Похоже, пессимистические прогнозы о приближении очередного топливного кризиса не лишены оснований. Вслед за подорожанием нефти на ведущих мировых биржах до рекордной отметки за последние десятилетия во многих странах начали расти цены на бензин. Украина не стала исключением.
К осени ситуация на рынке горючего может еще усложниться
В Днепропетровской области горючее подорожало в среднем на 25 копеек. Более того, образовался дефицит топлива. На некоторых автозаправочных станциях 92-й и 95-й бензин можно купить только по талонам. По данным Днепропетровского областного управления торговли, самая высокая цена бензина А-95 составила 2 гривни 40 копеек, а 98-го -- 3 гривни 15 копеек. Подобная ситуация сложилась и в ряде других регионов. Так, в Донецкой области стоимость бензина А-95 на отдельных заправках увеличилась до 2 гривен 50 копеек.
По официальным данным, с начала года бензин А-76 в оптовой продаже подорожал в среднем на 17,7 процента, А-92 -- на 21,7 процента, А-95 -- на 23,9 процента, а дизельное топливо -- на 20,4 процента. Только с 10 по 14 мая оптовые цены на дизтопливо и бензин повысились на 0,8--6,3 процента.
Понимая, что к осени ситуация на топливном рынке может еще более усложниться, правительство намерено уже в ближайшее время провести встречу с руководством ведущих нефтеперерабатывающих заводов, чтобы договориться об условиях поставок дизтоплива аграриям во время уборочной кампании. Как заявил вице-премьер-министр Украины Иван Кириленко, представители власти намерены договориться с НПЗ об объемах и ценах на дизтопливо во время сбора урожая. Согласно действующему пока договору между Кабинетом министров и нефтеперерабатывающими заводами, украинские аграрии получают дизельное топливо для проведения весенне-полевых работ по 1 тысяче 700 гривен за тонну. Но срок действия данного соглашения истекает 1 августа.
Эксперты и представители власти объясняют подорожание горючего повышением мировых цен на нефть и остановкой на ремонт сразу двух украинских нефтеперерабатывающих заводов -- Лисичанского и Херсонского. Положение усугубляется отсутствием объективной информации о наличии топлива в регионах. Представители Днепропетровской облгосадминистрации уже обратились к нефтетрейдерам с просьбой предоставлять сведения об объемах поставок горючего в регион, для того чтобы контролировать ситуацию.
Есть еще одна причина взвинчивания цен производителями топлива: Россия в очередной раз повышает экспортную пошлину на нефть. Если сегодня она составляет 35,2 доллара, то уже с июня за тонну черного золота придется платить 41,6 доллара.
Кроме того, россияне увеличивают цены на свою нефть из-за подорожания сырья на мировом рынке. Стоимость нефти, поставляемой из России отечественным НПЗ, уже выросла с 175--180 долларов за тонну в апреле до 190--195 долларов в мае. По мнению директора департамента маркетинга и продаж торгового дома «ТНК-Украина» Феликса Лунева, в июне цена российской нефти в Украине может достигнуть отметки 200 долларов за тонну со всеми вытекающими последствиями для рынка. Кроме того, в связи с повышением мировых цен российским компаниям гораздо выгоднее экспортировать нефть в Европу, а не в нашу страну. Об этом свидетельствует и планируемое во втором квартале нынешнего года снижение объемов поставок сырья в Украину на 2 миллиона тонн.
Россия заработает на топливном ажиотаже 54 миллиарда долларов
Что же касается ситуации за рубежом, то, по мнению экспертов, она очень тревожная. Во вторник стоимость нефти на Нью-Йоркской бирже достигла самой высокой отметки за 23-летнюю историю торгов. Цена барреля приблизилась к 42 долларам. Причиной ажиотажа стал неожиданный рост потребления сырья в Китае и Соединенных Штатах, значительно обогнавший предложение нефти от производителей. Аналитики прогнозируют дальнейшее подорожание черного золота, даже если Организация стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) увеличит объемы добычи.
Подорожание нефти уже сказывается на розничных ценах в Европе. Прежде всего, растут цены на бензин. В начале недели в Испании литр бензина марок А-97 и А-98 стоил больше 1 евро за литр. Долгие годы такая цена горючего считалась максимально возможной. Правда, свыше половины автомобилей в станах Евросоюза работают на дизтопливе, которое дешевле бензина. Но и оно подорожало и стоит около 80 евроцентов за литр. Второй по популярности вид топлива -- бензин А-95 теперь стоит в Испании 90 евроцентов за литр. Такого еще не было.
В Германии ситуация еще хуже. Там цены на бензин растут даже быстрее, чем на нефть. С начала года бензин подорожал на 43 процента, в то время как сырье -- только на 20. В итоге стоимость литра А-95 достигла недавно 1 евро 24 центов. В целом горючее подорожало во многих странах Европы. Так, за литр бензина марки А-95 в Голландии просят 1 евро 22 цента, в Великобритании -- 1 евро 15 центов, в Италии -- 1 евро 8 центов, во Франции -- 1 евро 3 цента. Согласно данным социологического института «Forsa», резкое подорожание горючего заставило 37 процентов автовладельцев сократить поездки на личном транспорте.
От ажиотажа на мировом топливном рынке ощутимо выиграет Россия. По подсчетам экспертов РФ, если учесть рост цен, повышение налогов и пошлин для нефтедобывающих предприятий и экспортеров, а также увеличение добычи сырья, государственный бюджет России, который в условиях слабого развития других отраслей экономики очень зависим от продажи энергоносителей, получит дополнительно 54 миллиарда долларов. Это очень много, ведь вся доходная часть российского бюджета составляет 90 миллиардов долларов, причем львиную долю этой суммы обеспечивают нефтегазовые концерны. Если все незапланированные доходы направить на социальные нужды и разделить между 40 миллионами российских пенсионеров и инвалидов, то на каждого придется по 600 долларов. Вот только вряд ли они их получат.
285Читайте нас у Facebook