Первый вице-премьер-министр украины николай азаров: «вводить со следующего года единый 13-процентный подоходный налог мы собираемся одновременно с проведением налоговой амнистии»
Правительственные кабинеты очень похожи друг на друга: Так что смена кресла главного налоговика страны на два других государственных кресла — первого вице-премьер-министра и министра финансов — почти не отразилась на обстановке в рабочем кабинете Николая Азарова. Массивный рабочий стол также завален бумагами. Как и прежде, почти треть помещения занимает длинный «стол совещаний». Вот только другая икона оберегает этот кабинет -- Николая Угодника, подаренная первому вице-премьеру на прошлый день рождения. А икону святого Матфея, покровителя мытарей, некогда стоявшую в его «главном налоговом» кабинете страны, Николай Янович забрал домой
«Необлагаемый минимум -- это сумма, с которой брать налоги просто аморально»
Мы встретились с первым вице-премьером первого апреля. Так что даже в кабминовских стенах я не смогла удержаться от шутливого вопроса:
-- Николай Янович, вас уже успели разыграть?
-- Успели Сообщили о том, что украинский батальон в Кувейте перешел на сторону Саддама Хусейна.
-- Поверили?
-- Как вы думаете? Ведь в этом кабинете я привык к серьезной, очень серьезной информации
-- А вы сегодня шутили?
-- Нет. Мне кажется, что первому вице-премьер-министру и министру финансов шутить уже опасно
-- Да уж, с государственными деньгами не пошутишь Тогда давайте поговорим серьезно. Вы еще полгода назад заявляли, что Налоговый кодекс тормозится в парламенте. И что мы видим теперь: новый закон о налоге на прибыль уже принят, второй -- о подоходном налоге — на подходе
-- Все объясняется просто: правительство заняло активную позицию в проведении налоговой реформы. Первым шагом стало снижение со следующего года ставки налога на прибыль-- на пять процентов. Теперь началась работа над налогом на доходы физических лиц. Как вы знаете, он уже принят во втором чтении: предусмотрено введение единой ставки в размере 13 процентов.
-- Но к третьему чтению предстоит обсудить и согласовать множество спорных моментов. Например, нужно ли облагать налогом проценты, которые люди получают, размещая деньги в банке
-- Существуют общепринятые «правила игры»: налогом должны облагаться ВСЕ доходы. Другое дело -- по какой ставке. Эту ставку нам и предстоит обсудить
Поймите, предоставив льготу на один из видов доходов, мы нарушим основополагающий принцип -- равенства налогоплательщиков перед законом. Нигде в мире нет исключений по уплате налогов -- ни для судей, ни для прокуроров, ни для военнослужащих.
-- Но банкиры беспокоятся, что люди вообще перестанут обращаться в украинские банки
-- Проценты по депозитам облагаются во всех странах. Так что это новшество вряд ли приведет к оттоку капитала за рубеж. Проблема в другом: в Украине есть группа людей, которые хотят получать доходы по законам рыночной экономики, а налоги платить -- по социалистическим принципам. Например, человек положил в банке на депозит 1000 гривен под 10 процентов годовых. Сумма процентов за год составит 100 гривен. Этот доход является определяющим для его семейного бюджета?
-- Нет, но все же это достаточно значительная сумма
-- Тем не менее, если эти 100 гривен обложат пусть даже по максимальной ставке -- 13 процентов, то он заплатит всего 13 гривен. За год Другой пример: человек поместил на депозит миллион под те же 10 процентов. За год он получит только в виде процентов 100 тысяч гривен. И если с этой суммы возьмут налог? Естественно, такие люди противятся налогообложению процентов.
-- А как насчет необлагаемого минимума? Кстати, его в новом законе как раз назвали «социальной льготой».
-- Как бы его не назвали, необлагаемый минимум, очевидно, должен остаться -- это сумма, с которой брать налоги просто аморально.
-- Кстати, единая ставка подоходного налога (те же 13 процентов) уже давно работает в России. Вы обсуждали с министром по налогам России господином Букаевым результаты ее применения?
-- Конечно. Нам удалось достаточно подробно побеседовать с ним на эту тему в сентябре прошлого года. Букаев сказал однозначно: несколько месяцев будут проблемы с наполнением местных бюджетов (в которые, собственно, поступает подоходный налог). Но в целом вы выиграете: постепенно увеличатся отчисления, вырастут и, главное, выйдут из тени зарплаты.
«Мы ожидаем, что за следующий год в страну вернется полтора--два миллиарда долларов»
-- А мы будем проводить налоговую амнистию?
-- Будем. Это важная составляющая налоговой реформы. Сейчас мы разрабатываем закон, который подробно распишет принципы ее проведения.
-- И когда же?
-- Мы планируем принять все базовые налоговые законы к июню. А после этого можно выносить на рассмотрение парламента уже весь Налоговый кодекс. Какие у депутатов могут возникнуть возражения, если все основные законы-статьи уже приняты?
В мае правительство начнет разрабатывать бюджет на следующий год. И мы намерены это делать уже на новой налоговой основе. Вот как сильно я убежден в том, что все необходимые законы будут приняты (при этих словах Азаров даже улыбнулся. Как-то со значением. -- Авт. ).
Так что в 2004 году наступит очень удачный момент для проведения налоговой амнистии: будет создан максимально благоприятный финансовый климат, который может привлечь в украинскую экономику не только иностранный капитал, но и те деньги, которые наши сограждане вывезли за границу. Сейчас эти средства работают на благо других государств А могут поработать и на Украину.
-- То есть налоговая амнистия «потрясет» страну тоже в следующем году. И как она будет проводиться?
-- Предполагается, что в течение года мы не будем применять санкции за уклонение от уплаты налогов к людям, которые добровольно задекларируют свои зарубежные капиталы и вернут их в страну. Скорее всего, мы возьмем своего рода «регистрационный» сбор -- скажем, 2 процента амнистированной суммы.
-- И сколько денег в результате может вернуться в Украину?
-- Мы ожидаем, что за следующий год в страну вернется полтора--два миллиарда долларов. А прямые поступления в бюджет обеспечит регистрационный сбор -- два процента этой суммы (30--40 миллионов долларов. -- Авт. ).
Как видите, налоговая реформа сейчас движется так быстро, как никогда раньше.
-- И как вам только это удалось?
-- Правительство вместе с депутатами создало достаточно активную рабочую группу, и мы РАБОТАЛИ. Кроме того, обладая полномочиями и первого вице-премьер-министра, и министра финансов, я мог оперативно и, главное, эффективно решать все проблемы. Прямо в своем кабинете. Это, как минимум, помогло избежать затяжных согласований. Так что совмещение было дальновидным решением Президента Украины.
-- А ведь были противники совмещения этих двух должностей
-- Это не самая страшная проблема, с которой нам пришлось столкнуться. У нового правительства три-четыре месяца ушло только на решение насущных проблем, которые просто мешали нам нормально работать
-- Вы имеете в виду санкции FATF?
-- И не только. Если вы помните, весь прошлый год шли разговоры о сокращении расходов бюджета — секвестре. Новое правительство «унаследовало» в ноябре ситуацию достаточно критическую: дефицит финансовых ресурсов составлял около 8--8,5 миллиарда гривен! Однако нам все-таки удалось закончить прошлый год без долгов по всем социальным выплатам.
А с этого года мы впервые перешли на автоматическое выполнение расходных статей бюджета. Существует бюджетная «роспись», которую беспрекословно исполняет Государственное казначейство. Ни правительство, ни Министерство финансов сейчас не вмешиваются в распределение денег. Теперь ни под моей дверью, ни под дверью премьер-министра нет толп просителей, которые нуждаются в деньгах, дотациях, доплатах Кстати. к 31 марта все расходные статьи бюджета были полностью профинансированы.
Ну и конечно же, санкции FATF, которые «свалились» на нас в декабре. Это был сильнейший удар по имиджу страны. Но нам удалось найти общий язык с парламентом и оперативно принять все необходимые законы. Более того, 16 апреля в Украине будет проводиться международный семинар по борьбе с отмыванием грязных денег. А это значит, что нам есть что показать международным экспертам.
-- Но мы все еще в «черном» списке
-- Быстро такие ситуации не решаются. Но я думаю, что выводы апрельского семинара станут весомым аргументом за исключение нашей страны из «черного» списка.
«Украина уже может себе позволить делать займы только тогда, когда ей это выгодно. Это очень сильная позиция страны»
-- Насколько я понимаю, после существенного снижения ставок основных налогов первые несколько месяцев следующего года Украина будет испытывать некоторые финансовые трудности
-- Правильно. Но мы собираемся компенсировать это полной отменой налоговых льгот. Получится ли это? Многое зависит от «доброй воли» парламента.
-- И сколько вы рассчитываете собрать в 2004 году?
-- Сейчас доходная часть бюджета составляет около 50 миллиардов гривен. В следующем году мы планируем получить около 55 миллиардов.
-- И это при снижении-то ставок! За счет чего?
-- В первую очередь, за счет оживления экономики. Этому будут способствовать снижение налогового давления и выход финансовых оборотов из тени. Мы ожидаем, что в следующем году ВВП вырастет на 7--8 процентов.
Кроме того, мы планируем за два года повысить среднюю зарплату на 25 процентов. А это приведет к увеличению покупательной способности жителей нашей страны и оживлению производства.
В целом снижение налогового пресса и улучшение имиджа Украины должны поспособствовать привлечению инвестиций в страну.
-- А что, кредиты мы больше брать не будем?
-- Как вы знаете, не так давно был повышен международный кредитный рейтинг Украины. Это значит, что в нашей стране стабильная финансовая ситуация и мы -- достаточно надежный заемщик. Поэтому Украина может себе позволить делать займы тогда, когда ей это будет ВЫГОДНО. Нам уже не нужно одалживать деньги на любых условиях. Это очень сильная позиция страны.
Читайте нас у Facebook