ПОИСК
Політика

В разгар президентской избирательной кампании украина может лишиться многих центральных ежедневных газет?

0:00 31 жовтня 2003
По крайней мере, «Укрпочта» вовсе не гарантирует доставку периодики день в день

По статистике, еще десять лет назад каждая украинская семья выписывала 3--5 изданий. Сегодня с горем пополам на одну ячейку общества приходится около… 0,5 газеты или журнала по подписке. Но даже эта жалкая статистическая цифра может сойти на нет. Вот она-то и станет реальной оценкой состояния свободы слова в стране.

Круг читателей всеукраинских(!) газет неумолимо сокращается до… киевской аудитории

И причиной тому будут не «темники», на которые жалуются многие журналисты, отказывающиеся писать исключительно по приказу сверху. Не редакционная или внутренняя цензура, в той или иной форме существующая во всех творческих коллективах. Не диктат финансово-политических групп, спонсирующих большинство изданий, а значит, имеющих один из мощнейших (материальный) рычагов влияния на судьбу газеты или журнала. Даже приближающиеся президентские выборы, а в связи с этим и предположение, что кому-то выгодно отсутствие в регионах всех центральных газет, здесь ни при чем.

Все просто и до боли неотвратимо. Издающиеся в Киеве газеты и журналы читатели в регионах почти не видят. Точнее, в розничной сети они еще худо-бедно продаются. А вот подписка практически всех ежедневных центральных газет неумолимо сокращается. И главная тому причина в том, что оплаченные наперед издания доставляются читателям с катастрофическим опозданием. Как следствие -- подписчики отказываются продлевать контракт на доставку изданий, и редакции несут колоссальные потери. Ведь основные центральные газеты и журналы ориентированы на получение прибыли (собственно, и позволяющей издавать печатные СМИ) как раз за счет постоянных подписчиков! Но какой же читателям смысл отрывать от семейного бюджета немалые средства, если в итоге они получают устаревший продукт? Ответ на этот вопрос один, и довольно простой -- отказаться от подписки. Именно так и поступают в последнее время региональные читатели газет, издающихся в Киеве. Причем независимо от того, поддерживает ли издание оппозицию или занимает провластные позиции. Потому что читатели и тех и других разочарованы одинаково -- они рассчитывали на ежедневное получение киевских газет, а издания им доставляют на дом в лучшем случае раз в неделю… И в равных по своей безысходности условиях оказались, по сути, все центральные газеты. Чтобы не нести громадные убытки от нереализованных тиражей, они вынуждены их попросту сокращать. Круг читателей всеукраинских(!) газет неумолимо уменьшается до… киевской аудитории. Параллельно уменьшаются шансы изданий экономически выжить без финансовой подпитки, оказываемой им подписчиками. Еще чуть-чуть, и многие печатные СМИ, ориентированные не только на розничную торговлю, но и на постоянных подписчиков, начнут закрываться из-за нерентабельности своих предприятий.

Подтолкнуть ежедневные газеты, по сути, на грань разорения, а общество -- на грань информационной блокады удается, судя по всему, одной-единственной структуре -- государственному предприятию «Укрпочта». Дело в том, что оно является монополистом в почтовой связи и сфере распространения периодики. И хотят того журналистские коллективы или нет, но судьба газет и еженедельников общенационального, а не регионального значения, зависит от этого предприятия. А именно: от того, насколько в очередной раз повысит «Укрпочта» тарифы на доставку, насколько четко она будет выполнять свою основную задачу, испокон веков остающуюся для почтовиков неизменной: доставить корреспонденцию (личную и печатную) адресату как можно быстрее.

РЕКЛАМА

«Укрпочта» продолжает эксперимент по сокращению пунктов доставки СМИ

Полгода назад «ФАКТЫ» уже пытались предотвратить надвигающуюся для ежедневных изданий катастрофу, после того как печатные СМИ во время последней подписной кампании потеряли десятки тысяч подписчиков. По той же причине «Укрпочта» -- основной распространитель газетной продукции -- доставляет читателям отдаленных сел ежедневные издания всего один-два раза в неделю. С достаточно резким заявлением выступил тогда и Национальный союз журналистов, заявив: «Укрпочта» занята главным образом повышением цен за доставку периодических изданий, а не надлежащим контролем над выполнением соглашений между редакциями и предприятиями связи. Вследствие этого резко сокращается подписка на центральную периодику. А подобные действия «Укрпочты» явно не способствуют развитию прессы».

Но в «Укрпочте» эту тревогу не разделили, а может быть, попросту проигнорировали ввиду того, что предприятие переживает перестройку. Ее суть заключается… в сокращении структурных подразделений, занимающихся доставкой периодики. На оставшиеся же «в живых» наваливается столько работы, что они, естественно, не всегда справляются с ней вовремя. Однако то, что для государственной службы распространения обычно, для ежедневных газет -- смерти подобно. Увы, «Укрпочта» вовсе не переживает по этому поводу. Может быть, потому, что минувший год она закончила с чистой прибылью в 18 миллионов гривен? Лишь около десяти процентов этой суммы получены госпредприятием от распространения периодики. Конечно, «Укрпочта» зарабатывает еще и на доставке писем и пенсий, денежных переводов. Но почти 45 процентов доходов этого предприятия находятся в сфере… оказания других услуг, таких, например, как доставка товаров почтой и так далее. Да, наверняка это позволяет государственному монополисту не пополнять ряды убыточных предприятий. Но какие другие услуги, кроме как предоставление оперативной информации, могут оказывать читателям ежедневные газеты, чтобы не закрыться в одночасье?

РЕКЛАМА

Пока периодические издания «думали» над этим вопросом, в «Укрпочте», уже в разгар нынешней подписной кампании, решили… продолжить эксперимент по сокращению пунктов доставки СМИ по стране. Приблизительно на треть. То есть, если сейчас в среднестатистическом регионе в отдаленные села центральная периодика завозится автотранспортом «Укрпочты» в лучшем случае четыре раза в неделю, то после сокращения, надо полагать, «свежие» газеты из Киева будут поступать туда раз в две недели? Наверняка вполне естественно будет выглядеть и предположение, что станут дороже и сами доставляемые газеты, ведь надо же будет «Укрпочте» покрыть свои расходы. По крайней мере, предполагать обратное нет оснований. При этом, как стало известно «ФАКТАМ», количество сотрудников «укрупненных» пунктов доставки корреспонденции «Укрпочта» увеличивать вроде бы не собирается. Так что не исключено, что подсчеты о доставке центральных газет раз в две недели в отдаленные от райцентра поселки -- это лишь попытка выдать желаемое за действительное. А на самом деле газеты и журналы будут завозить читателям аккурат раз в месяц. И в один день с пенсиями. Для удобства.

«Укрпочта» уравняла в возможности оказаться неуслышанными всех -- и политиков, и чиновников, и журналистов

Несложные подсчеты показывают: если полгода назад незначительное сокращение почтовых пунктов доставки привело к потере ежедневными и еженедельными центральными газетами десятков тысяч подписчиков, то нынешний эксперимент «Укрпочты», который стартует 1 ноября, может закончиться тем, что Украина… процентов на 80 лишится всеукраинских ежедневных изданий! Они просто не будут поступать региональным читателям, в лучшем случае их основными потребителями останутся киевляне. Может, именно эта цель и преследуется? Разрушить государственную систему распространения периодики, что в конечном итоге и приведет к естественной смерти свободной прессы, все еще пребывающей в состоянии зародыша? Ведь по сути всеукраинские издания таким нехитрым способом отсекаются от читателей в регионах. Без цензуры, без политического и административного давления, без судебных многомиллионных тяжб. И самое интересное -- под этот пресс попадают все всеукраинские газеты: оппозиционные, пропрезидентские, российские «в Украине», партийные, печатные органы Верховной Рады, Кабинета министров… Все они зависят от «Укрпочты». А потом уж, как ни парадоксально, от читателей. Потому как прежде чем попасть к своим потребителям, в большинстве своем газеты должны пройти сначала, образно говоря, через руки «Укрпочты». Вскоре в этих руках они и будут оставаться. Ведь читатели не хотят знакомиться с новостями недельной давности. Кто бы ни был их автором -- Президент, премьер, спикер, всемогущий олигарх или оппозиционный журналист. «Укрпочта» удивительным образом всех уравняла в возможности оказаться неуслышанными. Наверняка в преддверии президентской избирательной кампании подобная ситуация кому-то понравится. Это с киевскими редакциями сложно бороться, а местные региональные СМИ куда легче положить на лопатки. Кому бы то ни было. И наверняка после того, как ситуацию уже трудно будет исправить, поднимется шум по поводу отсутствия в Украине свободы слова, а наши доблестные парламентарии будут рассказывать в Европе о жутких условиях, в которых приходится работать журналистам. Может, все же стоит иногда бороться и за права читателей, зрителей? Хотят они или нет, но право знать, что происходит в стране, они имеют…

РЕКЛАМА

«Неинформированным населением куда проще манипулировать»

Главный редактор «ФАКТОВ» Александр Швец: «Речь идет об удушении свободы слова в Украине. И я не считаю такую формулировку резкой. Перестройка в структуре «Укрпочты» ненавязчиво отталкивает читателей в регионах Украины от центральных газет и журналов, в большинстве своем являющихся более профессиональными и информированными по сравнению с региональной прессой. А она, в силу объективных обстоятельств и отсутствия нормального финансирования, не может предоставлять информацию во всей ее полноте, и даже относительную профессиональную свободу себе позволить порой не в состоянии.

Конечно же, всегда можно найти обоснование для массовых сокращений почтовых отделений или других подразделений «Укрпочты», на которые центральные газеты поступают перед тем, как их отправляют в регионы. Но и журналистские коллективы с одной стороны, и миллионы читателей центральных газет с другой, мало удовлетворят чьи-то объяснения того, что в ближайшее время газеты будут поступать в райцентры с опозданием в 3--4 дня. Ведь миллионы читателей привыкли получать информацию из свежей, оперативной прессы. Лишив людей этой возможности, кто-то лишает их оперативного отслеживания сообщений, способных решить их проблемы. Отсутствие же информации порождает инсинуации и спекуляции. А неинформированным населением куда проще манипулировать… »

Председатель Национального союза журналистов Украины Игорь Лубченко: «Проблема -- очень актуальна и остра. Как для печатных средств массовой информации, так и для подписчиков, читателей газет и журналов. И в первую очередь именно для них.

Эксперименты «Укрпочты» вполне реально могут привести к исчезновению ежедневных газет. Действительно, никто, будучи в здравом уме, не станет выкладывать деньги за издание, выходящее пять раз в неделю, если его привозят в село один-два раза. Но и о газетных киосках сказано несколько оптимистично. Сам убедился: во многих райцентрах газетные киоски торгуют только еженедельниками и ежемесячниками -- так проще, ведь ежедневные газеты нужно УМЕТЬ продать в день выхода, ибо позавчерашние новости никому не интересны.

По настоянию Национального союза журналистов Украины сейчас проводится проверка деятельности «Укрпочты» -- проследим за ее результатами. Но уже сейчас смогу сказать: мы категорически против всякого рода экспериментов, которые не обеспечат ежедневной доставки прессы подписчику. Даже во время Великой Отечественной войны почта приходила в село КАЖДЫЙ ДЕНЬ, включая воскресенье».

 


324

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів