ПОИСК
Україна

Украина может оказаться в полной зависимости от экспорта энергоносителей

0:00 26 червня 2003
Інф. «ФАКТІВ»
Если стараниями чиновников отечественная нефте- и газодобыча будет прекращена

Понятие «нефтедоллар» имеет некий мистический смысл. Спроси у рядового гражданина любой страны мира: держал ли он хоть однажды в руках «нефтедоллар» и какого он цвета -- традиционного зеленого (dollars vulgaris -- доллар обыкновенный) или, может, черного, как сама нефть? Происхождение «нефтедоллара» часто окутано не меньшей тайной, чем происхождение доллара, полученного от торговли алмазами и оружием. Автор не уверен, держали ли «нефтедоллары» в руках отечественные чиновники, однако в последнее время они уж слишком рьяно решили заняться их поиском Украине.

После вступления закона в силу рентная плата за нефть выросла в три раза и составила 160 гривен за тонну

Современная «сага о нефтедолларах» берет свой отсчет с мая этого года, когда Верховная Рада приняла изменения к закону о Государственном бюджете Украины на 2003 год и некоторые другие законодательные акты по вопросам налогообложения. После вступления закона в силу рентная плата за нефть была увеличена в три раза и составила 160 гривен за тонну. За тонну газового конденсата, который до сих пор вообще не облагался рентой, добытчики вынуждены платить 104,04 гривни, а за природный газ -- 30,6 гривни за тысячу кубометров (ранее -- 28,9 гривни за тысячу кубометров). Исключение было сделано для природного газа и газового конденсата, добываемого из морских месторождений и реализуемого по регулированным ценам. Первой реакций нефтяников и газовиков в лице ОАО «Укрнефть» и ДК «Укргаздобыча» был откровенный шок. Их аргументы лишь отчасти услышаны правительством и народными депутатами, которые увеличили ставку рентной платы за нефть не в четыре, как изначально предлагалось, а в три раза. Добытчикам, правда, пообещали, что данные размеры ставок будут действовать до конца 2003 года.

Спустя несколько недель инициатива в области рентообразования перешла к депутатам-нефтяникам. 10 июня Комитет Верховной Рады по вопросам ТЭК одобрил последнюю редакцию проекта закона о рентных платежах на нефть и природный газ, зарегистрированного в парламенте в ноябре 2002 года и внесенного народными депутатами Вадимом Литвиным и Василием Барткивым. Оба депутата не понаслышке знают проблемы отрасли: Василий Барткив до избрания в Верховную Раду работал заместителем председателя правления ОАО «Полтаванефтепродукт», Вадим Литвин -- главным консультантом парламентского комитета по вопросам ТЭК.

С учетом мирового опыта законопроект предлагает рассчитывать рентные платежи в зависимости от геологических условий разработки нефтяных и газовых месторождений, а также фактического уровня цен на нефть и газ. Во всем мире рентные платежи имеют одно предназначение -- изымать часть сверхприбыли у добытчиков, которая может появляться в результате колебания цен на их продукцию. В Украине же рента -- просто очередной вид налога. Добыл тонну нефти -- заплати 52 гривни. Так было до 1 июля. Во втором полугодии за каждую тонну нефтедобытчики заплатят уже 160 гривен, при том что ни внутренние, на мировые цены на нефть не претерпели существенных колебаний. Более того, вынужденная продавать нефть на аукционных торгах компания «Укрнефть» не только периодически страдает от сговора покупателей, но и ощущает последствия спада цен на черное золото на протяжении последнего месяца.

РЕКЛАМА

Верховная Рада отправила законопроект о рентных платежах на нефть и природный газ на повторное первое чтение

Смысл рентных платежей заключается еще и в том, что посредством них государство регулирует заинтересованность добытчиков в разработке месторождений, которые имеют неблагоприятные условия для добычи. В 2002 году три западноукраинских нефтегазодобывающих управления (НГДУ) ОАО «Укрнефть» (Бориславское, Долинское, Надвирнянское) работали себе в убыток при ставке ренты 52 гривни за тонну и дотировались за счет рентабельной работы восточноукраинских НГДУ. При повышении ставок рентной платы в три раза добывать нефть в западном регионе становится просто абсурдно. Себестоимость добычи в Бориславском НГДУ -- 421 гривни за тонну при цене без НДС 690 гривен за тонну. Прибавьте сюда 160 гривен рентной платы -- и разница между себестоимостью и ценой практически стирается. При этом отечественные чиновники, вероятно, не особенно задумывались над тем, что «Укрнефти» необходимо вкладывать колоссальные средства в модернизацию устаревшего оборудования (к примеру, в один только Качановский газоперерабатывающий завод сегодня необходимо инвестировать 200 миллионов гривен), вести разведывательное бурение, поддерживать социальную сферу. Забывают и еще об одном немаловажном обстоятельстве. В Бориславе и окрестностях нефть в XIX веке черпали буквально из луж. А на рубеже XX--XXI веков нефть превратилась в острейшую экологическую проблему для региона. Приостановить ее добычу просто невозможно, поскольку это грозит масштабной экологической катастрофой. Да и что делать с освобождающимися в случае прекращения добычи рабочими руками при нынешнем уровне безработицы в Западной Украине? По причине повышения ставок рентной платы «Укрнефть» во втором полугодии 2003 года недополучит около 135 миллионов гривен прибыли.

В сложившейся ситуации законопроект Литвина и Барткива становится едва ли не спасательным кругом для нефте- и газодобытчиков. Дифференцированные от условий добычи ставки рентной платы позволят западноукраинским НГДУ повысить рентабельность добычи, оздоровят общую ситуацию в «Укрнефти».

РЕКЛАМА

В последние годы в мире наблюдается тенденция снижения размеров рентных платежей за нефть. Высокие ставки рентных платежей характерны для стран-экспортеров нефти. Так, максимальная норма рентных платежей за нефть в таких крупнейших странах-экспортерах нефти, как Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, составляет 20%, в Мексике -- 35%. Импортеры нефти стремятся сохранять относительно невысокие ставки рентных платежей. При существующих ценах на черное золото, которое добывает «Укрнефть», ставка рентной платы в процентном исчислении вплотную приближается к 20%. Принимая во внимание мировой опыт, автор, однако, не встречал Украину в списке ведущих экспортеров нефти. Скорее наоборот, если стараниями рьяных чиновников отечественная нефте- и газодобыча будет угроблена, то Украина окажется в полной зависимости от экспорта энергоносителей. Как это согласуется с Национальной программой «Нефть и газ Украины до 2010 года», предполагающей с целью наращивания объема собственной нефте- и газодобычи ежегодно вкладывать в добычу нефти более 1,7 миллиарда гривен? Вот уж действительно, одна чиновничья рука не ведает, что творит другая. В результате добытчики испытывают хроническую нехватку средств для развития отрасли. Неудивительно, что монополист в области добычи нефти компания «Укрнефть» может быть поставлена перед необходимостью пересмотреть собственную стратегию развития до 2007 года.

19 июня Верховная Рада отправила законопроект о рентных платежах на нефть и природный газ на повторное первое чтение. В случае принятия в целом он может стать основой для дальнейшего развития рентного законодательства в Украине. Очевидно, что столь важная сфера налогообложения не может далее регламентироваться исключительно нормативными документами, принятыми правительством. А отечественным чиновникам, прежде чем искать мистические сверхприбыли в «нефтедолларах», следовало бы детальнее ознакомиться с условиями нефтедобычи на Родине.

РЕКЛАМА

 


207

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів