«от цветов и подарков отказываюсь. Деньги, которые вы собирались потратить, прошу перечислить на счет для больных лейкозом детей донецка»
-- К кому ты в Германию едешь? -- спросили сокурсники парня, который оформлял документы на выезд в ФРГ по гостевой визе.
-- К дедушке и бабушке, -- ответил он, не задумываясь.
-- «Дедушки и бабушки», «тети и дяди» в Германии стали появляться у наших детей, больных лейкозом, после того, как немецкие семьи решили брать над ними шефство, -- рассказывает заведующая детским онкогематологическим отделением Института неотложной и восстановительной хирургии (ИНВХ) им. В. К. Гусака Екатерина Вильчевская. -- Сколько именно немецких семей шефствуют над пациентами донецкого онкогематологического отделения, никто не учитывал, ведь некоторые немцы делают это анонимно. Благодаря регулярной благотворительной помощи немецких граждан смертность пациентов нашего отделения снизилась с 80% до 18%! Благотворительные грузы из Германии для больных детей стали поступать 11 лет назад. Одними из самых активных инициаторов работы по сбору средств среди немецкого населения стали члены общества дружбы между городами-побратимами «Бохум-Донецк» супруги Мартин и Элизабет Диль.
-- У супругов Диль таких подшефных семей было три, -- рассказала «ФАКТАМ» Наталья Кафтанникова, член обществ «Бохум-Донецк» и «Украина -- Германия». -- Они помогли спасти жизнь одному ребенку. Сейчас бывший пациент донецкого детского онкогематологического отделения -- уже взрослый человек. А ведь в девять лет этот ребенок умирал
-- Чтобы собрать средства для лечения наших ребятишек, -- продолжает Наталья Кафтанникова, -- немцы устраивают благотворительные лотереи, пекут пироги, а немецкие детишки продают их во время школьных перемен. Собранная выручка перечисляется на благотворительный счет -- для приобретения медикаментов больным детям из Донецка.
-- Одна пожилая женщина регулярно ездит собирать клубнику, -- продолжает Наталья Кафтанникова. -- Она получает одно ведро ягоды за десять собранных, варит клубничный конфитюр, продает его, а вырученные деньги перечисляет нашим детям. Сердобольные жители Бохума на пригласительных на юбилеи, которые они традиционно рассылают родным и знакомым, пишут: «От цветов и подарков отказываюсь. Деньги, которые вы собрались потратить на эти цели, прошу перечислить на счет для больных детей Донецка». Вдова одного крупного бохумского предпринимателя почти все деньги, которые пожертвовали на погребение коллеги ее мужа, отдала на эти же благотворительные цели. А одна фрау большую часть своего состояния завещала не родственникам, а больным детям Донецка.
В кампанию по спасению больных украинских детей по призыву обербургомистра (мэра) Бохума Эрнста-Отто Штюбера включились и предприятия. Например, реклама о распродаже уцененных радиотоваров гласит: «Покупая эти товары со скидкой, вы вносите свою лепту в оздоровление больных детей Донецка». Прибыль от этих продаж частично идет на тот самый благотворительный счет.
До 1991 года супруги Диль просто организовывали сбор вещей для малоимущих и многодетных донетчан, обращавшихся в Донецкий благотворительный фонд социальной защиты и милосердия.
-- Каждый тюк с вещами и продуктами, присланный немецкими гражданами для нуждающихся жителей Донецка, упакован руками Элизабет Диль, -- говорит директор Донецкого благотворительного фонда социальной защиты и милосердия Сергей Якубенко. -- А таких грузов в Донецк ежегодно поступают тонны: продукты, вещи, игрушки, коляски, посылки с лекарствами.
Трудно поверить, но в свое время Мартин Диль, который бывает в Донецке почти ежегодно, дал клятву никогда не приезжать в Восточную Европу! Это было в 1948 году, когда бывший военнопленный Мартин Диль возвращался из тогдашнего СССР домой.
-- Я разделил все послевоенные трудности вместе с советским народом! -- говорит г-н Диль, недавно побывавший в Донецке в составе делегации из Бохума. -- Мы строили здания, ремонтировали железную дорогу в Башкирии. Нас кормили трижды в день. Но если из-за снежных заносов машина с продовольствием не могла проехать к лагерю, и пленные, и наше начальство ели щи из крапивы.
81-летний Мартин Диль в свое время строил всемирно известный автомобильный концерн «Опель» (вышел на пенсию в должности начальника лакокрасочного и сборочного цехов. -- Авт. ). А еще собирал марки, благодаря чему и нарушил свою «военную клятву»: в 1987 году его и пригласили в Донецк на первую международную выставку филателистов.
-- Когда я узнал, что в Украине после Чернобыльской катастрофы появилось много детей с онкологическими заболеваниями, не мог спать: все думал, кто же им поможет сейчас, если не мы -- те, кто был виноват в той войне, -- вспоминает Мартин Диль.
-- Когда создали общество «Бохум-Донецк», к нам стали поступать многочисленные просьбы помочь в лечении детей, больных лейкозом, -- продолжает рассказ Мартина его супруга Элизабет Диль. -- В 1991 году был пик заболеваемости. Активисты нашего общества выяснили, что лечение одного украинского ребенка в Германии обойдется в 30 тысяч марок. И мы решили искать возможность помочь детям.
Супруги Диль были одними из первых, кто рассказал жителям Бохума о проблемах больных донецких детей.
Кроме того, в онкогематологическую детскую клинику Эссена уже несколько лет ездят на стажировку донецкие медсестры и врачи.
-- Сейчас с государственным финансированием стало полегче, а в трудные постперестроечные времена помощь немецких друзей отделению была солидным материальным подспорьем, а также большой моральной поддержкой, -- говорит Екатерина Вильчевская. -- Бороться с недугом всегда легче, если кто-то помогает тебе в этом. А нашим пациентам помогает практически целый город -- Бохум!
347Читайте нас у Facebook