ПОИСК
Культура та мистецтво

Станислав говорухин: «когда слышал песню высоцкого «здесь вам не равнина… «, я не выдерживал и стрелял из винтовки»

0:00 26 лютого 2003
Інф. «ФАКТІВ»

После просмотра ленты «Москва слезам не верит» руководство «Мосфильма» говорило: «Ну что будем делать? Это же позор!»

Александр ЛЕВИТ

«ФАКТЫ» (Одесса)

Снятый на Одесской киностудии с Владимиром Высоцким в главной роли фильм произвел тихую революцию в отечественном кинематографе. Сегодня создатель этой и целого ряда других популярных кинолент, известный кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Украины Станислав Говорухин снова снимает кино в Одессе.

РЕКЛАМА

«Когда я слышал песню Высоцкого «Здесь вам не равнина… », я не выдерживал и стрелял из винтовки»

-- В Одессе вы сняли одну из своих первых лент -- знаменитую «Вертикаль».

РЕКЛАМА

-- Еще студентом ВГИКа я был уверен, что буду работать на Одесской киностудии. Во всяком случае, очень этого желал: ведь, собственно, отечественный кинематограф зародился именно в Одессе. Я горд тем, что свои лучшие ленты снял именно здесь.

В 1966 мы приехали в Одессу с Борей Дуровым работать над двумя короткометражками… А тут предложили горящий сценарий с вызывающим названием «Мы идиоты», мы поменяли его на «Мы одержимые». Сразу было ясно, что будущий фильм немыслим без песен. Единственной кандидатурой на роль персонажа-песенника был Юрий Визбор, не только популярный автор и исполнитель, но и альпинист, тренер по горнолыжному спорту. Впрочем, в то время он дебютировал как киноактер в фильме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Мы назвали ленту «Вертикаль» и пригласили на главную роль (радиста Володи) Владимира Высоцкого.

РЕКЛАМА

Профессиональные альпинисты потом говорили, что в этом фильме показана их настоящая жизнь, полная опасностей и романтики. Несмотря на достаточно примитивный сюжет, картина стала очень созвучной времени и живет по сей день.

-- В основном, наверное, из-за песен Высоцкого?

-- Однозначно! Зрительским успехом фильм обязан, прежде всего, Высоцкому -- и новым его песням, и появлению его перед миллионами зрителей. А потом появилась его первая пластинка -- песни из кинофильма «Вертикаль». «Но мне в Одессу надо позарез!», «Я готов сто крат умереть и снова здесь родиться!» -- так Володя не пел, пожалуй, ни об одном городе…

-- Не последнюю роль, очевидно, сыграли и ваши профессиональные знания, ваше увлечение альпинизмом…

-- Хотя мое первое высшее образование -- геолог, не все получилось, как хотелось. К тому же, было мало времени: одновременно снимали и монтировали. «Вертикаль» едва успели сдать до Нового, 1968, года! Худсовет ее одобрил за полтора часа до боя курантов! А потом еще полтора месяца доснимали, монтировали… К тому же, в будни нашей съемочной группы ворвалась трагическая ситуация: на одном из ледников погиб альпинист, люди боролись со стихией, пытаясь вырвать у гор тело погибшего друга. Мы стали не только свидетелями мужества восходителей, но и их добровольными помощниками. Образ сражения, боя вошел в текст первой же песни: «Опасный, как военная тропа… »

-- Тем не менее не все песни, написанные Высоцким для «Вертикали», вошли в фильм… Например, «Скалолазка»…

-- М-да… Мне больше нравится «Оставляя в горах свое сердце», которая звучит в конце фильма. Песни Высоцкого были у всех на устах. Более того, в 1968-м, после выхода «Вертикали», группа альпинистов покорила на юго-западном Памире безымянную вершину высотой 6200 метров и назвала ее «Пик Владимира Высоцкого». К сожалению, это название официальные советские инстанции не утвердили…

Кстати, спустя три года я снимал там же, на Кавказе, другой фильм об альпинистах, но уже на военную тематику, «Белый взрыв». Тогда мы каждый день «боролись» с песнями Высоцкого. Ровно в семь утра кто-то на полную мощь врубал его записи, и на всю округу через громкоговоритель разносилось: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной… » Мы затыкали уши ватой, накрывали головы подушками… Доходило до того, что я не выдерживал и стрелял из винтовки по электропроводам. Полчаса удавалось еще поспать, но меломаны быстро находили обрыв…

-- Ваша последняя совместная работа с Владимиром Семеновичем -- «Место встречи изменить нельзя», также снималась на Одесской киностудии.

-- Сначала критики скептически к ней отнеслись, называли «какой-то милицейской картиной». Но время расставило все по местам: фильм стал народным… Аналогичная ситуация была с фильмом Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Когда лента вышла, коллеги от него отвернулись. А выдающийся советский режиссер Юлий Райзман на собрании в «Мосфильме» сказал: «Ну, что будем делать с этим фильмом? Это же позор!.. » И «этот позор» получил «Оскара», его посмотрели 80 миллионов(!) зрителей…

«По всем законам я должен был погибнуть в июле 1969 года»

-- Что на сей раз будете снимать в Одессе?

-- Картину по роману кумира шестидесятников, известной писательницы Елены Вентцель, более известной под псевдонимом -- И. Грекова. Она -- доктор наук, математик, автор учебников, по которым по сей день учатся студенты… В свое время она часто отдыхала в Одессе, на даче на Большом Фонтане. Здесь написала повесть о жене красного командира, история которой начинается в 1935 году. Женщина, ставшая прототипом героини, жила в Южной Пальмире, И. Грекова ее хорошо знала… Рабочее название фильма -- «Хозяйка гостиницы». Работаем и над лентой «Женская логика-2», ее снимает бывший одесский режиссер Сергей Ашкенази (вспомнить хотя бы его «Криминальный талант»), а я исполняю одну из ролей.

-- Потянуло на ретро?

-- Возможно. Решил создать очередной «немодный» фильм: без крови, насилия, порнухи и спецэффектов. Добрый, простой, о любви, о прошлом… Помимо прочего, в «Хозяйке гостиницы» меня привлекла форма -- романная, протяженная во времени: с 1935 по 1962 год. Я таких фильмов еще не снимал, захотелось попробовать. Кроме того, героиня романа -- женщина. А я вдруг обнаружил, что во всех моих картинах главные герои -- мужчины!

-- Кто занят в новой картине?

-- Знаменитые актеры -- Ирина Купченко, Инна Чурикова, Александр Балуев, Александр Михайлов -- играют второстепенные роли. В эпизоде снялся Максим Галкин. Долго искали исполнительницу главной роли. Это студентка театрального училища имени Щукина Светлана Ходченкова. Дебютантка в кино и, уверен, будущая звезда! Мы хотим снять большой двухчасовой фильм для проката и сделать четырехсерийную телеверсию.

Соратники по фракции в Госдуме России дали мне «академический отпуск» (улыбается. -- Авт. ). Кстати, свой предыдущий фильм, «Ворошиловский стрелок», тоже снял на каникулах. Но картину по повести И. Грековой быстро завершить не удастся, придется совмещать съемки с работой в Думе.

-- Чем нынешний Говорухин-политик отличается от Говорухина-киношника, начинавшего в приморском городе несколько десятилетий назад?

-- Наверное, человек должен стремиться к лучшему, менять свои взгляды. Но мое мировоззрение не изменилось. Коммунистом не был, в партию меня никто не мог загнать, хотя секретари парткомов пытались неоднократно. Впрочем, я и к перестроечной власти отношусь, скажем так, не очень…

В Думе раньше активно политикой занимался. Но сейчас политики как таковой нет. Я лоббирую интересы культуры. Например, на пять лет приняли закон «О государственной поддержке кинематографа». Срок его действия уже истек, но российское кино из пепла восстать успело. Отсняли уже столько, сколько до «буржуазной» революции 1991-го, только вот толку от большинства этих фильмов… Сплошь дерьмо… Даже фильмы Никиты Михалкова…

-- Не опасаетесь столь резких, прямых высказываний?

-- Я никого не боюсь, хотя осознаю, что наше общество -- глубоко криминальное. Увы…

-- Станислав Сергеевич, в 2000 году вы баллотировались на пост президента РФ…

-- Было такое. Это скорее был политический ход: интересно узнать, насколько народ одурачен, насколько фальсифицируются президентские выборы…

-- В депутаты вновь баллотироваться будете?

-- Откровенно говоря, особого желания нет. С другой стороны, ведь кто-то должен лоббировать интересы культуры…

-- Представляете Владимира Высоцкого в наше время?

-- Он был бунтарь. Трудно представить себе Высоцкого, лижущего зад власти…

-- Из своих фильмов есть нелюбимые?

-- «Контрабанда», снятая в 1975-м… Написал сценарий, его сразу же утвердили. Снимали мы в Одессе, на пассажирских судах «Россия» и «Адмирал Нахимов». Все шло хорошо. Но однажды капитан показал мне телеграмму: «Группу «Контрабанды» снять с борта. Не оказывать никакого содействия… » Мол, наш сюжет позорит советского моряка… Что делать?! Я пошел к секретарю обкома. Вместе мы поговорили с министром морского флота. Убеждал его, что это будет не позор, а реклама. И началась полная дребедень. Герой фильма как бы не моряк, а заведует производством, мол, все получилось случайно… Зачем я на этот компромисс пошел, сам не знаю. Снял бы нормальный фильм. Ну, полежал бы годик на полке.

-- Вы много лет всерьез увлекаетесь живописью…

-- У меня было уже несколько выставок, называю их «парламентскими каникулами», они проходят, когда Госдума отдыхает. Но любимых работ нет, десяток висят дома. Остальные в галерее лежат.

-- Сын разделяет ваши взгляды? (Сын Говорухина Сергей -- тоже режиссер. -- Авт. )

-- Он не очень одобряет то, что я делаю. Сергей относится к новому поколению. У него свои вкусы, пристрастия…

-- Почему свой день рождения вы празднуете дважды?

-- 26 июля 1969 года вертолет, на котором мы летели над Кавказом, врезался в скалу на высоте четырех тысяч метров. Чудом удалось уцелеть лишь нескольким пассажирам: по всем законам, я должен был погибнуть, но вертолет не взорвался: «Господь прикоснулся к нам рукой!» Конечно, это день для меня -- второй день рождения…

 


«Facty i kommentarii «. 26-Февраль-2003. Культура.

388

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів