После сложнейшей хирургической процедуры у больного циррозом печени остался только След от укола на шее
-- Несколько лет назад я переболел гепатитом В, после чего развился цирроз печени, -- рассказывает 54-летний житель Киевской области Валентин. -- Мне пришлось оставить работу. Но самое ужасное -- в животе начала скапливаться жидкость. С таким животом невозможно жить: трудно ходить, сидеть, внутри все болит. Поначалу помогали препараты, которые назначали врачи, но вскоре лекарства перестали действовать. Мне предлагали операцию: сделать прокол в животе и откачать жидкость, однако потом она появилась бы вновь. А специалисты столичного Института хирургии и трансплантологии рассказали о новой методике, после применения которой жидкость перестанет скапливаться в животе. И я согласился без долгих раздумий. Разве у меня был выбор?
-- У этого пациента цирроз печени, устойчивый к медикаментозному лечению, -- объясняет руководитель отдела эндоваскулярной хирургии и ангиографии Института хирургии и трансплантологии АМН Украины доктор медицинских наук Сергей Фуркало. -- Такой случай считается тяжелым. Цирроз приводит к отмиранию печеночной ткани, но даже если останется треть живых клеток, они справляются с очисткой крови от продуктов распада. Однако у Валентина осталось слишком мало клеток печени, поэтому происходило самоотравление организма, нарушились процесс кроветворения, эндокринная функция Кровь, не очищаясь в полной мере, начала выделять вредные вещества в виде жидкости в брюшной полости. У Валентина ее скопилось около 15 литров! Через отмершие участки печени не может проходить кровь -- пытаясь найти обходные пути, она идет через вены пищевода и желудка, из-за чего у больных бывают горловые кровотечения, человек может погибнуть.
Избежать всего этого помогает новая методика, которую мы применили у Валентина. Сделали прокол в шейной вене и по кровеносным сосудам, через сердце ввели в печень иглу с баллончиком. Все действия контролируются на мониторе с помощью рентгеновского аппарата. «Пробурив» иглой новый проход в печени, мы «растолкали» ее ткани баллоном и вставили металлическую пружинку -- стент, который становится новым «сосудом». Мы сразу увидели, что кровь пошла по нему. Валентин быстро избавился от скопившейся жидкости. Сложность операции в том, что новый «сосуд» длиной шесть-семь сантиметров приходится делать практически вслепую -- рентген «не видит» область между другими сосудами.
Приступая к операции, столичные хирурги были уверены в своих силах. Минувшим летом они стажировались в чешской клинике, где новая методика применена у 500 больных.
-- После операции, которую принято называть ТИППС, жидкость перестает скапливаться в животе, риск кровотечения сводится к минимуму, а больной получает шанс дождаться пересадки печени, -- продолжает Сергей Фуркало. -- Ведь цирроз вылечить невозможно. В странах, где эта методика отработана, пациенту нужно прийти в клинику в день операции, а после нее можно возвращаться домой. Но мы наблюдали Валентина еще неделю, чтобы удостовериться: все прошло нормально.
-- Живот у меня значительно уменьшился, чувство тяжести исчезло, -- Валентин доволен результатом операции. -- Удивительно: даже шрама не осталось, только маленькая точка на шее -- след от укола. Через пару дней он исчезнет вовсе.
Теперь Валентину нужно будет показаться оперировавшим его врачам через год-полтора.
-- За это время стент затянется изнутри соединительной тканью, и чтобы рукотворный сосуд не зарос полностью, его нужно расширить с помощью баллона, -- говорит Сергей Фуркало. -- Это менее сложная операция, поскольку нам не придется «прокладывать» новые сосуды.
-- Существуют ли осложнения при применении этой методики?
-- Во время операции можно проткнуть иглой печень насквозь. Кроме того, бывает, повреждается правый желудочек сердца. Все это способно привести к смерти пациента. Но такое случается крайне редко. В чешской клинике, где мы стажировались, из ста первых операций четыре закончились смертью больных, а в пятой сотне не было ни одного осложнения. Надеюсь, у нас летальных случаев не будет вовсе.
-- К сожалению, в нашей стране делают слишком мало операций по пересадке печени, а это нужно всем пациентам с циррозом, -- отмечает директор Института хирургии и трансплантологии профессор Валерий Саенко. -- Родственники больных не соглашаются отдать им часть своей печени, родные погибших людей не разрешают пересаживать донорские органы. Хочется верить, ситуация изменится. Новая методика продлевает жизнь таким пациентам и позволит им, надеюсь, дождаться трансплантации. Наши специалисты готовы делать пересадки уже сейчас.
882Читайте нас у Facebook