ПОИСК
Події

Арестант-одессит, сбежавший прямо из милицейской конвойной машины, изменил свою внешность при помощи куклы барби

0:00 28 жовтня 2003
После поимки он заявил, что хотел… погулять на свободе оставшиеся до суда два месяца

«ФАКТЫ» уже сообщали о дерзком побеге, совершенном тремя закованными в наручники заключенными из милицейской конвойной автомашины после проведения следственного эксперимента по дороге в райотдел милиции -- в светлое время суток, во время движения спецавтотранспорта, в густонаселенном Юго-западном жилом массиве города.

Подобного прецедента не припомнят даже правоохранители с солидным стажем работы. Почти сразу поползли слухи о том, что побег был тщательно организован, а охрану подкупили.

Корреспонденту «ФАКТОВ» пришлось провести самостоятельное расследование, чтобы разузнать подробности этой почти невероятной истории.

Арестованных перевозили фактически без охраны

-- В тот день, шестнадцатого октября, из следственного изолятора, что по Люстдорфской дороге, в райотдел милиции привезли троих арестованных: Вячеслава Люнина, Степана Долгополюка и Анзора Товсултанова, -- рассказал «ФАКТАМ» и. о. начальника Киевского РОВД Владимир Артмин (после ЧП освобожден от занимаемой должности. -- Авт. ). -- Их необходимо было доставить на место проведения следственного эксперимента…

РЕКЛАМА

Следователь, ведший уголовные дела всех троих арестантов, предупредил водителя о том, что отправятся в путь, как только укомплектуют конвой. Время шло, а конвоиров все не было. Отсутствовали и руководящие чины, могущие решить эту проблему. В конце концов решили ехать в сопровождении оперативника, разместившегося в кабине водителя. Следователь, водитель и оперативник были вооружены.

По инструкции полагается, чтобы двое конвоиров находились в кузове спецавтомобиля и наблюдали за арестованными, отгороженными мощной металлической решеткой. Правда, конструктивно здесь что-то не продумано: расстояние между «клеткой» и дверью в торце авто -- всего 50 сантиметров(!). Именно в этом «пространстве» должны, по идее, располагаться охранники. Инструкция также предусматривает, что вывозить арестованных следует по одному, отдельно по каждому из расследуемых уголовных дел. Однако на практике, в нелегкие милицейские будни, когда не хватает не только конвоиров, но и бензина…

РЕКЛАМА

Милицейская «ГАЗель» направилась к месту (вернее, к местам) проведения следственного эксперимента с тремя милиционерами в кабине и тремя арестованными в металлическом кузове…

По ориентировке, выданной в райотделе, поиск сбежавших сосредоточили абсолютно в другом «квадрате»

РЕКЛАМА

Правоохранители считают, что мысль о побеге у подследственных возникла экспромтом.

-- Все трое арестованных выросли в неблагополучных семьях, -- рассказал «ФАКТАМ» начальник отделения уголовного розыска Киевского РОВД майор Сергей Билюга. -- Девятнадцатилетний одессит Степан Долгополюк рос без отца, в семье, где еще восемь детей. Степан и один из его младших братьев сызмальства состояли на учете в криминальной милиции по делам несовершеннолетних. В сентябре 2002 года Степан вместе со своими сверстниками -- Павлом и Александром -- в два часа ночи незаконно завладели чужой иномаркой «Опель-омега», стоимостью четыре тысячи доларов. Пятого октября они были задержаны, нами возбуждено уголовное дело по ст. 289 УК Украины, все трое помещены в СИЗО. (Следственный эксперимент с подельниками Долгополюка проводился ранее. -- Авт. ).

Другой подследственный, девятнадцатилетний Вячеслав Люнин (гражданин Молдовы, проживающий в Приднестровье) -- из семьи хронических алкоголиков, в которой четверо детей. В Одессу прибыл вместе со своим младшим братом первого октября, а уже третьего совершил преступление: избил человека, похитил личное имущество на сумму 914 гривен. Уголовное дело по ст. 186 ч. 2 УК Украины (»Грабеж») возбуждено также 5 октября 2003 года. Люнина поместили в СИЗО. При этом учли наличие у него судимости: в минувшем году парень осужден Первомайским райсудом Николаевской области по статье 185 ч. 3 -- «Кража, соединенная с проникновением в жилище… » Тогда, правда, ограничились шестью месяцами наказания, учитывая, что Люнин несовершеннолетний.

Не менее колоритная биография и у семнадцатилетнего гражданина России Анзора Товсултанова. Этот уроженец села Семашки Ачхай-Мартановского района Чеченской республики в 2002 году был осужден Киевским райсудом Одессы за грабеж. Тогда пацана пожалели, определив меру наказания в полтора года (низший предел по этой статье -- четыре года).

Однако юный злоумышленник в конце июля нынешнего года по предварительному сговору с тринадцатилетним земляком Зелимханом Дубаевым, угрожая насилием, ограбил местного жителя на сумму в одну тысячу гривен.

Искушенная в следственных экспериментах троица заключенных быстро сориентировалась в обстановке. Тем более что времени для организации побега оказалось достаточно: разъезды по трем различным адресам, да еще милицейский автомобиль угодил в пробку…

Обнаружив пропажу, правоохранители решили, что арестованные удрали именно во время вынужденного простоя в районе улицы Александра Невского. Поэтому основные милицейские силы были брошены на поиск беглецов в этот микрорайон. Только позже выяснилось, что водитель «ГАЗели» изменил путь следования, избегая затора у площади Толбухина. Он поехал по улице Сибирской, часть которой -- сплошные ухабы и выбоины, поэтому скорость была предельно низкой. Именно тогда и сбежали арестованные, беспрепятственно открыв двери конвойной машины.

По признанию задержанного позже Степана Долгополюка, практически никем не охраняемые заключенные обнаружили, что крепление решетки в машине в одном из нижних углов плохо приварено. Подорвав стальное ограждение, сообщники пролезли в образовавшуюся нишу, оказавшись в том самом «пятидесятисантиметровом» пространстве, и… были таковы.

-- Я и Слава Люнин были скованы общей парой браслетов, -- пояснил после поимки Долгополюк. -- Мы побежали в одну сторону, а Анзор -- в другую. Практически сразу же при помощи проволоки открыли наручники и закопали их в землю на улице Академика Вильямса. (Именно там их обнаружили затем сотрудники милиции. -- Авт. ). Анзор тоже недолго был закован. Запястья паренька настолько тонки, что, когда встречные подростки по его просьбе полили руки водой, беглец без труда вынул их из наручников.

-- Четыре дня и три ночи мы не смыкали глаз, -- продолжает Сергей Билюга. -- По всему городу в местах проживания родственников и знакомых сбежавших организовали засады. Аналогичную работу провели в областных районных центрах области: Ширяево, Любашовке, Беляевке, а также в соседней Молдове.

Яркий макияж превратил арестанта в эффектную барышню

Выскочив из машины и высвободившись из наручников, Долгополюк предложил Люнину отправиться в село Черноморка, где он два года назад шабашил на тамошних дачах.

-- Добрались до домика, где я когда-то приваривал входные ворота, -- продолжал свой рассказ Долгополюк. -- Знал точно, что сейчас там никого нет, хозяева живут здесь с мая по сентябрь. Но в привычном месте ключей не оказалось…

Недолго думая, Степан аккуратно «высадил» два каменных блока с тыльной части здания и, забравшись внутрь, отворил двери Люнину.

В хозяйских закромах беглецы отыскали чай, кофе. Подкрепившись, завалились спать. А поутру, включив телевизор, увидели на экранах… себя красивых: передавали сообщение о сбежавших злоумышленниках. Демонстрировали фотоснимки всей «троицы», описывали приметы.

Не на шутку перепугавшись, Люнин решил бежать домой, в Приднестровье. Оседлав хозяйский велосипед «Десна» и получив от Долгополюка инструкции, куда и как лучше следует ехать, сообщник отправился в путь-дорогу…

Оставшись в одиночестве, более смелый Степан из телесообщения узнал, что его характерная примета -- бритая голова.

Взгляд предприимчивого арестанта остановился на… кукле Барби. Раздробив ей «черепок», снял скальп, разделил его на четыре равные части и приклеил волосы к косынке. Примерив обновку, понял: основную примету -- бритоголовость -- удалось замаскировать. Затем отыскал в доме дамские плащ и колготы, набил бюстгальтер тряпками, нанес на лицо грим -- косметики в домике было в избытке.

Два часа спустя возле дома появилась новоиспеченная «хозяюшка» с ярким макияжем. Собрав во дворе металлолом, «дама» сдала его в пункт неподалеку и на вырученные небольшие деньги купила макароны и гречневую крупу.

Заодно Степан наведался и в санаторий «Зеленая горка», где на футбольной площадке заметил своего младшего брата и друзей. Те поначалу не признали старого знакомого (что еще больше убедило беглеца в надежности маскарадного костюма).

Похваставшись в «узком кругу» друзей своими подвигами и дерзким побегом из-под ареста, Степан поведал жаждущим приключений малолеткам, что ночью за ними с Люниным прибудет машина, их доставят к украино-молдавской границе, помогут ее пересечь, затем снабдят необходимыми документами и переправят в Белоруссию…

Обед с комфортом стоил Степану свободы

-- Конечно же, это была бравада, -- комментирует Сергей Билюга. -- К тому времени мы уже прочесывали села Черноморка и Бурлачья Балка. Вышли и на друзей Долгополюка. Одним словом, стали наступать «на пятки» переодетому злоумышленнику.

Замерзнув ночью в неотапливаемом помещении, поутру «девушка» вышла во двор и… учуяла что-то неладное. Опасность действительно была вполне реальной, мы разминулись с ним всего на несколько минут. Обнаружили в доме горячий чайник и другие улики, свидетельствующие о недавнем пребывании беглецов.

Степан тем временем продвигался в направлении Юго-западного жилмассива Одессы. Проголодавшись, выдавил стекло в хлебной лавке (улица Академика Королева), набрал булочек и захотел перекусить и отдохнуть с комфортом -- в заброшенном помещении санатория «Белый цветок». Здесь его спящего и настигли милиционеры.

-- Первое, что сказал задержанный: якобы он разыскивал телефон, чтобы позвонить следователю и узнать дату суда, -- заключает начальник уголовного розыска Киевского райотдела Сергей Билюга. -- Говорит, мол, уже несколько раз пытался связаться, но никто не брал трубку. А по его, Степана, расчетам, суд должен был состояться примерно месяца через два. Вот и решил парень всласть погулять, а затем явиться в милицию самолично…

Задержание двух оставшихся на свободе беглецов -- дело времени, убеждены одесские правоохранители. По словам первого заместителя министра внутренних дел Украины Михаила Манина, подозреваемым грозит, помимо прочего, еще и срок за совершенный побег. (Статья 393 УК Украины предусматривает срок от трех до пяти лет лишения свободы. -- Авт. ). Вознаграждение содействовавшим в поисках будет выплачено после того, как арестуют всю троицу…

436

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів