ПОИСК
Україна

Если температура в квартире ниже пяти градусов, жильцы имеют право не платить за отопление

0:00 24 вересня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Чтобы защитить свои права, потребители должны заключать с энергетиками договор

В последние годы отопление в наших домах часто становится источником неприятностей и беспокойства. То отопительный сезон никак не начнется, то вдруг батареи становятся холодными во всем подъезде из-за нескольких должников, то плата растет как на дрожжах.

Вот и тянутся люди в жэки и суды, чтобы отстоять свое право на теплый и умеренно дорогой кров. О том, какие права имеют граждане по отношению к поставщикам тепла, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал начальник отдела по вопросам соблюдения законодательства в сфере услуг Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации Украины Сергей Литвиненко.

Решение о начале и окончании отопительного сезона принимают местные власти

-- Уже с начала октября люди в северных областях Украины начинают нервничать: когда же затопят? В домах-то уже прохладно. Какого числа положено начинать отопительный сезон?

-- Отопительный сезон, в соответствии с постановлением правительства, начинается по решению местных властей. Существует, правда, и санитарная норма, согласно которой, топить нужно начинать после того, как среднесуточная температура в течение трех дней не превышала 8 градусов тепла. Однако точное следование этой норме не всегда рационально. Бывает, например, резкое похолодание в сентябре, после которого приходит теплое бабье лето. И если начать отопительный сезон во время похолодания, то потом в течение какого-то времени в квартирах будет стоять жара, а большое количество топлива сожгут впустую.

РЕКЛАМА

Как правило, наши коммунальные службы готовятся начать отопительный сезон с 15 октября. Однако топить не обязательно начинают именно после этой даты. Погода может выдаться теплой, и местная власть вправе принять решение об отсрочке. Часто, обнаружив 16 октября холодные батареи, люди считают, что их права нарушены и обращаются в наши территориальные органы по делам защиты прав потребителей с требованием повлиять на поставщиков тепла. Однако в данном случае закон не нарушен. Это происходит, только если тепло не включили после принятия решения о начале отопительного сезона.

То же можно сказать и о его окончании. Решение принимают местные органы власти, исходя из особенностей климата в регионе.

РЕКЛАМА

-- Многие люди жалуются на то, что им приходится платить за тепло и зимой, и летом. А ведь в теплое время года они этой услуги не получают.

-- Законодательство допускает разные способы оплаты тепла. В одних городах ее разбивают на весь год и люди вносят плату равными частями каждый месяц. Такая система используется, например, в Киеве. В других регионах (в частности в Сумской области) принято решение взимать с жильцов деньги за тепло только в отопительный сезон. Естественно, в холодное время года люди платят больше, а в теплое вносят лишь абонентную плату, которая идет на обслуживание и ремонт теплосетей.

РЕКЛАМА

-- Насколько плата за тепло соответствует реальной стоимости этой услуги?

-- В разных регионах Украины степень возмещения населением стоимости коммунальных услуг отличается. Наши проверки показали, что, например, в Ровенской и Харьковской областях, а также в Севастополе население полностью покрывает затраты на коммунальные услуги.

-- В идеале мы должны платить за услуги только в той степени, в какой мы ими пользуемся (как за электричество или телефон). За тепло же мы все платим поровну, независимо от того, какого качества услугу получаем и нужна ли она нам.

-- В новых домах все квартиры оснащаются счетчиками тепла и приборами-распределителями, при помощи которых жильцы могут регулировать температуру и, соответственно, расход тепла. Но поставщики часто отказываются взимать плату по счетчикам, мотивируя это тем, что они не являются коммерческими приборами учета. В лучшем случае энергетики дают добро на использование домовых счетчиков, да и то не очень охотно. Между тем, согласно положению Государственного комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, использовать квартирные счетчики можно и существуют определенные требования, как это нужно делать.

-- В чем же секрет нелюбви энергетиков к счетчикам? Казалось бы, им должно быть выгодно их использование.

-- Дело в том, что при пользовании счетчиками сразу обнаруживается бесхозяйственность исполнителей услуг: потери тепла, утечки и недогрев теплоносителя. За все это жильцы платить, естественно, не станут. И тогда предприятию придется либо терпеть убытки, либо заняться устранением всех утечек. Конечно, не хочется ни того, ни другого. Гораздо проще установить нормативы, в которые включить все затраты на свою бесхозяйственность и взимать плату по этим нормативам. Вот и находятся разные предлоги, чтобы не дать владельцам квартир перейти на расчеты по счетчикам.

Изменения, внесенные в договор, не должны ущемлять права граждан

-- Люди часто не решаются выступить на защиту своих прав оттого, что просто их не знают. Есть ли документ, устанавливающий права потребителей в этой сфере?

-- Существует постановление правительства о том, что исполнитель услуги по теплоснабжению, которого определяют в каждом регионе местные органы власти, должен заключить с каждым жильцом договор, в котором были бы четко оговорены взаимные права и обязанности исполнителя и потребителя. Однако опыт показывает, что не все исполнители торопятся заключать такие договоры. В частности, Киевэнерго, проводит эту работу не слишком активно. В то же время в других регионах договоры подписывают и с их помощью можно более эффективно защищать права потребителей.

-- Это зависит от того, что написано в договоре. Его ведь можно так составить, что никаких прав потребителя там не окажется.

-- Такой вариант правительство предусмотрело и разработало типовой договор, защищающий права потребителей, в соответствии с которым должны заключаться все договоры. По решению местных властей в этот документ могут быть внесены изменения, но они не должны ни в коем случае ущемлять права граждан.

-- Что должен обеспечить исполнитель потребителю?

-- По договору исполнитель берет на себя обязательство оказывать услугу определенного качества. В документе указывается температура, которую необходимо обеспечить в помещении, и порядок перерасчета, если эта температура не обеспечивается.

-- Каков этот порядок?

-- К сожалению, он не совершенен. Дело в том, что, если температура в квартире ниже нормативной, плата за тепло не отменяется, а уменьшается. Совсем не платить за отопление можно лишь тогда, когда температура в жилых помещениях опускается ниже 5 градусов. То есть, если в квартире только 7 градусов и человек вынужден спать в верхней одежде и шапке, он все равно платит за отопление, несмотря на то, что ему предоставлена услуга ненадлежащего качества. Есть еще один недостаток: в тех регионах, где плата за отопление разбита поровну на все месяцы года, людям, у которых холодно в квартире, пересчитают только плату за те месяцы, когда нет тепла. А в летние месяцы они платят полностью, в соответствии с установленным тарифом.

-- При какой температуре в квартире за отопление нужно платить полностью?

-- Это зависит от помещения. Для обычных жилых комнат -- 18 градусов. Для угловых, выходящих на улицу двумя и более стенами, -- 20 градусов. В туалете, ванной и других вспомогательных помещениях, где нет батарей, температура может быть ниже.

Жилец может пригласить домой представителя энергопредприятия, чтобы тот измерил температуру в квартире и составил акт

-- Некоторые любят зимой постоянно держать открытыми форточки. Должно ли предприятие, поставляющее тепло, отвечать за привычки таких жильцов?

-- Я уже говорил, что договор между исполнителем услуг и жильцом содержит взаимные обязательства. Имея право на получение качественной услуги, гражданин при этом должен и сам принять меры для сохранения тепла в своем доме: заклеить окна, вставить разбитые стекла, заделать щели в дверях. Если же он этого не сделал, то никто не обязан отвечать за его бесхозяйственность.

-- А если человек выполнил все свои обязательства, а в его квартире все равно холодно? Как он может вернуть хотя бы деньги?

-- В таком случае жилец должен обратиться в организацию, предоставляющую услугу. Она обязана прислать представителя. Он измерит температуру в квартире и составит акт. После этого у энергетиков еще есть возможность принять меры. Однако, если ничего не изменилось, жилец через несколько дней имеет право снова вызвать работника предприятия. Опять составляется акт. Наличие таких актов и является основанием для того, чтобы требовать перерасчета платы за тот период, когда эти документы составлялись.

-- Почему-то мне кажется, что исполнители услуг не будут так уж охотно направлять своих работников в плохо отапливаемые квартиры.

-- Этот случай также предусмотрен. Если к вам никто не пришел, то нужно обратиться либо к руководству кооператива или кондоминиума, либо просто к соседям. Трех соседей достаточно для того, чтобы измерить температуру и составить акт о том, что в таких-то помещениях квартиры температура составила столько-то градусов. Один экземпляр акта нужно вручить исполнителю услуг. Такие документы имеют законную силу и являются основанием для перерасчета.

-- А кроме перерасчета, предусмотрены ли какие-то санкции по отношению к нерадивым исполнителям?

-- К сожалению, пока нет. В территориальные органы по делам защиты прав потребителей поступают многочисленные жалобы. «Мы мерзнем и должны еще при этом платить за отопление, а предприятие, которое нас плохо обслуживает, не наказано!» -- возмущаются жильцы. Поэтому Госстандарт подготовил предложения, в соответствии с которыми исполнитель, не справившийся со своей работой, должен не только пересчитывать плату за некачественные услуги, но и платить людям неустойку за понесенные ими физические и моральные страдания. Но пока что это только проект.

В старых домах энергетики обязаны обогревать весь подъезд, если хотя бы один человек, живущий в нем, исправно оплачивает тепло

-- Сегодня стало очень модно объявлять войну неплательщикам. Причем подчас эта борьба приобретает весьма бескомпромиссные формы. Например, бывают такие случаи (наша газета неоднократно о них писала), когда при наличии нескольких неплательщиков отключают тепло, воду или электричество во всем доме или подъезде.

-- В постановлении правительства четко сказано: отключать от коммунальных услуг можно только неплательщиков. Каждый, кто вносит деньги вовремя, должен получать услуги в полном объеме. В то же время все дома старой постройки имеют особенность: отключить одну квартиру от тепла технически невозможно. Можно перекрыть отопление только на стояке. Поэтому энергетики обязаны обогревать весь подъезд, если в нем есть хоть один человек, который исправно оплачивает коммунальные услуги.

В новых же домах можно отключать отдельную квартиру. Таким образом коммунальщики получают возможность разбираться с неплательщиками, не нарушая при этом прав добросовестных жильцов.

-- Но все же у нас больше старых домов. Каким же образом коммунальщикам побуждать жильцов платить за услуги?

-- Этого можно добиваться не только путем отключений. Исполнитель услуг имеет право обратиться в суд, и если будет доказана вина неплательщика, то не исключен арест его имущества, в том числе и квартиры, за которую он упорно не платит. По решению суда должник и исполнитель вправе составить график погашения задолженности. Если же и после этого жилец продолжает не платить, то через определенное время квартиру могут продать без его согласия. Вырученные деньги пойдут на погашение долга, а остальные вернут должнику. При этом вряд ли можно гарантировать, что квартира будет продана за приличную цену и оставшихся денег хватит на покупку другого жилья.

 


1613

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів