ПОИСК
Події

Нигерийские мошенники, выудившие обманным путем крупные суммы денег у нескольких украинских коммерсантов, жили в киеве на широкую ногу, тратя в салоне красоты по 300--400 долларов в день

0:00 19 липня 2003
Представляясь кто принцем Ганы, кто близким родственником Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, ловкачи умудрялись продавать бизнесменам сейф с нарезанной бумагой черного цвета за десятки тысяч долларов

Айзек и Джозеф приехали в СНГ из Нигерии, как впоследствии выяснилось, по поддельным документам, якобы для того, чтобы получить высшее образование. Однако интересовали их отнюдь не дипломы. Вместе с другими своими земляками они разработали оригинальную схему ненасильственного отбора денег у доверчивых граждан, которая на некоторое время даже оттеснила на второй план знаменитые «нигерийские письма». (Весьма популярный в мире вид мошенничества, когда некое должностное лицо, используя электронную почту, предлагает фирме подержать на своем счету несколько миллионов долларов и просит уплатить наперед энную сумму в качестве комиссионных. Получив деньги, мошенники благополучно исчезают, а обещанные миллионы оказываются фикцией).

«Наш груз может показаться вам несколько странным»

В назначенное время к дому украинского бизнесмена кавказского происхождения Джафара Муртазаева (имена в публикации изменены, так как приговор еще не вынесен), подкатил микроавтобус «Мерседес», из которого вышли двое солидных мужчин. Вслед за ними появились двое африканцев. Один из них был одет в обычный костюм, а второй -- в яркое экзотическое одеяние.

-- Это очень впечатлило меня, -- признавался позже Джафар следователю. -- Особенно африканец в национальной одежде -- такой важный, говорил на своем родном языке медленно, с расстановкой. На его указательном пальце красовался большой перстень с дорогим, как мне показалось, камнем. Я и подумать не мог, что это обыкновенные проходимцы!

Когда африканец закончил свою речь, его переводчик сообщил Джафару, что господин Нбембе является наследным принцем Республики Гана. А еще он очень известный в Африке бизнесмен.

РЕКЛАМА

-- Мы хотим вести в Киеве свой бизнес, -- сказал принц. -- Деньги у нас есть. Вас в качестве партнеров посоветовали нам большие люди. Мы знаем, что вы владеете несколькими магазинчиками в Киеве. Мы с нашими деньгами хотим помочь вам завоевать киевский рынок.

Пока Джафар, ошеломленный необычным предложением, думал, что ответить, принц Ганы, что называется, «добил» его.

РЕКЛАМА

-- Не подумайте, что мы ведем какую-то игру, очень скоро вы убедитесь в нашей платежеспособности. Через посольство одной из африканских стран мы получим груз. Он может показаться вам несколько странным, но чуть позже вы все поймете.

Заинтригованному Джафару ничего не оставалось делать, как только набраться терпения и ждать следующего визита наследного принца.

РЕКЛАМА

«Без обработки специальным раствором эти деньги -- всего лишь обычная бумага»

Через несколько дней Муртазаеву позвонили и предложили подъехать к посольству Нигерии.

-- Я своими глазами видел, как с территории посольства выехала машина, из нее выглянул принц и, помахав мне рукой, велел ехать за ним, -- вспоминает Джафар.

Машины принца и украинского бизнесмена подъехали к какому-то особняку. Двое телохранителей выгрузили тяжелый сейф и занесли его в темный подвал.

-- Вы знаете что-нибудь о специальном химическом составе, который используется спецслужбами для перевозки больших сумм денег через границу? -- поинтересовался принц и получил утвердительный ответ от своего собеседника -- Джафар действительно слышал о таком химсоставе.

-- В этом сейфе миллион долларов, покрытых этим самым составом, -- продолжил принц. -- Если вы не очень хорошо знакомы с технологией, я объясню. Наши люди везли эти деньги с посольской почтой. Этот груз не досматривается. Но, на всякий случай, если кто-то изъявит желание заглянуть в сейф, то увидит, что он набит резаной бумагой черного цвета.

Переводчик принца тут же показал Джафару одну купюру.

-- В этот момент я вдруг начал сомневаться, -- признавался впоследствии следователю Джафар. -- Бумага на ощупь была самой обыкновенной. К тому же демонстрация купюры происходила при плохом освещении. Но африканцы развеяли мои сомнения.

-- При попадании света на купюры их структура разрушается, -- объяснил принц. -- А сейчас вы убедитесь в их подлинности.

Переводчик принца быстро приоткрыл сейф и, достав оттуда первую попавшуюся купюру, опустил ее в ванночку с какой-то жидкостью. Через пару секунд в руке у Джафара были настоящие сто долларов.

-- Хотите выбрать купюру сами? -- спросил господин Нбембе. Он вытащил из сейфа бумажку, на которую указал ему Джафар и проделал с ней те же манипуляции, что и с предыдущей. Затем была «отмыта» еще одна сотня долларов.

-- Теперь вы убедились в том, что мы привезли настоящие деньги? -- спросил принц, когда Джафар проверил в обменном пункте подлинность «отмытых» купюр. -- Восстанавливаются деньги специальным раствором, но, к сожалению, его очень трудно достать. Без него же содержимое сейфа -- обычная бумага.

-- Принц заверил меня, что у него есть свои люди в спецслужбах и у них можно купить необходимое количество такого раствора, -- рассказывал Джафар. -- Стоит он, правда, недешево. Но у меня в руках были три настоящие сотенные купюры, изъятые из сейфа, в котором оставался еще целый миллион! Игра стоила свеч. Я занял у своих родственников и земляков деньги, пообещав им долю в прибыли и передал принцу 92 тысячи долларов на раствор.

Повода для волнений у Джафара, казалось бы, не было. Сейф в его присутствии закрыли и перевезли в его квартиру. Принц отправился за раствором, забрав с собой ключи от сейфа. Кроме того, в качестве залога африканцы оставили Муртазаеву свои чемоданы с вещами. А через некоторое время из сейфа начал просачиваться неприятный едкий запах.

-- Джафар вынужден был вытащить сейф на балкон, так как в комнате стало нечем дышать, -- рассказывает начальник отдела Киевского городского УБОПа Михаил Моськин. -- А когда на странный запах начали жаловаться соседи, бизнесмен заволновался. Начал вызванивать африканцев, но те исчезли. Ни один из их телефонов не отвечал. А в том частном доме, где всего несколько дней назад происходила демонстрация денег, уже жили другие люди, знать не знавшие ничего об африканцах. Тогда-то бизнесмен и понял, что его обманули. Не было ни «принца Ганы», ни миллиона долларов! Со злости Джафар, буквально разворотил сейф автогеном. Выяснилось, что в нем лежала обычная бумага, покрытая… порошком для ксерокса, издававшим тот самый неприятный запах.

-- Еще в 1999 году мы получили оперативную информацию о том, что два африканца «кинули» на большую сумму украинского бизнесмена кавказского происхождения, -- рассказывает оперуполномоченный отдела Киевского городского управления по борьбе с организованной преступностью Юрий Ачкасов. -- Заявление от потерпевшего не поступало, но мы, тем не менее, начали работу. Африканцы словно в воду канули. А в конце прошлого и в начале нынешнего года в столице произошли еще два подобных случая. Причем схема мошенничества была точно такой же, как и три года назад. И вновь пострадали граждане Украины кавказского происхождения. Заявлений от потерпевших опять же не последовало, хотя «нагрели» их аж на 80 и 92 тысячи долларов. На первый взгляд, поведение потерпевших может показаться странным. Но мошенники знали, что заявлений не будет. Далеко не каждый уважающий себя бизнесмен, к тому же выходец с Кавказа, признается в том, что его оставили в дураках.

«Принца Ганы» и его «переводчика» арестовали в одном из столичных кафе, где те обрабатывали очередного клиента. Это были граждане Нигерии Айзек и Джозеф.

-- Наш звонок к Джафару был для него полной неожиданностью, -- рассказывает Михаил Моськин. -- Мы сообщили бизнесмену о том, что его обидчики уже арестованы. Дело было за малым -- привезти сейф как вещественное доказательство… Ох и намучились же мы с этим сейфом. Запах из него, действительно, доносился еще тот. Мошенники рассчитали, что долго в одном помещении с таким сейфом не просидишь. Жертвы аферы, как правило, выбрасывали эти несгораемые шкафы подальше, как только выясняли, что их «кинули», тем самым лишая следствие вещественных доказательств.

-- Наверное, нигерийские мошенники стали состоятельными людьми, совершив не одну такую аферу?

-- Мы не обнаружили у Айзека и Джозефа больших денег. А в чемодане, который они оставили у Джафара, находилась национальная африканская одежда для следующих афер. Кстати, в одном из случаев Джозеф представлялся близким родственником Генерального секретаря ООН Кофе Аннана, а Айзек -- его переводчиком. Парни жили в Киеве на широкую ногу. Когда я спросил у них, на что были потрачены деньги от афер, африканцы сказали: «На женщин, кабаки и вино». Только на услуги мастеров салона красоты они тратили ежедневно по… 300--400 долларов. Парочка призналась следователю, что им очень нравилось обманывать именно кавказцев. Мол, украинцы или русские им и так бы все отдали. А вот выходцев с Кавказа они считают достойными соперниками. Да и те, как правило, не заявляют в милицию о том, что их «кинули» -- пытаются найти мошенников самостоятельно, как это было четыре года назад в Москве. Некие дельцы из Африки умудрились «кинуть» крупного «авторитета» из Дагестана на более чем 100 тысяч долларов, а потом исчезли. И как раз вовремя. Дагестанец не жалел ни сил, ни средств, чтобы наказать ловкачей. Причем потерянные деньги его уже не интересовали. Он был в ярости из-за того, что его посмели одурачить.

-- Следствие выяснило, что ранее Айзек входил в состав криминального трио из Африки, которое действовало на территории России. Но двух его сообщников арестовали. Тогда-то чудом избежавший наказания ловкач и познакомился с Джозефом, -- продолжает Михаил Моськин. -- Афера с «миллионом долларов» становится очень популярной в странах СНГ и Восточной Европы. У нас есть сведения о том, что по подобной схеме некие африканцы работали в Чехии, в Киевской области, в Одессе и других городах Украины. Правда, сказать определенно, что во всех эпизодах были замешаны именно Айзек и Джозеф, нельзя. Скорее всего, в указанных регионах «работают» несколько групп. Окончательно это выяснится только после завершения следствия.

Кстати, сотрудники спецслужб наличие у них на вооружении специального химического состава для «отмывания» денег не подтвердили, назвав это очередной легендой.

Дело Айзека и Джозефа на днях было направлено в суд. Им инкриминируется пока только два эпизода по статье 190, часть четвертая (»Мошенничество в особо крупных размерах»). Если вина африканцев будет доказана, то их ожидает лишение свободы на срок от 5 до 12 лет.

P. S. Редакция газеты «ФАКТЫ» выражает благодарность пресс-группе УБОП МВД Украины за помощь в подготовке материала.

832

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів