«картины мои столько пережили! Они заслужили, чтобы их увидели люди »
Иван Степанович Марчук никак не вписывается в общие правила. Обычно художники вывозят свои полотна за рубеж. А он поступал наоборот: создавая полотна в Америке, привозил их домой, в Украину. Поэтому в его киевской мастерской-»голубятне», под самой крышей дома на улице Пушкинской, и теснятся уникальные картины, составившие бы честь любому музею. Опять-таки, вопреки правилам, художник никогда не отмечает свои дни рождения, и очень редко какие-то праздники. Говорит: «365 дней в году у меня -- рабочие». Но сегодняшнее событие грех не отпраздновать. В Киеве на улице Январского восстания, 28 открывается мастерская-музей Ивана Марчука. Этого дня художник ждал долгих двадцать лет
«Так хочется, чтобы наши ребята побеждали!»
В мастерской Марчук появился к вечеру. А до этого уже успел побывать в Каневе, куда выехал из Киева в полпятого утра.
-- Рановато даже для такого «жаворонка», как вы, Иван Степанович
-- Отправился с утра пораньше, чтобы не смотреть по телевизору бокс, -- с улыбкой признается художник. -- Когда показывали бой с Владимиром Кличко, я извелся от переживаний. И в этот раз боялся, что вдруг не повезет Виталию По дороге заехал на автозаправку, не утерпел, спросил: «Как там Виталий?» «Побеждает», -- говорят мне. И на сердце отлегло. Господи, так хочется, чтобы наши ребята побеждали! Без побед нам жить нельзя.
Из каневской поездки Иван Степанович вернулся с охапкой молодой крапивы, это лучшая добавка к его любимому салату с капустой. Крапива -- из своего сада. Хатку Марчук подыскал в местах, дорогих его сердцу -- рядышком с Чернечей (Тарасовой) горой, Шевченковским музеем-заповедником.
-- Еще студентом, в 1964 году на конкурс, посвященный 150-летию Шевченко, я представил картину «Караюсь, мучусь, але не каюсь», -- вспоминает художник. -- Эти слова поэта сопровождали меня всю жизнь
Он знает наизусть почти всего «Кобзаря», Мечтал написать сто картин своей «Шевченкианы». Но успел создать только 42: работу оборвали в 80-х годах «знатоки от советского искусства». Выставку в Каневском музее-заповеднике закрыли. Лишь позже, стараниями директора Игоря Лихового, музей приобрел большую часть картин Марчука, и они стали постоянно экспонироваться. Очень долго это было единственное место, где работы художника нашли пристанище. А теперь, наконец-то, появится и мастерская-музей в Киеве. Можно сказать, галерея в миниатюре: всех марчуковских работ эта стационарная экспозиция не вместит.
«Когда в аэропорту я не увидел своих картин, у меня чуть не разорвалось сердце»
-- Здесь будут 25 картин из новой серии и примерно столько же -- тех, что были написаны в Америке, экспонировались там, а потом вернулись в Украину, -- говорит Иван Степанович.
-- Это те картины, которые пережили теракт в США 2001 года?
-- Да. У них своя биография. И просто чудо, что они не потерялись навсегда. Когда в сентябре 2001-го я улетал в Украину, выставка моих работ в Нью-Йорке еще продолжала работать. Картины должен был привезти позже мой коллега. И вот, в назначенный день встречаю его в Бориспольском аэропорту. Проходит час, другой. Наконец, он появляется в полной растерянности: багаж с картинами не прилетел! У меня чуть сердце не разорвалось.
Увидел я картины только через четыре дня. Груз был негабаритный -- длинный рулон, и, видимо, свалился с движущейся багажной ленты эскалатора. С большим трудом его нашли Так что картины много пережили. И заслужили того, чтобы их увидели люди.
Причуды нашего времени, с горечью замечает Иван Степанович Марчук: гектары городского пространства отданы под «коллекции» одежды, которые на Западе уже никто не носит. Тряпкам -- лучшие помещения для «экспозиций». А произведениям искусства -- чердаки, подвалы, подсобки, запасники. Последователей же знаменитых киевлян Терещенко и Ханенко что-то не видно. Хлопотное это дело -- быть деятельным почитателем искусства. Выгоды никакой. Один расчет: что потомки будут любоваться произведениями твоего соотечественника.
Но все-таки нашелся меценат Игорь Дидковский, решивший открыть мастерскую-музей художника Марчука. Маленькая победа. А без побед нам жить нельзя
212Читайте нас у Facebook