации мистического произведения «побила» по рейтингам популярности даже «Мою прекрасную няню» Обладатель жесткого взгляда, строгого бледного лица и «ленинской» лысины, великолепный актер Александр Филиппенко, сыгравший множество злодеев, — совершенный антипод навязанного ему амплуа отпетого мерзавца. В жизни он обаятельный человек с утонченным чувством юмора.

«Когда я выходил в город перекусить с бельмом на глазу и клыком во рту, люди шарахались в стороны»

- Александр Георгиевич, вы играли в «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты», потом — в «Мастере и Маргарите»… Не боитесь мистических проявлений в реальной жизни?

- Подобные вопросы мне задают довольно часто. Мы все между дьяволом и Богом, лицедейство — опасное занятие. Надеюсь, это только разговоры.

«Мастера и Маргариту» пытались ставить многие, но ничего хорошего из этого не выходило. По-моему, лучше касаться потусторонних сил на съемочной площадке, ведь реальность серьезнее и страшнее, проще и одновременно глубже. Вчитываешься в роман и понимаешь, что это зашифрованный высокохудожественный «дневник переживаний» самого Михаила Булгакова. Ведь одним из подтекстов явно звучит страшная атмосфера того времени — и вездесущие люди из НКВД, караулящие «нехорошую» квартиру, и Варенуха, доносящий в компетентные органы, и многое другое.

РЕКЛАМА

- Вы задействованы в двух киноверсиях романа…

- У Юрия Кары я сыграл Коровьева. Тогда вместе со мной снимались такие звезды, как Анастасия Вертинская, Валентин Гафт, Спартак Мишулин, Михаил Ульянов и многие другие, но фильм так никто и не увидел. К сожалению, я тоже. Мне рассказывали, что в столице есть какое-то кафе, где иногда показывают эту картину…

РЕКЛАМА

Владимира Бортко я встретил на Патриарших, неподалеку от моего дома, тогда же и получил предложение сниматься. В летний теплый день — прямо как в романе Булгакова — показывал друзьям, где проходили съемки «Мастера и Маргариты» Юрия Кары. Заметил, что параллельно с нами движется какая-то группа. Высокий мужчина, как и я, размахивал руками и что-то объяснял своим друзьям. Это был Бортко… В моей коллекции злодеев как раз не хватало Азазелло!

- Кто вам ближе: Коровьев или Азазелло?

РЕКЛАМА

- Как оказалось, у Азазелло не так много «вкусных» сцен. Самую главную фразу он произносит в финале разговора с Маргаритой в Александровском саду: «Ох, и трудный народ эти женщины!»

- Если я верно понял, вы не в восторге от телеверсии творения Булгакова?

- Об этом можно будет судить несколько позже. Мне пришлось четыре дня провести один на один с головой Берлиоза в комнате, обтянутой синей тканью, — очень бездарно и скучно. Когда же предложили еще и скакать на коне, я отказался. А вот Абдулов согласился на живую лошадь — и через шесть часов съемок в «синей» комнате животное просто одурело! Абдулов после этого зарекся скакать на конях…

- И все-таки, случалось ли с вами что-то мистическое на съемках?

- Ничего особенного, если не считать, что целыми днями приходилось щеголять с бельмом на глазу и клыком во рту. Когда выходили в город перекусить, от внешнего вида Азазелло народ шарахался в стороны, дети начинали плакать.

Любопытно получилось и с озвучанием. При последнем просмотре, когда все уже было смонтировано, звук в некоторых местах оказался… стертым. Пришлось заново озвучивать роли, из-за этого телепремьеру перенесли с ноября на декабрь.

«Мне редко признаются в любви»

30s21 kadr.jpg (16792 bytes)- Александр Георгиевич, хотя вы защитили диплом по специальности «Физика быстро протекающих процессов», все же стали «лириком». Почему?

- По распределению я попал в лабораторию института геохимии. Увы, вузовских знаний мне не хватало — чтобы дальше заниматься наукой, надо было вновь засесть за учебники, но мешали ежедневные репетиции и многочисленные спектакли в студенческом театре. И так как большее удовлетворение все же получал от работы в театре, то…

- Не жалеете о таком выборе?

- Даже хвалю себя, когда никто не слышит. Случается, раскаиваюсь, если бывает очень сложно. Человек должен преодолевать себя. Как это удается и чего стоит — знает только он сам. Иногда приходится очень долго ждать хорошей роли, но надо быть всегда готовым к такому предложению. Чтобы не наступил коварный момент — тебе предлагают, а ты уже не можешь — надо все время работать.

- Возраст влияет на выбор ролей?

- Скорее не ролей, а трюков… Помнится, в фильме «Синие зайцы», в котором более четверти века назад я сыграл клоуна Саню, мне пришлось совать голову в пасть тигра. От ужаса зажмуривал глаза, а дальше… ничего не помню. В сериале «Бедная Настя» мне, как предводителю местного дворянства, нужно было скакать на лошади, и я попросил, чтобы это сделали каскадеры…

- Не устаете от отрицательных ролей?

- Таким меня видит режиссер. Та же команда, что снимала «Бедную Настю», теперь собирается делать сериал «Адъютанты любви». Я играю там пожилого князя Куракина, влюбленного во вдовушку. Положительный герой, но масон… (Смеется. )

- Что вам ближе — театр, кино, эстрада?

- Конечно, театр. Общение со зрительным залом, чуткая внимательная публика. Это приятно. Как говорил один старый администратор, когда я приезжал после гастролей: «За кулисы приходили? Да? Очень хорошо».

- Вам женщины в любви объясняются?

- Редко. (Вздыхает. )

- Одолевает ностальгия по прошлому?

- Среди занимательных вещиц, которые я храню, — пластинка «на ребрах». Целое поколение рок-н-ролльщиков и джазистов моего времени выросли на таких. Были люди, которые подпольно нарезали дорожки на рентгеновских снимках. Я украл «скелет» своей любимой бабушки.

- Часто бываете в Украине?

- К сожалению, нет, хотя мои корни из Донбасса и… из Одессы. Папа — из Беляевки Одесской области.

- Как будете встречать Новый год?

- Раньше у нас была традиция: каждое лето и на Новый год мы всей семьей ездили в морские круизы. Я — в составе культурной программы, а семейство просто отдыхало. Совмещали приятное с полезным…

Автор выражает признательность за

помощь в организации интервью

директору одесского Русского драматического театра Александру Копайгоре.

942

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів