Азазелло из «мастера и маргариты» александр филиппенко: «владимира бортко я встретил На патриарших. Там же получил предложение сняться в фильме по роману булгакова»
«Когда я выходил в город перекусить с бельмом на глазу и клыком во рту, люди шарахались в стороны»
- Александр Георгиевич, вы играли в «Звезде и смерти Хоакина Мурьетты», потом — в «Мастере и Маргарите» Не боитесь мистических проявлений в реальной жизни?
- Подобные вопросы мне задают довольно часто. Мы все между дьяволом и Богом, лицедейство — опасное занятие. Надеюсь, это только разговоры.
«Мастера и Маргариту» пытались ставить многие, но ничего хорошего из этого не выходило. По-моему, лучше касаться потусторонних сил на съемочной площадке, ведь реальность серьезнее и страшнее, проще и одновременно глубже. Вчитываешься в роман и понимаешь, что это зашифрованный высокохудожественный «дневник переживаний» самого Михаила Булгакова. Ведь одним из подтекстов явно звучит страшная атмосфера того времени — и вездесущие люди из НКВД, караулящие «нехорошую» квартиру, и Варенуха, доносящий в компетентные органы, и многое другое.
- Вы задействованы в двух киноверсиях романа
- У Юрия Кары я сыграл Коровьева. Тогда вместе со мной снимались такие звезды, как Анастасия Вертинская, Валентин Гафт, Спартак Мишулин, Михаил Ульянов и многие другие, но фильм так никто и не увидел. К сожалению, я тоже. Мне рассказывали, что в столице есть какое-то кафе, где иногда показывают эту картину
Владимира Бортко я встретил на Патриарших, неподалеку от моего дома, тогда же и получил предложение сниматься. В летний теплый день — прямо как в романе Булгакова — показывал друзьям, где проходили съемки «Мастера и Маргариты» Юрия Кары. Заметил, что параллельно с нами движется какая-то группа. Высокий мужчина, как и я, размахивал руками и что-то объяснял своим друзьям. Это был Бортко В моей коллекции злодеев как раз не хватало Азазелло!
- Кто вам ближе: Коровьев или Азазелло?
- Как оказалось, у Азазелло не так много «вкусных» сцен. Самую главную фразу он произносит в финале разговора с Маргаритой в Александровском саду: «Ох, и трудный народ эти женщины!»
- Если я верно понял, вы не в восторге от телеверсии творения Булгакова?
- Об этом можно будет судить несколько позже. Мне пришлось четыре дня провести один на один с головой Берлиоза в комнате, обтянутой синей тканью, — очень бездарно и скучно. Когда же предложили еще и скакать на коне, я отказался. А вот Абдулов согласился на живую лошадь — и через шесть часов съемок в «синей» комнате животное просто одурело! Абдулов после этого зарекся скакать на конях
- И все-таки, случалось ли с вами что-то мистическое на съемках?
- Ничего особенного, если не считать, что целыми днями приходилось щеголять с бельмом на глазу и клыком во рту. Когда выходили в город перекусить, от внешнего вида Азазелло народ шарахался в стороны, дети начинали плакать.
Любопытно получилось и с озвучанием. При последнем просмотре, когда все уже было смонтировано, звук в некоторых местах оказался стертым. Пришлось заново озвучивать роли, из-за этого телепремьеру перенесли с ноября на декабрь.
«Мне редко признаются в любви»
- Александр Георгиевич, хотя вы защитили диплом по специальности «Физика быстро протекающих процессов», все же стали «лириком». Почему?
- По распределению я попал в лабораторию института геохимии. Увы, вузовских знаний мне не хватало — чтобы дальше заниматься наукой, надо было вновь засесть за учебники, но мешали ежедневные репетиции и многочисленные спектакли в студенческом театре. И так как большее удовлетворение все же получал от работы в театре, то
- Не жалеете о таком выборе?
- Даже хвалю себя, когда никто не слышит. Случается, раскаиваюсь, если бывает очень сложно. Человек должен преодолевать себя. Как это удается и чего стоит — знает только он сам. Иногда приходится очень долго ждать хорошей роли, но надо быть всегда готовым к такому предложению. Чтобы не наступил коварный момент — тебе предлагают, а ты уже не можешь — надо все время работать.
- Возраст влияет на выбор ролей?
- Скорее не ролей, а трюков Помнится, в фильме «Синие зайцы», в котором более четверти века назад я сыграл клоуна Саню, мне пришлось совать голову в пасть тигра. От ужаса зажмуривал глаза, а дальше ничего не помню. В сериале «Бедная Настя» мне, как предводителю местного дворянства, нужно было скакать на лошади, и я попросил, чтобы это сделали каскадеры
- Не устаете от отрицательных ролей?
- Таким меня видит режиссер. Та же команда, что снимала «Бедную Настю», теперь собирается делать сериал «Адъютанты любви». Я играю там пожилого князя Куракина, влюбленного во вдовушку. Положительный герой, но масон (Смеется. )
- Что вам ближе — театр, кино, эстрада?
- Конечно, театр. Общение со зрительным залом, чуткая внимательная публика. Это приятно. Как говорил один старый администратор, когда я приезжал после гастролей: «За кулисы приходили? Да? Очень хорошо».
- Вам женщины в любви объясняются?
- Редко. (Вздыхает. )
- Одолевает ностальгия по прошлому?
- Среди занимательных вещиц, которые я храню, — пластинка «на ребрах». Целое поколение рок-н-ролльщиков и джазистов моего времени выросли на таких. Были люди, которые подпольно нарезали дорожки на рентгеновских снимках. Я украл «скелет» своей любимой бабушки.
- Часто бываете в Украине?
- К сожалению, нет, хотя мои корни из Донбасса и из Одессы. Папа — из Беляевки Одесской области.
- Как будете встречать Новый год?
- Раньше у нас была традиция: каждое лето и на Новый год мы всей семьей ездили в морские круизы. Я — в составе культурной программы, а семейство просто отдыхало. Совмещали приятное с полезным
Автор выражает признательность за
помощь в организации интервью
директору одесского Русского драматического театра Александру Копайгоре.
944Читайте нас у Facebook