ПОИСК
Культура та мистецтво

«когда из летящего на бешеной скорости мотоцикла андрей ростоцкий запрыгнул в мчащуюся машину, я чуть сознание не потеряла от страха! »

0:00 25 червня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
О погибшем год назад в горах Кавказа известном актере, режиссере, сценаристе и каскадере вспоминает генеральный продюсер фильма «Мужская компания» Галина Томашевская

Во время подготовки трюка лопнул трос, по которому 45-летний Андрей Ростоцкий спускался со скалы. Актер сорвался с высоты и погиб. В 80-е годы Андрей был одним из самых снимаемых артистов советского кино, играя преимущественно в военных и героико-приключенческих фильмах: Денис Давыдов в «Эскадроне гусар летучих», Аркадий Гайдар в «Остаюсь с вами», Хромов в «Непобедимом»… В 1990 году Ростоцкий дебютировал в качестве режиссера -- снял фильм по роману Купера «Зверобой», двумя годами позже -- боевик «Мужская компания».

В фильме «Мужская компания» герой говорит: «Каскадеры -- это люди, которым кажется, что они побеждают смерть». Андрею тоже казалось? Об известном актере «ФАКТАМ» рассказала его коллега, друг и продюсер картины Галина Томашевская.

«Андрею нравилось испытывать себя -- однообразная жизнь была ему неинтересна»

-- Галина, как вы познакомились с Андреем? Ведь вы работали на Одесской киностудии, а он -- в Москве…

-- К совместной работе нас привела обоюдная мечта снять фильм о каскадерах. Работая в картине «Час оборотня», я впервые «изнутри» столкнулась с их работой. И была в шоке от того, что они делали на съемочной площадке! Наш кинематограф не имеет павильонов, оборудованных специально для трюков, поэтому отечественные каскадеры рискуют неизмеримо больше, чем их зарубежные коллеги.

РЕКЛАМА

Вот и захотелось сделать фильм о людях экстрима. Но подходящего сценария не было. И вдруг однажды исполнитель конных трюков Саша Гизгизов говорит мне: «Настоящий сценарий о каскадерах может написать только один человек в СНГ -- Андрей Ростоцкий». Я помчалась в Москву…

Встретились у Андрея дома. Семья собиралась на дачу, но мое предложение заинтересовало всех -- Андрея, его жену Марьяну и даже их трехлетнюю дочурку Оленьку. Мы сели пить чай с вареньем, и я рассказала, что нашла одну сценарную заявку, автор которой -- артист и певец Олег Анофриев. Но меня смущает в сценарии гибель каскадера… Андрей выслушал внимательно и пообещал подумать над финалом.

РЕКЛАМА

Через три недели мы встретились снова. На той же уютной московской кухне Андрей говорил о том, что он думает по поводу профессии каскадера. Слушала, как завороженная, а когда очнулась, то поняла, что слушала… готовый сценарий под названием «Мужская компания». История получилась захватывающая и правдивая, хотя герой и не погибал -- Андрей дал ему шанс. С таким сценарием не страшно было отправляться в «плаванье», но где взять «корабль», то есть деньги? Взялась искать.

-- Из редактора в продюсеры?

РЕКЛАМА

-- Да, и нашла помощь там, где совсем не ожидала, -- у директора крупной строительной фирмы Григория Гликберга. Он, влюбленный в творчество сына и отца Ростоцких, только спросил: «Андрей -- каскадер? Зачем ему это?».

-- Действительно, зачем?

-- Андрею нравилось испытывать себя. Однообразная жизнь была ему просто неинтересна. Он и актерскую-то профессию, по его словам, избрал поначалу именно потому, что она давала редкую возможность -- прожить как бы несколько жизней. А увлечение трюками пришло, я думаю, из его жажды «постоять на краю» и по-настоящему в себе разобраться.

-- Может быть, он преодолевал какие-то комплексы?

-- Нет, ему просто хотелось испытать себя во всем. Сын знаменитого режиссера, лауреата многих отечественных и международных премий Станислава Ростоцкого и актрисы Нины Меньшиковой, Андрей мог бы, казалось, идти проторенной дорогой. Но он избрал другой путь. Уже в своей первой режиссерской работе -- фильме «Зверобой» -- Андрей собрал «мужскую компанию», которой посвятит свой следующий фильм: каскадеров Всеволода Хабарова, Павла Абдалова, Александра Гизгизова, Андрея Хворова, Георгия Пицхелаури, Сергея Лоздейского, Владимира Епископасяна. Вот с такой командой мы и пошли на штурм крепости, которая называлась «каскадерская кухня», то есть жизнь каскадеров изнутри -- со всеми ее проблемами, трудностями, страхами и безумным риском.

Сложность съемок, отсутствие настоящей базы для трюков, бурлящая перестроечная жизнь за кадром, где никому уже не было дела до кино, бесконечные попытки банка перекрыть нам кислород -- не перечислишь всего, с чем столкнулся Андрей в своем авторском, таком значимом для него фильме!

«Каскадеры -- это люди, которым кажется, что они побеждают смерть»

-- И все-таки картина была снята…

-- Бог помог! Вот пример. Снимаем в Севастополе. Тут события в Форосе. В Крыму -- чуть ли не чрезвычайное положение. Хаос. Мы жили в гостинице Министерства морского флота, где, несмотря на ее статус, не было не только горячей, но и холодной воды. После съемок в пыли и грязи помыться невозможно! Выручал, как всегда, народ. В Севастополе у Андрея было много друзей -- он снимал здесь свой дипломный фильм по рассказам Александра Грина. Его полюбили сразу, и он очень внимательно и доброжелательно относился к людям. Никакой спеси, никакого намека на «наследника звездных родителей». Люди приносили нам на съемочную площадку воду и еду, зная слабость Андрея -- вкусно покушать.

А один мичман однажды совершил, я считаю, настоящий подвиг во имя кино! Нам надо было отснять эпизод на живописной дороге, ведущей в Бальбек. Высокое начальство наотрез отказалось дать разрешение на съемку -- в этот день по дороге должен был проехать Горбачев. Что делать? Я отправилась к мичману, контролирующему движение на трассе. Вначале он и слушать не хотел. А когда узнал, что руководить съемкой будет Андрей Ростоцкий, сказал: «Пусть заезжает со своей техникой: если успеет снять и освободить дорогу, я закрою на это глаза. Ну, а если нет, вызову патрульных». И при этом улыбнулся так, что я поняла: можно снимать! Андрей, знала, никогда не подведет поверившего ему человека. Съемка шла в таком темпе, что и Голливуду не снилось! Все было четко, продумано, без нервов и суеты, но как на передовой… Успели!

-- У вас были такие опытнейшие каскадеры, Андрей мог и расслабиться?

-- Ростоцкий всегда тщательно продумывал каждый трюк. Он ведь любил свою вторую профессию! Самые опасные номера старался делать сам. Когда он из летящего на бешеной скорости мотоцикла запрыгнул в мчащуюся на такой же скорости машину, я чуть сознание не потеряла. Да и не только я. Все, кто видел этот уникальный трюк, пережили сильнейший страх! Герой Андрея в этом фильме становился олицетворением победы не только над страхом, но и над самой смертью. В фильме есть эпизод, когда главная героиня Наташа задает вопрос: «А о чем вообще ваш фильм?». Герой отвечает: «Человечество всегда стремилось побороть смерть. Каскадеры -- это люди, которым кажется, что они ее побеждают».

-- В картине «Мужская компания» звучит замечательная песня о каскадерах. Но, знаете, что смущает? В ней какой-то вызов смерти…

-- Константин Фролов, написавший песню, -- известный бард. Они с Андреем понимали друг друга с полуслова, так как давно дружили. А этот вызов смерти родился у них спонтанно. Вначале им хотелось задать себе и вообще любому каскадеру вопрос: «Но, казалось бы, ради чего выходить на рубеж огневой, легкомысленно класть свои хрупкие жизни на чашу весов?» И вдруг (я-то знаю!) у Андрея вырвался ответ, который Костя выразил так: «Просто хочется взять и посметь подразнить ненасытную смерть, и хоть раз на скаку ей влепить револьверную пулю в висок… »

Эти слова и тогда выворачивали душу, а сейчас, после гибели Андрея, они воспринимаются как пророчество еще и потому, что сразу после них шла строчка: «Ах, каких мы теряем ребят… » Вот и стала эта песня реквиемом по Андрею.

Команда Ростоцкого была создана по мушкетерскому принципу: один за всех и все за одного

-- Каким он был вне съемочной площадки?

-- Талантливый! Он такой умелец, ему все удавалось сделать произведением искусства. Свободное время он проводил в своей небольшой мастерской, его хобби -- работа с деревом. Любимый материал -- береза. Из нее он смастерил уютную и оригинальную мебель для кухни, красивую стильную спальню. Особенно мне нравился комод с резными виньетками. Он делал стулья, столы, вытачивал и раздаривал деревянные курительные трубки. И все это носило отпечаток изысканности, коллекционности. Откуда такой дар, он и сам не знал.

Но самое ценное качество Андрея -- умение дружить. Смешно звучит? Хотя многие считали его жестким в отношении к окружающим. Может, потому, что он стремился общаться только с такими людьми, которые ему импонировали.

Команда Ростоцкого была создана по мушкетерскому принципу: один за всех и все за одного. Да, он не ладил с недобросовестными людьми, не терпел наглости, не шел в таких случаях ни на какие компромиссы. Но свои разногласия с кем-то не делал достоянием съемочной группы и никаких ярлыков на человека не навешивал. Ценил умелых, хорошей работой восхищался.

Запомнился случай, когда, осматривая отснятый материал, Андрей зааплодировал в просмотровом зале. Это был эпизод, где Сева Хабаров падает на захламленную стройплощадку с третьего этажа. Оператор Максим Авлошенко так снял трюк, что он показался чуть ли не смертельным. «Отлично сработали, молодцы», -- обратился Андрей к ребятам. Режиссер обычно этого не делает.

Каким Андрей Ростоцкий был замечательным другом, я знаю по собственному, печальному, правда, опыту. Когда я тяжело заболела (спустя время после нашей общей работы), Андрей мотался по московским аптекам в поисках дефицитного импортного лекарства. И не один раз, а целых два с лишним года! Находил время ездить на вокзал, чтобы передать мне в Одессу лекарство. А время его тогда было строго расписано: он, кроме всего прочего, преподавал во ВГИКе.

Андрей очень любил свою вторую жену Марьяну (она кандидат искусствоведения). С удовольствием рассказывал, сколько лет за ней ухаживал и какая она умная -- рискнула написать книгу об Андрее Тарковском. Из всех экспедиций привозил ей цветы. А как любил угощать друзей кулинарными изысками супруги!

В характере Андрея было что-то рыцарское, он был склонен к широким жестам. Мог, например, подарить дорогой букет красивой женщине как дань ее красоте. И Марьяна не ревновала его к этим женщинам, понимая его эстетскую натуру. Благодарность за это понимание он хотел выразить в новом своем фильме «Истории любви» (рабочее название сценария). Это две киноновеллы: первая -- о современной любви, где все кончается крахом, а вторая -- по рассказу Паустовского «Ручьи, где плещется форель» (о самоотверженной любви наполеоновского маршала к певице Марии Черни). Второй новеллой он хотел объяснить свое чувство к Марьяне, а первой -- рассказать о крахе своих отношений с известной актрисой Мариной Яковлевой. Очень хотелось увидеть это воплощенным на экране. Но не довелось…

Почему Андрей отодвинул этот свой замысел на будущее, а начал снимать многосерийную «Границу»? Не смог выйти за свой роковой каскадерский круг? Смерть вызвала на поединок, подобрав перчатку, брошенную ей в «Мужской компании»? Эти вопросы не оставляют меня до сих пор. Одна ясновидящая сказала мне: «Его отец позвал». У отца и сына были действительно родственные души.

533

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів