ПОИСК
Події

Студент валерий лобановский шил костюмы… У студента михаила воронина

0:00 18 червня 2003
О том, как учились в институтах, люди, прославившие Украину, рассказали их однокурсники и друзья

Июнь -- пора вузовских выпусков. С дипломами о высшем образовании из стен институтов и университетов в нынешнем году выйдут 78,5 тысяч младших специалистов, около 100 тысяч бакалавров и столько же специалистов, 14 тысяч магистров. Кто-то из них со временем прославит Украину, как Валерий Лобановский, Михаил Воронин, Олег Скрипка, о студенческих годах которых рассказали «ФАКТАМ» их сокурсники.

Если бы не Сталин, Михаил Воронин, возможно, стал бы… артиллеристом

Мало кто знает, что Михаил Воронин едва не стал… артиллеристом. После 7-го класса он поступил в артиллерийское училище и даже три месяца в нем проучился. Но вдруг Сталин приказал ликвидировать училища такого типа, и Миша вернулся в школу, а после 8-го класса поступил по совету родителей в профтехшколу швейников. Потом были курсы бригадиров, курсы закройщиков… В 66-м Михаил стал заочником Московского технологического института легкой промышленности, а через три года перевелся на вечернее отделение Киевского технологического института легкой промышленности (нынешний Национальный университет технологий и дизайна).

Существует байка о воробышке, которого спрашивают, отчего он не поет, как соловей. «Так я же заочник!» -- отвечает воробей. Михаил Воронин стал соловьем в своем деле именно благодаря тому, что учился, как раньше говорили, «без отрыва от производства». Еще будучи студентом, он придумал беспримерочный метод пошива мужской верхней одежды, что сделало его впоследствии знаменитым.

-- Работая закройщиком в ателье, я не стеснялся учиться у коллег, -- говорит Михаил Львович. -- Если видел, что кто-то что-то делает лучше меня, мог часами следить за движениями мастера! В результате наловчился так, что за ночь на спор пошил зимнее пальто!

РЕКЛАМА

Коллеги закрыли Михаила на ночь в цеху, а когда явились утром на работу, глазам своим не поверили -- в руках он держал пальто! Предметы давались Воронину легко, особенно тригонометрия. А вот политэкономию не любил. Считал, что она только отнимает время.

-- Я ведь умудрялся еще и парашютным спортом заниматься, и даже мастером в велоспорте стал! -- не без гордости говорит Михаил Львович.

РЕКЛАМА

В студенчестве Воронин и за границей побывал -- в Польше. Отправился туда в собственноручно сшитом костюме -- хотелось быть «на уровне». Иностранцы не могли скрыть своего восхищения костюмом и, зная, что Воронин -- портной, поинтересовались, не сам ли он сшил его. «Нет, я этот костюм купил!» -- вдруг, сам не зная почему, ответил парень. «Надо же, а нам говорили, у вас такое шьют, что носить нельзя», -- удивились поляки. Именно тогда Михаил Воронин решил, что непременно будет шить для соотечественников костюмы, которые не стыдно будет надеть.

Сегодня Михаил Львович носит исключительно изделия своего бренда -- берет их прямо с конвейера.

РЕКЛАМА

Выпускной в вузе Воронину запомнился тем, что гуляли всю ночь до утра. Мэтр модельного бизнеса был в собственноручно сшитой паре: брюки и однобортный с разрезами пиджак серо-зеленого цвета, в клетку 10 на 10. Этот костюм хранится у Михаила Львовича до сих пор.

Лучшим студентом среди спортсменов и лучшим спортсменом среди студентов называли Валерия Лобановского

Не увлекись Валерий Лобановский футболом, «пахать» бы ему на инженерной ниве, ведь закончил Киевский политех.

-- У нас на теплофаке термодинамику преподавал Владимир Александрович Чеботарев, -- вспоминает товарищ Лобановского по факультетской футбольной команде Петр Куделя, ныне доцент кафедры теоретической и промышленной теплотехники Национального политехнического университета Украины «КПИ». -- Сдать «Чеботарева» было непросто! О нем у нас даже анекдот сложили. Будто звонят в деканат теплофака из зоопарка: «Ваш Чеботарев попал в клетку с тигром». Из деканата отвечают: «Ваш тигр -- вы его и спасайте!»

Так вот, Владимир Александрович, славившийся своей требовательностью, после того как Лобановский защитил у него курсовую, воскликнул: «Лучший спортсмен среди студентов и лучший студент среди спортсменов!» Он всегда приводил Валерия нам в пример, ведь Лобановский умудрялся все успевать.

-- Валерий ухитрился получить «отлично» по начертательной геометрии у самого доцента Могильного, который выставлял даже такие оценки, как… «ноль» и «минус один», -- вспоминает одногруппник и друг Лобановского Станислав Видяев. -- Студенты даже шутили: «Сдал начерталку -- можно влюбляться, сдал сопромат -- можно жениться».

По словам Станислава Дмитриевича, они с Валерием и еще одним однокашником Юрием Литвиновым всегда готовились к сессии дома у Станислава. Причем за день до экзамена совершали такой ритуал: в 7 часов вечера отправлялись в кафе напротив Оперного театра и заказывали фужер шампанского и четыре шарика мороженого «пломбир». Валерий шутил, что это «хорошо прочищает мозги».

Лобановский успевал не только в спорте и учебе. Он был душой студенческой компании. Часто ходил с парнями и девчатами в кино, весело отмечали дни рождения.

-- Иногда позволяли себе и в ресторан пойти, -- вспоминает его друг студенческой поры Геннадий Любчик, тоже футболист, ныне профессор кафедры тепловых и теплоэнергетических установок и ядерных электростанций Национального технического университета «КПИ». -- Особенно любили рестораны «Седьмое небо» -- на крыше одного из высотных киевских зданий и «Спартак». Непременно брали котлеты по-киевски, салатики, минеральную воду. Пили же… «коктейль Лобановского» -- смесь ликера «Шартрез» с водкой. По цвету напиток напоминал воду «Тархун», по запаху -- хвою. Был у Лобановского еще один фирменный рецепт -- «Крюшончик»: в супницу выливали по бутылке ликера, шампанского, мадеры, три--четыре бутылки лимонада; мелко резали яблоки, мандарины, апельсины, добавляли виноград. Затем все смешивали разливной ложкой, десять минут настаивали и разливали по стаканам.

-- А в 1959 году я отмечал день рождения в ресторане «Динамо», -- вспоминает Геннадий Николаевич. -- Разумеется, пригласил и Валеру. Он как-то замялся: «Извини, Гена, я не приду. У меня сейчас решается вопрос о том, чтобы попасть в основной состав «Динамо», и если меня увидят в ресторане наши тренеры… » Но я уговорил, он пришел. И точно -- за соседним столиком сидит его тренер! «Ну, ребята, мне крышка, -- говорит Валерий. -- Что делать?» Мы же ему возьми да посоветуй: «Будь проще -- подойди к тренеру, поздоровайся, скажи, что с друзьями именины отмечаешь… » Валерий так и сделал. Потом неоднократно шутил, что если бы не пошел тогда в ресторан, то, может, еще долго ждал бы, когда возьмут в основной состав.

Валерий Лобановский хорошо одевался. И, кстати, шил костюмы в ателье… у студента Михаила Воронина. А стригся только в парикмахерской на площади Калинина (нынешний майдан Незалежности) -- у Фимы и Бори (двух известных в то время мастеров). «Кок» Валерия был самым пышным среди парней его компании. Однако при всем при этом Лобановский не любил особо выделяться среди сверстников. В колхоз «на кукурузу» поехал со всей группой, хотя мог отвертеться, сославшись на необходимость участвовать в сборах. Правда, и здесь Валерий отличился. Чтобы не скучать в колхозе, он сагитировал однокурсников сброситься… на патефон. Каждый принес из дому по две--три пластинки, и набралось их около 150. А танцы организовывали у одной бабульки в хате при двух керосиновых лампах. Бабушке было выгодно подзаработать, а ребята веселились…

Общаговские соседи обожали под «аккомпанемент» Олега Скрипки… варить борщ и жарить картошку

Олег Скрипка -- тоже выпускник Киевского политеха. В университете «Личное дело студента Скрипки Олега Юрьевича» хранят, как раритет. Из него можно узнать, что абитуриент Скрипка приехал поступать в столицу из города Кировска Мурманской области. В школьные годы увлекался физикой и математикой и даже закончил заочную школу МФТИ (Московский физико-технический институт). В характеристике, выданной школой выпускнику Скрипке, говорится, что он «является членом культмассового сектора, но работу проводит без огонька, без задора». Знали бы преподаватели, какой огонек и задор дремлет в душе их ученика!

-- Однажды Олег в 6 часов утра вынес на балкон колонки, -- вспоминает Прасковья Метлинская, кастелянша общежития N15, где жил Олег. -- К 8 часам пришел к нам с жалобой сотрудник районного отдела образования, которое находилось рядом с общежитием: мол, из-за вашей музыки работать не можем! Урезоньте меломана!

В те годы, разумеется, никто не предполагал, что Скрипка -- будущая знаменитость.

-- Олег с ребятами часто играл блюзы и рок-н-ролл прямо на кухне в общаге, -- говорит его однокурсник и сосед по общежитию Василий Пантов. -- Мы варили борщ, жарили картошку под «аккомпанемент». Кухня в общежитии -- лучшее место для репетиций -- просторно и зрители всегда есть. Сейчас бы такой концерт стоил недешево, а для нас был тогда абсолютно бесплатным!

Сегодняшние студенты из комнаты на 11-м этаже, где жил Скрипка, -- большие почитатели его таланта. У них на компьютере записаны все альбомы Олега! И даже вместо одного из абажуров висит… диск.

Учился Олег в основном на «хорошо» и «отлично», а ведь радиотехнический факультет слывет в вузе самым сложным. За годы учебы деканат вынес Скрипке два выговора -- за утерю студенческого билета и за то, что «несвоевременно явился на преддипломную практику из-за участия в культурной программе». Но и премировали Олега дважды -- «за успешное совмещение учебы с активным участием в самодеятельности института».

Интересно, что Александр Пипа -- бас-гитарист группы «ВВ» -- тоже закончил политех -- факультет электроники. Так что можно говорить, что КПИ не просто звезд выпускает, а целые коллективы звезд.

545

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів