О судьбах репрессированных украинцев можно узнать из книги, изданной в карелии
Киевлянина Якова Деревинского побудила к выяснению судьбы деда, сгинувшего в лагерях ГУЛАГа, статья в «ФАКТАХ». Публикация 1998 года о расстрелах заключенных в карельском урочище Сандармох «аукнулась» ее автору весной 2003-го: внук расстрелянного в годы «Большого террора» Якова Емельяновича Деревинского, уроженца Обухова на Киевщине, передал журналисту «привет из Петрозаводска» -- 1088-страничное издание «Поминальные списки Карелии. 1937--1938».
Эту «книгу о 14 месяцах нашей истории» составил на основе некогда секретных материалов НКВД россиянин Юрий Дмитриев. В ней около 14 тысяч имен людей, репрессированных в Карелии. В списках жертв -- не только русские, карелы, финны Там и сотни украинцев: трудпоселенцев и заключенных Беломорско-Балтийского комбината (ББК) НКВД СССР.
В «Поминальных списках », кроме дат, причин смерти, данных о реабилитации, указаны места, где оборвана жизнь конкретно каждого, кто попал в скорбный перечень: урочище Сандармох, окрестности Кеми, Сегежи или так называемый Водораздел (VII--VIII шлюзы Беломорканала)
В 1955 году с ведома партийных инстанций и по согласованию с Прокуратурой СССР КГБ издал совершенно секретное указание о порядке рассмотрения заявлений граждан, интересующихся судьбой лиц, расстрелянных по решениям несудебных органов. «В соответствии с этим указанием органы госбезопасности сообщают членам семей осужденных, что их родственники были приговорены к 10 годам ИТЛ (исправительно-трудовых лагерей. -- Авт. ) и умерли в местах лишения свободы, а в необходимых случаях при разрешении имущественных или иных правовых вопросов регистрируют в загсах смерть расстрелянных с выдачей заявителям свидетельств, в которых даты смерти указываются в пределах 10 лет со дня ареста, а причины смерти -- вымышленные», -- это цитата из письма в ЦК КПСС бывшего председателя КГБ В. Семичастного.
После пересмотра уголовных дел в 1954--1961 годах около половины казненных в несудебном порядке были реабилитированы. И «в отношении большинства из них родственникам объявлены не соответствующие действительности сведения о смерти, якобы наступившей в местах лишения свободы», -- сказано в рассекреченном письме.
Во время работы над «Поминальными списками » возникла путаница с фамилиями, именами, местами рождения граждан -- часто «шибко грамотные» сотрудники НКВД писали, как «слышали» и как умели. Вот и встречаются в протоколах «шедевры писарчуковой мысли», вызывающие недоумение у людей, знакомых с географией и топонимикой. Так, например, разыскав в Киеве человека с редкой фамилией Закушняк, корреспондент «ФАКТОВ» узнал от него, что упомянутый в списках расстрелянных Федор Остапович Закушняк -- уроженец села Клиново на Кировоградщине. В книге же указано: «д. Климово, Киевская область». А поскольку архивное дело можно найти лишь по установочным данным из протокола, составители не вносили исправления в сведения, почерпнутые из документов.
Среди трудпоселенцев ББК много выходцев из Украины. Около ста из них не вернулись в трудпоселок Пиндуши и почти полторы сотни -- в поселок ББК (казнены в основном в Сандармохе). Десятки украинцев, поляков, немцев, работавших в трудпоселках Данилово, Повенец, Летняя Речка, Летняя Речка-1 и Летняя Речка-2, Кумса-2, Нижний Идель, Неминский-2, Неминский-3, Тунгуда-1 и многих других, расстреляны. В 1938 году казнили одного из самых юных «осужденных» -- жителя поселка Сергиево Ивана Гурду, уроженца украинского Подолья, которому в разгар «Большого террора» исполнилось 17, а 72-летнего Казимира Гресюка, трудившегося в поселке Пиндуши, комиссия НКВД отправила на 10 лет в Карлаг
В августе 2003-го в Карелии отмечается 70-летие пуска в эксплуатацию Беломорканала. Первым главным инженером этой стройки был уроженец г. Ромны на Полтавщине профессор Анатолий Сергеевич Аксамитный. Он был арестован, обвинен во «вредительстве», и с января 1931-го его судьба неизвестна
В Украине живет немало людей, чьи родные и близкие по несчастью стали «каналоармейцами»: валили лес, рубили скалы и «в обычном месте проведения расстрелов» получали пули В год 65-летия окончания «Большого террора» вспомним (хотя бы на уровне «народной дипломатии») о Сандармохе и Беломорканале, почтим память соотечественников, чьими костями усеяны просторы российского Севера.
О судьбах граждан, репрессированных в Карелии, можно навести справки по телефону в Киеве -- 563-65-13.
Читайте нас у Facebook