ПОИСК
Культура та мистецтво

«гамлет» евгений миронов: «мы долго бродили по москве с черепом и костями в мешке -- искали место, чтобы предать их земле»

0:00 21 вересня 2004
Три вечера самый модный российский актер выходил на киевскую сцену с высокой температурой

В зрительный зал Театра имени Леси Украинки на киевскую премьеру «Гамлета» Питера Штайна зрителей пускали парами. Иначе было не пройти по специально построенному в проходе зала возвышению, которое вело… за сцену. Три дня москвичи монтировали декорации и места вокруг них для зрителей. Приобщиться к шекспировской классике за один спектакль могли лишь 420 человек. Некоторые кресла все же пустовали. Билеты по 200 гривен были раскуплены уже давно. По 900 так и остались невостребованными…

Легендарный спектакль Питера Штайна, премьера которого в Москве состоялась шесть лет назад, сделав из актера Евгения Миронова (Гамлета) звезду, пришло посмотреть немало знаменитостей: Евгений Паперный, Роман Балаян, Татьяна Назарова, Юрий Макаров. Последними за кулисы поднялись Богдан и Остап Ступка. Расточая сильный аромат дорогого одеколона, они сели во втором ряду. Богдан Сильвестрович, оглянувшись, констатировал: «А у них сцена больше… » и более за весь спектакль не проронил ни слова.

Шекспировский текст «Гамлета» почти не тронут. Штайн делал перевод специально для своего спектакля, пользуясь несколькими источниками, в том числе и знакомым нам с детства переводом Пастернака. Внешне практически не осталось признаков далеких времен Датского королевства. Электронная музыка, ОМОновцы, дискотеки, проститутки и Гамлет, играющий на саксофоне. Кстати, Миронов освоил этот инструмент довольно неплохо, извлекая звуки даже лежа на полу вниз головой. Неожиданнее всех оказался знаменитый Владимир Этуш (первый шут), вышедший на сцену в образе… Марлен Дитрих -- в белокуром парике, с ярко-красной помадой на губах, укутанный в нежное боа. Говорят, актеру все сложнее и сложнее выбираться на гастроли. Кстати, везде, как и в Киеве, его сопровождает молодая жена…

В Киеве «Гамлета» играли три дня. За это время актеры успели побродить по городу, погулять на банкете в ресторане «Ля рюсс» и… переболеть гриппом. Говорят, заразил всех Евгений Миронов, приехавший на гастроли уже больной. Мало того. Все три дня он выходил играть Гамлета с температурой…

РЕКЛАМА

«Я никогда не хотел сыграть принца Датского»

-- Перебороть болезнь не помогло даже ваше знаменитое «Ух!», которое все актеры говорят перед спектаклем?

-- Получается, что так. Этот «Ух!» для нас уже стал традицией. Все артисты сходятся в кучку, берутся за руки и выкрикивают это слово. Правда, я не знаю, что это означает. Но на всякий случай тоже делаю.

РЕКЛАМА

-- Ваш Гамлет далек от классики…

-- Когда я стал репетировать, то мое представление о Гамлете было неприлично школьным. Мне казалось, что это очень скучный, рефлексирующий человек. Что совершенно не совпадало с моим характером. И, честно говоря, я никогда не хотел сыграть эту роль.

РЕКЛАМА

-- Вот это признание! Из уст актера звучит просто неправдоподобно…

-- Но это правда! Просто Штайн разбил все мои представления о Гамлете и влюбил в него до конца моих дней. Если Господь еще раз даст мне сыграть эту роль, я с удовольствием это сделаю.

-- Значит, вы разобрались в противоречивой фигуре принца Датского?

-- Представьте себе, что я уже шесть лет играю Гамлета, но до сих пор не знаю, какой он. Как-то даже взял лист бумаги и стал записывать за Питером Штайном его ремарки к Гамлету: он -- изучающий, сердитый, злой, любящий… Набралось около сотни эпитетов. Мало того, с каждым сыгранным спектаклем можно дописывать и дописывать! В каждом спектакле мой Гамлет разный. То он тихо, то буйно помешанный. Ни одна роль, которую я играл, включая Мышкина в «Идиоте», не была каждый раз так неожиданна для меня.

-- Такое впечатление, что вы просто следуете за великим Иннокентием Смоктуновским, играя в «Гамлете», «Идиоте».

-- Существует лишь пятнадцать минут записи Смоктуновского в «Идиоте», но это потрясающе интересно! Я знал, что буду делать совершенно другого Мышкина. И к тому времени с режиссером Бортко мы уже все обговорили. Но меня потрясло, как Смоктуновский удивительно, просто гениально передавал болезненность человека. Пожалуй, такого я больше ни у кого не встречал. Что же касается Гамлета, то я такой силы духа не чувствовал ни у кого. Штайн, предложив мне играть Гамлета, дал кассету, где записаны десять лучших Гамлетов века: Лоуренс Оливье, Ричард Бартон… Среди них и наш Иннокентий Михайлович. Все-таки на Западе считают, что наш Гамлет был лучшим.

Сейчас, после шести лет работы в спектакле Питера Штайна, Евгений Миронов говорит о роли Гамлета вполне спокойно. Без надрыва и излишней экспрессии. То ли дело было во время трехмесячных репетиций и после премьерного показа… Говорят, нервы Миронова не выдержали, и ему пришлось на несколько недель удалиться в один из подмосковных санаториев на лечение. Он просто гулял, отдыхал, пил фиточай и ни о чем не думал. Чтобы восстановить силы, актеру потребовался месяц…

«Мне предложили роль в голливудском фильме. Пока раздумываю… »

-- Сразу после шекспировской драмы вы стали репетировать во МХАТе комедию…

-- Это была постановка Владимира Машкова, спектакль «N 13». Просто после Гамлета у меня была физическая потребность что-то такое вытворить. Сыграть комедийную роль. А Володя, кстати, мой однокурсник, предложил мне принять участие в очень легком, веселом спектакле, и я с большим удовольствием согласился. Так что и здесь у меня получилось примерно так же, как у Иннокентия Смоктуновского. После Гамлета он снялся в фильме «Берегись автомобиля» в роли наивного Деточкина.

-- Правда, что вам доводилось играть «Гамлета» даже в цирке?

-- Было и такое. Это очень дорогой спектакль. Питер Штайн сделал такие декорации, сцену, которую надо три дня монтировать. Притом, в нашем спектакле зритель ведь сидит вокруг сцены, а мы как бы находимся посередине. Играем на все четыре стороны. Поэтому цирковой манеж нам как раз подошел. Правда, возникало какое-то странное ощущение. Мы же привыкли, что в цирк обычно ходят дети с родителями. Там более раскованная обстановка, чем в театре. Отсюда и некоторое несоответствие. Мы, серьезные артисты, играем «Гамлета», а публика к нам весьма демократично настроена. Как-то в конце спектакля, когда Лаэрт побежал за мной, зрители вдруг в едином порыве стали показывать на меня пальцами и кричать: «Гамлет, Гамлет, вот он!» Такое впечатление, что они даже не знали, чем закончится пьеса! А уж когда начинали подрыкивать звери, возникало полное ощущение северной дремучей Дании.

-- Хорошо, хоть на арену не выбегали…

-- Это правда. Знаете, у меня часто спрашивают о забавных случаях на репетициях. Не люблю рассказывать. А вот сейчас есть настроение… Мы только начали репетировать «Гамлета» и подходили к знаменитой сцене, когда Гамлет разговаривает с черепом бедного Йорика. И я вижу, что, когда Владимир Абрамович Этуш бросает мне череп, он начинает крошиться. Говорю: «Ну как же так некачественно сделали?» А мне отвечают: «Да он настоящий». Я в шоке: «Как?!» «Да, -- говорят, -- купили в медтехнике скелет, разобрали на кости и череп». Боже! Я сразу же стал к нему относиться совершенно по-другому. Но все же не мог играть с ним в спектакле. Это же святотатство. Поэтому мы с помощником режиссера решили, что должны вернуть его земле. И вот в выходной день сложили все косточки и череп в мешок и тайком вынесли из театра. Долго не могли решить, куда же нам отправиться, и просто бродили по Москве с костями. Ужас! Потом нашли монастырь, перелезли через ограду, вырыли ямку, положили туда кости и череп, засыпали, свечку поставили. Упокоили. Сейчас в спектакле череп уже ненастоящий. Но я играю с ним, как с настоящим.

-- Почти два года вы отказываетесь от всех театральных ролей.

-- Я много снимался в кино. И, действительно, после «Вишневого сада» Някрошюса два года ничего нового не репетирую. Вот с нетерпением жду января, когда во МХАТе будут ставить новый спектакль. Играть в театре уже стало для меня необходимостью. Как, наверное… любить.

Сейчас Евгений Миронов одинок. Собственно, у него никогда и не было жены. Хотя известно, что актер влюбчив. Правда, признается, что не считает себя секс-символом и с большой радостью отдает этот титул своему другу Владимиру Машкову. Самый большой роман случился у Миронова еще во время учебы в театральном. Он был влюблен в студентку Машу Горелик. Но, увы, ей пришлось уехать в Израиль, и влюбленные больше не виделись. Говорят, эта история легла в основу фильма Валерия Тодоровского «Любовь», в которой главную роль сыграл сам Миронов.

-- Нет желания пойти по стопам своего сокурсника Машкова и обратить взор на Голливуд?

-- Честно говоря, у меня нет цели сняться в Голливуде. Я как-то для себя уже решил, что туда надо идти достойно. Потому что, увы, есть печальные примеры. Исключение -- разве что Володя Машков. Он молодец. Но мне обидно, когда наши играют второстепенные, неинтересные роли. Обидно за державу. Ведь американские продюсеры очень хитрые. Они отбирают все лучшее в мире. Думаю, систему Станиславского у них изучают гораздо лучше, чем у нас. Как ни это странно звучит. После выхода картины «Идиот» мной заинтересовались в Голливуде, и мне поступило несколько предложений. Некоторые я сейчас рассматриваю. Не знаю, что из этого получится, но усиленно учу английский язык. Правда, понимаю, что никогда его не выучу. Но, слава Богу, роль, которую мне предлагают, -- не местного героя, а русского человека. Так что я имею право на акцент. Посмотрим… Получится -- хорошо. Нет -- значит так и будет…

 


635

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів