ПОИСК
Події

Зимой батареи в домах столицы греют слабее, чем положено по нормативом

0:00 27 вересня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Тем не менее коммунальщики исправно берут с жильцов плату, включая в тарифы все свои потери

Коммунальщики часто жалуются на несознательное население, которое не оплачивает в полной мере их услуги. Граждане, в свою очередь, сетуют на слишком высокие цены на эти услуги. Мол, будь квартплата поменьше, то мы бы и платили аккуратнее.

Действительно, многие специалисты говорят о том, что наши коммунальные тарифы завышены и довольно часто нам приходится платить не за услуги, а за бесхозяйственность чиновников.

В том, насколько справедливы эти утверждения, в последнее время стараются разобраться специалисты Антимонопольного комитета Украины (АМК) -- учреждения, призванного следить за тем, чтобы монополисты (а к ним относятся практически все коммунальные предприятия) не пользовались своим исключительным положением на рынке во вред обществу. О том, каковы результаты проверок АМК и какие из них делаются выводы, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев.

«Киевские коммунальщики вернули населению 19 миллионов гривен»

-- Действительно ли коммунальщики берут за свои услуги больше, чем те действительно стоят?

РЕКЛАМА

-- Начнем с того, что в сфере коммунальных услуг в нашей стране практически не существует конкуренции. Люди не могут выбирать между различными предприятиями, поставляющими воду, газ, тепло и электричество. Почти все предприятия, занимающиеся предоставлением подобных услуг, -- монополисты.

Естественно, у этих предприятий возникает большой соблазн воспользоваться своим положением для извлечения сверхприбыли. Именно поэтому рынок коммунальных услуг находится под повышенным вниманием Антимонопольного комитета, так как мы обязаны пресекать злоупотребления монопольным положением.

РЕКЛАМА

К сожалению, наши проверки подтверждают, что коммунальные службы часто пытаются взять с населения деньги за услуги, которые люди либо не получали вовсе, либо получали не в полном объеме и ненадлежащего качества.

Например, как рассчитывают в Украине плату за воду? Принимают, что каждый житель расходует 300--350 литров воды в сутки (в зависимости от региона), и умножают этот объем на количество жильцов и цену одного литра. При этом никогда учитывается качество воды, как она подавалась, какие были потери при доставке ее потребителям.

РЕКЛАМА

-- Удалось ли Антимонопольному комитету выявить и устранить конкретные факты злоупотреблений?

-- Первый положительный опыт мы получили в Киеве. Наше территориальное отделение в столице провело проверку температуры теплоносителя в отопительных сетях города и установило, что на самом деле вода в наших батареях гораздо холоднее, чем должна быть по нормативам. В то же время плата с населения взималась исправно по таким расценкам, как будто отопление соответствует всем нормам.

Мы настояли, чтобы коммунальные службы Киева провели перерасчет и оплата стала соответствовать реальному качеству услуги. В результате киевские коммунальщики вернули населению 19 миллионов гривен. Естественно, речь шла не о выдаче жильцам наличных. Просто часть уже внесенных денег была вычтена из прошлой квартплаты и зачислена в счет будущей. Таким образом, в последующие месяцы люди получили возможность платить за коммунальные услуги меньше.

-- Распространен ли этот опыт на всю Украину?

-- Мы тщательно изучили киевский опыт и подготовили инструктивное письмо для всех территориальных отделений Антимонопольного комитета, в котором подробно разъяснили, каким образом проводить проверки коммунальных служб.

А в результате в целом по стране коммунальщики произвели перерасчеты квартплаты на общую сумму 370 миллионов гривен.

«В Одессе население переплатило за воду 5 миллионов гривен»

-- Неужели подобные злоупотребления бывают только в теплоснабжении?

-- Нет. Сегодня мы занимаемся и вопросами формирования тарифов на воду. Дело в том, что нормы потребления воды, по которым сегодня рассчитывается плата, абсолютно никак не обоснованы. В Лондоне, например, средний расход воды составляет 120 литров в сутки на человека. У нас же, несмотря на то, что во многих регионах вода подается с перебоями или по графику, считается, что каждый потребляет 300--350 литров.

-- Куда же девается такое огромное количество воды?

-- У нас очень большие потери воды в сетях. И получается, что она затапливает подвалы, течет по улицам, размывает дороги, а людей, в чьи квартиры вода так и не попала, заставляют за нее платить.

Эта ситуация не смущает наших коммунальщиков. Вместо того, чтобы бороться с утечками, они включают все потери в тариф и таким образом покрывают свои затраты. Причем тарифы все время растут, вместе с увеличением потерь.

-- Можно ли привести конкретные примеры злоупотреблений?

-- Недавно наша проверка обнаружила, что в Одессе коммунальщики неправильно насчитывают плату за воду. Дело в том, что в тариф включается плата за потери внутри дома (около 20 процентов от общей суммы). Однако почти половина домов в городе оборудована счетчиками воды, следовательно, эти приборы учитывают все потери в доме. Несмотря на это, коммунальщики продолжали прибавлять к показаниям счетчиков плату за внутридомовые утечки. Получалось, что жильцы домов со счетчиками оплачивали эти потери дважды. Таким образом, выяснилось, что в Одессе коммунальщики взяли за воду лишние 11,5 миллиона гривен, из них 5 миллионов -- с населения.

Недавно я направил на имя городского головы Одессы письмо с требованием пересмотреть порядок начисления тарифов и путем перерасчета вернуть людям незаконно полученные от них деньги.

Кроме того, дано распоряжение проверить, как рассчитываются тарифы по всей Украине, поскольку есть подозрение, что подобная ситуация сложилась не только в Одессе.

-- Очевидно, бороться с каждым проявлением злоупотреблений -- дело бесперспективное. Нельзя ведь всех проверять постоянно. Может, более рационально было бы уточнить общий порядок исчисления тарифов в коммунальной сфере?

-- Сегодня мы занимаемся этим вопросом. Дело в том, что нынешний стандарт бухгалтерского учета дает довольно широкие возможности для произвольного манипулирования расходами. Например, в статью «Прочие расходы» можно включить почти все. И коммунальные предприятия таким образом взваливают на тариф многие свои расходы, не имеющие отношения к оказанию коммунальных услуг. Например, содержание социальных объектов, поддержку своих ветеранов и так далее. Заботиться о ветеранах, конечно, нужно, но почему за это должно платить все общество?

Поэтому мы считаем, что нельзя применять одни и те же правила бухучета к предприятиям, которые действуют на рынке, и естественным монополиям. Ведь в условиях конкуренции предприятие старается максимально снизить свои затраты, а монополия, наоборот, наращивает их. И действительно, почему бы не включить в расходы несколько лишних позиций, повысив таким образом тариф, если людям деваться все равно некуда и они волей-неволей заплатят любую цену за то, чтобы пользоваться привычными благами цивилизации?

Сюда же, в тариф, включаются безнадежные долги. Таким образом, добросовестных граждан заставляют платить и за должников.

Сегодня Антимонопольны комитет готовит предложения в Кабинет министров для того, чтобы изменить порядок бухгалтерского учета для естественных монополий с тем, чтобы запретить им произвольно включать в тарифы любые свои затраты. Это позволит не только ограничить тарифы, но и повысить качество услуг, так как коммунальным предприятиям тогда придется бороться за снижение потерь, чтобы не платить за них из своего кармана.

Если правительство одобрит наши предложения, то уже в будущем году порядок формирования тарифов на услуги монополистов может стать более строгим.

244

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів