ПОИСК
Україна

В мае парламентарии будут определять судьбу телекоммуникаций в украине

0:00 17 квітня 2003
Інф. «ФАКТІВ»

Первый вариант Закона «О телекоммуникациях» начал разрабатываться парламентариями еще прошлого созыва. Авторами же обновленной и дополненной версии являются народные депутаты Валерий Пустовойтенко (Народно-демократическая партия), Юрий Луценко (Соцпартия), Николай Кухарчук (Компартия) и Игорь Шкиря (фракция «Регионы Украины). По мнению их коллеги Бориса Беспалого (автора нашумевшего закона о бесплатных входящих звонках), принадлежность авторов законопроекта к настолько разновекторным политическим силам доказывает, что он не является узколоббистским и учитывает интересы всей отрасли, а не отдельно взятой группировки.

Концептуальной основой законопроекта является создание независимого регулятора на телекоммуникационном рынке -- Национальной комиссии по вопросам регулирования связи (НКРС). По опыту европейских стран это даст мощный импульс развитию конкуренции и прозрачности рынка телекоммуникаций в Украине. Независимость комиссии обеспечивается отдельным бюджетным финансированием, паритетным (4/4) назначением ее членов парламентом и Президентом, а также четкой фиксацией случаев возможного их увольнения, чтобы избежать давления со стороны исполнительной власти.

Вторым принципиальным моментом является разделение функций между НКРС и Государственным комитетом по связи и информатизации. За Госкомсвязи остаются вопросы государственного управления рынком и выдачи лицензий на услуги и радиочастоты. При этом НКРС выступает в роли третейского судьи в спорных вопросах по лицензированию. Если комитет нарушил установленные законом сроки выдачи лицензии или, по мнению оператора, необоснованно отказал в ее выдаче, что частенько происходит в последнее время, неудовлетворенный участник рынка имеет право обратиться в НКРС. Решение же комиссии по данному вопросу является для Госкомсвязи обязательным к исполнению. Кстати, введение лицензирования услуг передачи данных и доступа к Интернету законопроектом не предусматривается.

За НКРС также закрепляются вопросы тарифообразования, в первую очередь, определение граничных тарифов на универсальные услуги. Кроме этого, комиссия регулирует цены монополистов в разных сегментах рынка и определяет тарифы на взаимоподключение операторов, исходя из себестоимости.

РЕКЛАМА

Необходимость реформирования отрасли связи, по мнению депутатов, назрела давно -- телекоммуникации сейчас, при отсутствии законодательства, регулируются «вручную». При этом, по мнению депутата Беспалого, рынок еще и чрезмерно монополизирован. «Сегодня Госкомсвязи и находящийся под его влиянием «Укртелеком» на этом рынке являются и игроками, и судьями, и судебными исполнителями», -- говорит Борис Беспалый. Еще одним фактором скорейшего принятия законопроекта заместитель председателя парламентского комитета по вопросам свободы слова и информации Юрий Артеменко называет настораживающую реакцию операторов: «В кулуарах они выступают за закон, но объявить об этом открыто боятся, опасаясь, мягко говоря, противодействия со стороны «Укртелекома».

Если 12 мая парламент утвердит законопроект «О телекоммуникациях» в первом чтении, появятся шансы окончательно принять закон еще на этой сессии -- до середины июля. И если Президент Леонид Кучма его подпишет, то к 2004 году НКРС уже появится на украинском рынке.

РЕКЛАМА

В то же время предсказывать точно, по какому варианту развернутся события, пока сложно, поскольку в парламенте уже зарегистрирован альтернативный законопроект, согласно которому НКРС создается как департамент в составе Госкомсвязи, а председателя комитета и его первого зама автоматически вносят в число членов комиссии. При этом именно они будут предлагать на утверждение Президенту Украины состав НКРС. Плюс финансироваться «регулятор» будет не отдельно, а в рамках комитета. То есть фактически комиссия полностью подпадает под контроль Госкомсвязи, и ни о какой независимости в принятии решений уже речь не идет. Кроме того, альтернативным законопроектом вводится лицензирование услуг передачи данных и создается фонд для спонсирования универсальных услуг за счет отчислений операторов. Майское голосование должно расставить если не все, то многие точки над «i».

РЕКЛАМА

213

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів