Чемпион мира по шахматам руслан пономарев: «мне говорили, что в украине я никому не нужен, никто меня не защитит»
На днях чиновники Международной шахматной федерации соберутся на президентском совете, чтобы решить, будет ли украинский гроссмейстер Руслан Пономарев защищать свой титул чемпиона мира. Его могут лишить этой возможности. И тогда спортивные судьбы будут вершиться не за шахматной доской — в честном поединке, а за зеленым чиновничьим сукном.
Кажется, еще вчера вся Украина следила за чемпионатом мира по шахматам, проходившим в Москве. Чувство гордости переполняло нас вдвойне, ведь в финале престижных соревнований сражались сразу два украинских гроссмейстера. 24 января 2002 года 18-летний Руслан Пономарев из Краматорска, победив в финальном матче за звание чемпиона мира своего соотечественника Василия Иванчука, стал самым молодым в истории шахмат и первым украинским чемпионом мира. Чемпионство — нелегкое бремя. Чего только за эти месяцы не пришлось пережить за этот год молодому гроссмейстеру
Гарри Каспаров: «С Русланом очень интересно соревноваться. Его энергия и напор просто восхищают!»
- У меня была мечта стать чемпионом мира, — рассказывал на традиционной прямой линии «ФАКТОВ» 16-й по счету шахматный король Руслан Пономарев. — Но я не ожидал, что она так быстро осуществится. Думал: стал чемпионом мира, и этого достаточно — все проблемы сами собой решатся. А их становится все больше и больше.
Первый скандал, в который был вовлечен новый шахматный король, разгорелся уже через три дня после завоевания титула чемпиона мира. Решив немного отдохнуть после напряженного соревновательного сезона, в ходе которого он стал чемпионом мира в составе сборной команды Украины и успешно сыграл за свой клуб «Данко-Донбасс» на Кубке европейских чемпионов, Руслан Пономарев отказался от участия в крупнейшем международном соревновании в Испании. В ответ устроители турнира в Линаресе прислали чемпиону мира гневное письмо с требованием выплаты неустойки в один миллион долларов.
- На подготовку к финальному матчу с Иванчуком мне потребовался целый месяц. К супертурниру в Линаресе надо готовиться как минимум месяца два. И все же я намерен играть, но при условии, что организаторы изменят свое отношение ко мне с учетом моего статуса чемпиона мира, — заявил Руслан Пономарев на специально созванной пресс-конференции.
Ответ Гутиэрреса не заставил себя ждать. «Мы сожалеем о недоразумениях, — сообщал из Испании мэр Линареса Хуан Фернандес, — вызванных нашим прежним письмом со слишком эмоциональными заявлениями. Мы приложим все усилия, чтобы пребывание Руслана Пономарева в нашем городе было предельно комфортным и способствовало бы укреплению его авторитета и имиджа как нового чемпиона мира ФИДЕ».
Турнир в Линаресе прошел в острейшем соперничестве между самым сильным шахматистом последнего двадцатилетия Гарри Каспаровым и новым чемпионом мира. Лишь в предпоследнем, тринадцатом, туре россиянин взял верх над Пономаревым в личной встрече и опередил его.
- Мне не сразу удалось разглядеть все симпатичные стороны стиля Пономарева. Теперь я увидел его игру вблизи, она меня захватила! С Русланом очень интересно соревноваться. Его энергия и напор просто восхищают! — заявил по окончании турнира Гарри Каспаров.
Вскоре, 14 марта, в Киеве в Национальном дворце «Украина» состоялось торжественное чествование первого украинского чемпиона мира по шахматам. Глава государства Леонид Кучма вручил шахматисту орден Ярослава Мудрого, подчеркнув, что эта награда вручается за личные заслуги перед Родиной и что впервые столь высокой чести удостоен такой молодой человек. Не остался без награды и сам Леонид Данилович. Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов вручил Президенту почетный знак, объявил о присвоении ему звания Великого рыцаря шахматного королевства и подарил калмыцкого скакуна. Леонид Кучма также заявил, что мечтает о том, чтобы Руслан Пономарев выиграл у Гарри Каспарова, и предложил юному чемпиону, его семье и тренерам переехать в Киев.
Но, как это часто бывает, бытовые вопросы решались крайне медленно. Пока шахматный король по-прежнему живет в Краматорске — дом на киевских Позняках, в котором Пономаревым выделили квартиру, еще достраивается. А его однофамилец Михаил Никитович Пономарев, к сожалению, уже не дождется обещанного. Наставник Руслана скоропостижно скончался в конце сентября
- Из Горловки на областные соревнования я поехал, когда мне было 9 лет. Краматорск показался мне тогда центром мировой шахматной жизни, — вспоминает Руслан Пономарев. — Михаил Никитович (для близких людей просто Никитич) и его сын Борис что-то такое разглядели во мне и пообещали родителям сделать из меня чемпиона мира. Мать плакала, не хотела отпускать из родного дома, но отец ее уговорил. Никитич, его жена Нина Васильевна заботились обо мне, как о родном сыне, я этого никогда не забуду. Борис ездил со мной на все соревнования. В 14 лет я стал самым молодым гроссмейстером, чемпионом мира среди юношей до 18 лет. Случались и конфликты, в основном из-за моей подготовки. После одной такой размолвки я несколько недель жил у Бориса, в его однокомнатной холостяцкой квартире. Спал на кровати, а он на раскладушке.
Сейчас много разного про Михаила и Бориса Пономаревых говорят, пытаются принизить их заслуги. Только когда в августе я написал письмо Президенту, Никитичу присвоили звание заслуженного тренера Украины. К сожалению, посмертно Ему так и не дали работать директором созданного им шахматного клуба. Замучили проверками и нескончаемыми интригами.
Борис Спасский: «Пономарев попал в среду акул, и бороться с ними будет труднее, чем доказывать свою правоту за доской»
Возник спор между Пономаревыми и спонсорами из донецкого акционерного общества «Данко», настаивавшими на подписании личного контракта между чемпионом мира и самими предпринимателями.
- «Данко» хотело подписать личный контракт с Русланом, — рассказывал Михаил Пономарев. — Причем один из пунктов этого контракта гласил: «Неразглашение условий контракта третьим лицам». То есть даже мне, наставнику и человеку, опекавшему Руслана с малых лет, не дозволялось ознакомиться с его условиями. Я знаю, что согласно контракту чемпион мира не мог участвовать в турнирах без согласия спонсоров. Другими словами, свобода шахматиста сводилась до минимума. Кстати, контракт предлагалось подписать на 10 лет, к тому же «Данко» хотело иметь весьма солидный процент со всех заработанных Русланом денег. Они предлагали «всяческую поддержку и помощь», не уточняя при этом, в чем же конкретно она будет выражаться. Руслан, естественно, не спешил подписывать эти бумаги.
В отличие от сегодняшнего скандала между тем же «Данко» и родителями самого молодого гроссмейстера мира 13-летнего Сережи Карякина, Пономаревы не стали поднимать шум, хотя в шахматном клубе уже работали различные комиссии, приезжали ревизоры из Донецка. Нарушений не нашли, но Михаил Никитович был вынужден уйти с должности директора. Оптимизма он не терял, был полон новых замыслов, создал «Фонд Руслана Пономарева». Жаль, что в возникший конфликт не вмешались украинская шахматная федерация и Госкомспорт. Но сердце 62-летнего Михаила Пономарева не выдержало. Руслан остался без самого близкого по духу человека, учителя и советчика, бескорыстно и беззаветно преданного своему воспитаннику.
- На Руслана слишком рано свалилось это чемпионство, — поделился с «ФАКТАМИ» десятый чемпион мира по шахматам Борис Спасский, живущий ныне во Франции. — «Шакалы» вокруг него так и вьются. Надо их гнать прочь! Он попал в среду акул, и бороться с ними будет труднее, чем доказывать свою правоту за доской. Склоки в шахматном мире могут стать непосильной ношей для неопытного в жизненном плане Пономарева. Считаю годы, когда я был шахматным королем, самыми несчастными в моей жизни, потому что ответственность огромная и никто не помогает. Для шахматиста очень важно, чтобы жизнь была спокойна, упорядочена, чтобы все было сбалансировано.
Незадолго до ноябрьского Конгресса ФИДЕ в Словении Пономарев доверил право вести от его имени переговоры с мировыми шахматными чиновниками опытному болгарскому менеджеру и тренеру Сильвио Данаилову, оказавшему ему большую помощь в матче с Иванчуком. Хотя по уставу ФИДЕ интересы Руслана должна была представлять все та же национальная федерация. Но взаимопонимания между чемпионом мира и национальной федерацией так и не возникло. Прибывший на конгресс ФИДЕ первый вице-президент АО «Данко» и украинской шахматной федерации Вениамин Амитан сообщил Данаилову, что акционерное общество больше не будет помогать Пономареву.
- Украина должна участвовать в подготовке и поддержке таких шахматистов, как Пономарев и юный Карякин. Тут двух мнений быть не может. Это слава страны, — считает многократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов. — Связь не может быть односторонней. Они прославляют родину, а она своих героев знать не хочет. Если нет официальных государственных фондов в Украине, то, например, в России имеются базовые компании, которые поддерживают спорт на высшем уровне. Руслану в матче против Каспарова потребуется помощь ведущих гроссмейстеров-аналитиков. Сильные и слабые стороны украинских шахматистов он знает хорошо, а вот свежий взгляд со стороны просто необходим.
Руслан Пономарев: «Печать на одном из официальных документов, касающегося моей встречи с Каспаровым, была поставлена вверх тормашками»
Совершенно неожиданно возникли неприятности и со стороны Международной шахматной федерации, ранее поддерживавшей своего чемпиона. Среди ведущих шахматистов мира существует твердое убеждение, что президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и Гарри Каспаров заключили негласное соглашение: Каспаров помогает Илюмжинову сохранить на предстоящих выборах пост президента Калмыкии, а Илюмжинов Каспарову — вернуть титул сильнейшего в мире. В мае в Праге состоялась встреча ведущих гроссмейстеров, на которую Пономарева не пригласили. Там было принято решение об объединении всех версий розыгрыша чемпионата мира под эгидой ФИДЕ. С этой целью победитель пары Пономарев--Каспаров должен был сыграть в суперфинале с победителем матча между россиянином Владимиром Крамником и венгром Петером Леко.
Болгарин от имени Пономарева настаивал на том, что в случае ничейного исхода матча с Каспаровым, Руслан сохранял бы звание чемпиона и выходил бы в суперфинал. В Украине началась подготовка к предстоящему матчу Пономарев--Каспаров. По предложению «Фонда Пономарева» был создан оргкомитет, в который вошли видные государственные деятели. Госкомспорт организовал тренировочный сбор в Крыму. В конце декабря Пономарев и украинская федерация запросили официальные документы ФИДЕ, касающиеся матча на первенство мира.
В последний день старого года исполнительный директор ФИДЕ нигериец Эммануэль Омуку прислал Пономареву в Краматорск письмо, больше напоминавшее ультиматум, с требованием незамедлительного подписания декларации о матче с Каспаровым и правил этого матча. Звонки и факсы с угрозами дисквалификации продолжались всю первую неделю нового года. Накануне отъезда Пономарева на крупный международный турнир в Голландию наша федерация выступила с заявлением о поспешности подписания столь ответственных документов, тем более что официальные решения ФИДЕ по поводу матча не были предоставлены. В голландский городок Вейк-ан-Зее для переговоров с Пономаревым прибыли вице-президенты ФИДЕ грек Георгиус Макропулос и грузин Зураб Азмайпарашвили. Почему-то на этой важнейшей встрече не оказалось ни официальных украинских представителей, ни юристов, представляющих интересы нашего чемпиона.
- Мне было предъявлено решение Президентского совета (правда, собранное путем устного опроса его членов) и требование подписать предложенные документы на английском языке, — рассказал «ФАКТАМ» Руслан Пономарев. — В случае неподписания этих бумаг до полуночи 10 января угрожали в течение 24 часов заменить меня Василием Иванчуком. Они считали, что общественность в Украине, вставшая на мою защиту, уймется, поскольку играть будет другой гражданин нашей же страны. Говорилось и о том, что я здесь никому не нужен, никто меня не защитит, а эту ситуацию используют исключительно в политических целях. Пряником служило обещание призового фонда в миллион долларов. Но опять же ФИДЕ никаких твердых гарантий не давало, сославшись на то, что она является неприбыльной организацией. Хотя я и не очень силен в английском языке, но сразу заметил, что эти документы были составлены небрежно, а зачастую и противоречили друг другу. Даже печать на одном из листов была вверх тормашками. Готовить официальный контракт, в котором бы предусматривались обязательства сторон в случае срыва матча, права выигравшего и проигравшего матч, отчисления от рекламных поступлений и другие необходимые условия международных договоров, мои визави отказались. Я предложил Каспарову, ФИДЕ, будущим организаторам матча сесть за стол переговоров и найти разумное решение.
Я сказал также, что готов играть с Каспаровым, но могу защищать свое звание и по старой системе, начиная, как и все остальные участники, с 1/64 финала, а не как Каспаров — сразу, по сути, с полуфинала. Для меня это важно, учитывая то, что бюджетные средства на подготовку найти не так просто. А потенциальным спонсорам я бы мог предложить телевизионные, издательские и Интернет-права, а также возможность размещения своей рекламы на матче. Нехватка денег на спорт, вообще, серьезная проблема. Например, украинская шахматная федерация, на чью защиту я вправе рассчитывать, имеет долг перед ФИДЕ, и в случае неуплаты ее могут временно исключить оттуда. Но шантажу и давлению я не поддался.
- Сегодня утром я звонил в Лозанну и выяснил что, ФИДЕ с датой проведения президентского совета пока не определилась. Вариант того, что нашей федерации не сообщили о дате, исключен, — прокомментировал «ФАКТАМ» сложившуюся ситуацию президент Федерации шахмат Украины Виктор Петров. — Не имеем мы и официальной информации по поводу проведения матча между Пономаревым и Каспаровым. Сложившаяся ситуация многопланова и ее нужно рассматривать в разных аспектах. Считаю, что шахматные функционеры были не вправе требовать от украинского гроссмейстера без предварительного ознакомления подписи под какими-либо документами и контрактами, касающимися предстоящего поединка с Каспаровым. И тем более этого нельзя было делать во время проведения голландского турнира, отвлекая гроссмейстера от борьбы. Но я думаю, что в ближайшее время международная шахматная организация подготовит пакет документов. И если он будет составлен в соответствии с Уставом ФИДЕ, то уже Пономареву решать подписывать или не подписывать эти документы.
- Есть еще один важный аспект в этом деле, — продолжает Виктор Михайлович. — Руслану нужно более серьезно отнестись к подготовке к такому важному матчу. Ведь результаты, которые он сейчас демонстрирует, согласитесь, далеки от чемпионских. Прежде всего Пономареву нужно уделить внимание физической подготовке. Молодость быстро проходит, и тогда наступают проблемы и в физическом, и в психологическом плане. Есть еще одна проблема. Дело в том, что в Украине нет профессиональных менеджеров. И, как известно, Пономареву пришлось прибегнуть к услугам Сильвио Данаилова, вырастившего известного болгарского гроссмейстера Веселина Топалова. И мы надеемся объединить свои усилия с усилиями менеджера. К сожалению, наша федерация испытывает определенные финансовые трудности и пока мы не можем оказать материальную поддержку Руслану Пономареву. А во всем остальном постараемся Пономареву помочь.
Но ни перевода документов, полученных украинской федерацией от ФИДЕ еще 8 января, ни юридического заключения, проведенного на основе уставных документов Международной шахматной федерации, до сих пор не сделано. Непонятно, то ли это элементарная безалаберность, то ли отсутствие финансовых возможностей.
Еще в конце января менеджер нашего чемпиона Сильвио Данаилов направил в ФИДЕ предложения о новой встрече с участием официальных лиц ФИДЕ и Украины. Увы, ответ из штаб-квартиры мировых шахмат в Лозанне так и не последовал. А по возвращении из Голландии состоялась встреча Руслана Пономарева и вице-премьер министра Дмитрия Табачника. Наши дипломаты в Швейцарии обратились в ФИДЕ, но ничего вразумительного от чиновников этой организации пока добиться не удалось.
В шахматном мире ни для кого не секрет, что слова президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова нередко расходятся с делом. Сейчас под эгидой ФИДЕ в Нью-Йорке проходит матч Человек — Компьютер, призовой фонд которого — миллион долларов. Против компьютерной программы «Дип Джуниор» сражается Гарри Каспаров, хотя еще в 2001 году именно следующему чемпиону мира, которым впоследствии стал Руслан Пономарев, был обещан матч против сильнейшей компьютерной программы. Да и на пресс-конференции, посвященной окончанию матча Пономарев--Иванчук, Кирсан Илюмжинов во всеуслышание заявил: «Чемпион мира среди компьютерных программ сыграет в 2003 году товарищеский матч с 16-м чемпионом мира Русланом Пономаревым».
И действительно, в краматорской квартире украинского шахматиста раздался звонок из Израиля. Представитель «Дип Джуниор» известный гроссмейстер Борис Альтерман предложил Пономареву сыграть с компьютером. За победу Руслану предлагалось 50 тысяч долларов, за проигрыш — 30 тысяч. К примеру, Гарри Каспаров в случае проигрыша пополнит свой банковский счет на 700 тысяч долларов. Призовой фонд матча между Владимиром Крамником и компьютерной программой «Дип Фриц» составлял миллион долларов. Такие несправедливые условия не устроили самого молодого в мире шахматного короля, но ФИДЕ ответила, что у нее нет денег на больший призовой фонд, ведь шахматная федерация является некоммерческой организацией. А уже спустя несколько месяцев нашелся миллион «на Каспарова»
P. S. Когда верстался номер, стало известно, что свои юридические услуги нашему чемпиону мира Руслану Пономареву предложила известная французская юридическая фирма «Latournerie Wolfrom & Associes».
940Читайте нас у Facebook