Пуля, выпущенная из милицейского автомата в сельском клубе, где праздновали свадьбу, ранила в руку жениха, сломала у женщины две кости на голени и застряла в бедре 22-летнего парня
«ФАКТЫ» уже кратко сообщали об инциденте на сельской дискотеке в селе Милорадово Полтавской области: милиционер выстрелил в толпу из автомата, ранив при этом трех человек (номер газеты за 28 сентября 2004 года). Этот случай имел большой резонанс не только в Полтавской области, но и во всей Украине. В Милорадово сразу прибыли котельвское районное начальство, проверяющий из столицы, генерал из Министерства внутренних дел
В местный клуб на сходку собралось огромное количество народа. Сельчане негодовали, кричали, требовали от начальника Котельвской районной милиции Николая Омельченко навести порядок и хотели увидеть милиционера, который стрелял. А два дня спустя после сходки страсти в Милорадово неожиданно утихли.
Корреспонденту «ФАКТОВ» предлагали деньги, чтобы статья о событиях в Милорадово не была опубликована
Милорадово разделилось как бы на два лагеря. Из половины жителей села сегодня и слова не вытянешь. Кого ни спроси -- никто ничего не видел и не слышал. Даже старшеклассники, которых той ночью на дискотеке было немало, в один голос утверждают, что они про выстрелы и знать ничего не знают. А одна женщина вообще попросила меня ни о чем пока не писать.
-- Сколько вы потратили на командировку? -- спросила собеседница и предложила оплатить мне расходы, но чтобы я ничего не писал.
В сельской раде прямо заявили, что не дают разрешения на то, чтобы я проводил здесь расследование по поводу инцидента на дискотеке. А ведь многие, кто отказывались общаться с корреспондентом «ФАКТОВ», буквально накануне горели желанием встретиться со мной и «рассказать всю правду».
-- Все дело, наверное, в тех списках, которые после сходки составляли сотрудники милиции из района, -- сказал мне один из жителей села, попросив не называть его имени. -- Ведь наша молодежь на дискотеке себя вела тоже не очень хорошо. Вот родители ребят и опасаются, как бы их сыновей не сделали крайними. Ко мне, к примеру, приходила мама одного из парней, кто был тогда в клубе, и просила, чтобы я ничего вам не говорил. Будто бы ей пообещали: не будет статьи, и пацанов в милицию не станут вызывать.
-- А мне нечего бояться, -- заявил 22-летний Александр Конотоп. -- Что было, то было. Примерно в час ночи к клубу приехали трое сотрудников милиции. Один из них был вооружен автоматом. Уж и не знаю, из-за чего произошла ссора, да только я услышал сначала, как кто-то крикнул: «Я вас всех сейчас завалю!», потом раздался выстрел. Пуля попала мне в бедро и застряла в мышце. Я еще успел увидеть, как упала женщина.
-- В районной милиции говорят, что выстрел был одиночным
-- Возможно. Хотя, если бы из автомата вылетело, скажем, две или три пули, то для неспециалиста звук был бы таким же, как и от одиночного выстрела.
-- Была ли на дискотеке в этот момент ссора или драка -- повод для вооруженного вмешательства?
-- Драки не было. В тот день в клубе отмечали сразу два события: свадьбу и чей-то день рождения. Люди, конечно, выпивали, но все было спокойно.
-- Если бы я вышла из клуба на три секунды раньше, то пуля бы попала мне в живот, -- говорит 16-летняя Алина. -- За мной зашла мама, и мы засобирались домой. При выходе из клуба я задержалась на верхней ступеньке крыльца, чтобы с кем-то попрощаться. И вдруг резкая боль обожгла ногу. Я не сразу даже поняла, что произошло. Смотрю, а передо мной мама лежит вся в крови.
«Я лежала на асфальте перед клубом около часа. Замерзла »
Лариса Животовская сегодня единственная из потерпевших, которая продолжает курс лечения в Котельвской районной больнице.
-- Меня вызвали на работу ночью, -- вспоминает заведующий хирургическим отделением больницы Михаил Старокожко. -- Только и успели сообщить, что в отделение привезли двоих мужчин и женщину с пулевыми ранениями. Мужчины уже выписаны. Саша Конотоп, несмотря на то, что ему бы еще подлечиться надо, сам попросился домой, едва мы вытащили из его бедра пулю. Он, вроде бы, только на работу устроился в Полтаву и не хотел ее терять. Еще один парень, пуля которому прошила насквозь запястье, оказался женихом. Его мы тоже выписали. А вот Ларисе Викторовне предстоит долгий курс лечения. У нее перелом обоих костей голени.
Кстати, как мне удалось узнать, Виктор, жених, обратился к полтавским медикам. Предполагается, что у него ущемление нерва.
-- Я закрыла магазин, где работаю, и пошла в клуб за дочкой, -- рассказала пострадавшая Лариса Животовская. -- Когда вышла на улицу, как раз началась эта заваруха. Сначала услышала выстрел, а потом что-то ударилось об асфальт, и я упала вся в крови. Уже потом поняла: пуля, срикошетив от асфальта, попала мне в голень, сломав кость. Было жутко больно! Я лежала на асфальте перед клубом около часа. Замерзла
-- Кто-то пытался вам помочь? Хотя бы рану, может быть, перевязать?
-- Рану-то перевязали, но в клуб отнести меня никто не решился. Люди боялись что-нибудь повредить.
Причиной конфликта, как считают многие жители Милорадово, было следующее. Вооруженный наряд милиции прибыли в село охранять скот. Видимо, усмотрев в ночном веселье нарушение правопорядка (дискотека затянулась далеко за полночь), милиционеры решили заглянуть в местный клуб и проверить, в чем дело.
-- У нас такой обычай, -- сказал мне один из милорадовцев. -- Если у кого-то на неделе было какое-то торжество, свадьба или день рождения, то он несет в клуб могорыч: бутылку водки и закуску. Кто захочет, тот и угощается. В субботу свадьбу отмечали, вот жених и «выставлялся». А милиция приехала и взялась эту водку выливать. Народ, естественно, возмутился. Сам видел, как одному парню милиционер автомат к лицу приставил, а тот рукой ствол отвел и побежал.
-- Выстрел раздался вслед убегавшему парню?
-- Нет, некоторое время спустя. Я слышал, что милиционер утверждал: выстрел, мол, произошел случайно. Потом пошли разговоры, что якобы на милиционера кто-то напал, и он защищался.
«Вы что, не знаете, что это за газета? Сейчас шум на всю Украину поднимут!»
Сельчане -- из тех, с кем удалось побеседовать, -- утверждают, что молодой лейтенант, стрелявший из автомата, в тот момент напугался не меньше людей, которым пришлось спасаться бегством.
-- Сразу же после выстрела все трое милиционеров сели в машину и хотели уехать, -- рассказывает один из очевидцев. -- Чтобы не допустить этого, местные ребята выбили лобовое стекло в их автомобиле.
После нескольких неудачных попыток вызвать скорую помощь было принято решение везти пострадавших в Котельвскую районную больницу на милицейской машине. А рано утром к клубу подъехали какие-то сотрудники милиции и смыли везде следы крови. После этого милорадовцы нашли на полу форменные милицейские пуговицы.
Следующие десять дней в Милорадово было неспокойно. Доходило чуть ли не до бунта. Именно поэтому и провели сходку в местном клубе, куда на встречу с жителями села пригласили представителей Котельвской районной администрации и начальника районной милиции.
-- В разговоре с нами ответственные лица все пытались выяснить, кто именно позвонил в «ФАКТЫ», -- вспоминают участники сходки. -- Нам говорили: «Вы что, не знаете, что это за газета? Сейчас шум на всю Украину поднимут!».
Кстати, по предварительным результатам проверки, применение оружия сотрудником милиции было признано правомерным. Об этом «ФАКТАМ» сообщил исполняющий обязанности прокурора Котельвского района Николай Кобяк.
-- Была угроза того, что у милиционера могли забрать оружие, -- сказал мне по телефону Николай Павлович. -- Сами понимаете, какие последствия! Нетрезвые вооруженные люди очень опасны.
К сожалению, встретиться с корреспондентом «ФАКТОВ» Николай Кобяк отказался, сославшись на занятость.
По основной версии, выстрел был одиночным и случайным. Об этом исполняющий обязанности прокурора Котельвского района сообщал раньше «ФАКТАМ». Но в Милорадово утверждают, что многие видели, как милиционер передергивал затвор. А то, что из автомата вылетел только один патрон, -- счастливая случайность. Говорят, что второй просто заклинило в стволе. Так это или нет -- выяснит следствие. Известно, что пуля проделала довольно странную траекторию: ранила в руку жениха, сломала две кости на голени у женщины, случайно зашедшей в клуб, скользнула по бедру ее несовершеннолетней дочери, пробила воротник старшекласснику и застряла в бедре у 22-летнего парня.
-- Сейчас, когда нога у меня уже не болит, зла на милиционера, который в меня выстрелил, не держу, -- говорит Лариса Животовская. -- Но когда мне делали операцию и я кричала от боли, проклинала его, на чем свет стоит!
-- Кто-то из сотрудников милиции проведал вас в больнице, поинтересовался вашим самочувствием?
-- Нет, у меня только брали показания
«Поверьте, мой сын очень переживает из-за того, что произошло»
К сожалению, мне так и не удалось поговорить с милиционером, который сделал, возможно, непроизвольный выстрел на сельской дискотеке. В тот день, когда я был в Котельве, он находился в Полтаве. Но удалось побеседовать с его родителями. Встреча с отцом Олега (так зовут милиционера) Петром Михайловичем произошла неожиданно. Приехав из Милорадово на маршрутке в райцентр, я направился к больнице, где лежит Лариса Животовская. Через несколько минут меня догнала та самая маршрутка, из которой я вышел.
-- Простите, вы случайно не корреспондент «ФАКТОВ»? Я бы хотел с вами поговорить, -- сказал водитель, оказавшийся отцом того самого милиционера.
-- Поверьте, мой сын очень переживает из-за того, что произошло, -- начал Петр Михайлович. — Он ведь только что окончил школу милиции -- всего два месяца, как отработал. Той ночью он позвонил нам домой и сказал, чтобы мы не волновались. Но голос у него был неспокойный. Уже утром я увидел сына: на руках синяки, на лице ссадины. Олег сказал, что у него хотели отобрать автомат, и он вынужден был защищаться. Кто-то прыгнул ему сзади на спину и ударил его. Вы знаете, он с детства мечтал стать милиционером, даже в школьных сочинениях писал об этом.
-- Почему же он не проведал потерпевших в больнице, не попросил у них прощения? Ведь, как бы то ни было, он прямой или косвенный виновником того, что случилось.
-- Олег приходил в больницу вместе со своим начальником, но та женщина, Лариса, сказала, что не хочет его видеть.
Кстати, Петр Михайлович пообещал мне, что в тот же день с женой проведают Ларису Викторовну в больнице. И слово свое сдержал. Однако, позвонив мне потом по телефону, с горечью сказал, что общего языка с пострадавшей найти так и не удалось.
326Читайте нас у Facebook