ПОИСК
Україна

Министр труда и социальной политики украины иван сахань: «возможно, через два-три года льготник, вместо того чтобы бесплатно пользоваться общественным транспортом, сможет получить денежную компенсацию стоимости проезда»

0:00 11 квітня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
А пока для финансирования льгот в бюджете не хватает 12--13 миллиардов гривен

На днях Конституционный суд страны принял решение о незаконности приостановки действия некоторых льгот, гарантий и компенсаций, предпринятой в 2001 году. Решение данного судебного органа является окончательным и обжалованию не подлежит. А это значит, что и без того болезненная проблема льгот опять зависла в воздухе…

«Транспортной» льготой не могут пользоваться жители многих сел»

После окончания судебного слушания судья-ответчик по данному процессу Михаил Костицкий, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что данное решение направлено в первую очередь «на перспективу». И если кто-то из наших сограждан решит обратиться в суд по вопросу компенсации утраченных льгот, он обязательно должен будет доказать, что без такой компенсации нарушается его конституционное право на обеспечение жизненного уровня (который, в соответствии с Конституцией Украины, не должен быть ниже установленного законодательно прожиточного минимума).

Таким образом, высшим судебным органом страны был поставлен крест на любых дальнейших попытках привести количество льготников в соответствие с финансовыми возможностями государства, ничего при этом кардинально не меняя.

Сегодня право на льготы по социальному статусу (которые предоставляются социально незащищенным категориям: инвалидам, ветеранам войны, пенсионерам, «чернобыльцам» и так далее) имеют 31% жителей Украины. А право на льготы по профессиональному признаку -- 14% трудоспособного населения. Общая «стоимость» льгот составляет ориентировочно 22--23 млрд. грн. Для их финансирования государственному бюджету не хватает 12--13 млрд. грн.

РЕКЛАМА

В сложившейся ситуации остается только одно -- усовершенствовать механизмы предоставления льгот. О том, какую политику государство намерено проводить в этом отношении, корреспондент «ФАКТОВ» беседует с министром труда и социальной политики Украины Иваном Саханем.

-- Иван Яковлевич, сейчас весьма бурно обсуждается решение Конституционного суда о льготах. Как будет дальше развиваться ситуация вокруг этого, достаточно болезненного, вопроса?

РЕКЛАМА

-- Сейчас мы вместе с Министерством финансов изучаем решение суда: необходимо комплексно рассмотреть этот документ и выработать стратегию его выполнения. Что же касается сути самого решения, то суд в данном случае расценил закрепленные законодательно льготы и компенсации как дополнительный источник дохода человека, который позволяет поднять его жизненный уровень. И решил, что приостановление действия этих льгот может нарушить право граждан Украины на обеспечение жизни на уровне не ниже прожиточного минимума, гарантированного Конституцией. Таким образом, это решение суда в первую очередь касается малообеспеченных жителей нашей страны.

Впрочем, если вы помните, то льготы в законах о бюджете на 2000-й и 2001 годы для наиболее незащищенных слоев населения -- пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны, «чернобыльцев» -- были сохранены. Действие данных положений законов коснулось лишь членов семей льготников, а также тех, кто пользуется льготами по профессиональному признаку. И, как выяснилось, далеко не все они на самом деле нуждались в финансовой поддержке государства. Свидетельством этого стал тот факт, что после приостановления для некоторых категорий льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг количество обращений за субсидиями в целом по стране не возросло: большинство льготников смогли самостоятельно оплатить полную стоимость услуг.

РЕКЛАМА

-- И тем не менее государство не может полноценно профинансировать даже те немногие социальные льготы, которые были сохранены?

-- Существует еще несколько причин, по которым люди не могут полностью реализовать свои права на ту или иную льготу. В первую очередь это, конечно же, ограниченные возможности бюджета. Но не только… К примеру, «транспортной» льготой (бесплатный или льготный проезд, т. е. частичная оплата поездки. -- Авт. ) могут в полной мере воспользоваться далеко не все. В частности, она малодоступна жителям многих сел: из-за отсутствия транспорта в той местности, где они проживают, а также инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Поэтому для того, чтобы начать реформирование системы льгот, в первую очередь необходимо провести своего рода «инвентаризацию» всех существующих ныне гарантий. Кстати, это предусмотрено утвержденной недавно Стратегией замены действующих льгот адресной денежной социальной помощью.

«22 миллиона трудоспособных граждан страны содержат более 14 миллионов льготников»

-- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой стратегии…

-- В настоящее время в Украине почти 30 законодательных актов предусматривают предоставление льгот разным категориям населения. Общее количество льготников в стране превышает 14 миллионов человек. В целом разными видами льгот пользуются около 39% украинских семей. Причем к бедным слоям населения относится только треть всех семей льготников…

Кроме того, как известно, бесплатных льгот не бывает. К примеру, стоимость одной поездки в автобусе рассчитывается путем суммирования затрат автопарка на перевозку. И если эти затраты не возмещаются, у автопарка не будет денег на зарплату работникам, на покупку бензина, ремонт машин. Все это приведет к тому, что данный автобусный маршрут закроют…

Поэтому все пассажиры должны оплачивать проезд. Но часть пассажиров пользуется льготой, и в таком случае их проезд должно оплатить государство. А если нет денег в бюджете? Автопарк либо становится банкротом, либо вынужденно (чтобы окупить свои затраты) поднимает стоимость проезда для остальных пассажиров. Как видите, каждую льготу обязательно кто-то оплачивает.

-- Насколько я понимаю, этот «кто-то» -- люди, которые не пользуются льготами…

-- Более того, я хочу напомнить, что государственная казна наполняется и за счет тех налогов, которые платит каждый из нас. Таким образом, 22 миллиона трудоспособных граждан страны содержат более 14 миллионов льготников…

Приведу простой пример: глава семьи является участником боевых действий и по Закону «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» имеет право на определенные льготы, в том числе по оплате коммунальных услуг. А вместе с ним живет его сын, частный предприниматель, занимающийся прибыльным бизнесом. Эта семья не бедствует и, тем не менее, пользуется всеми льготами, предоставленными законом главе семьи. А по соседству с ними живет менее обеспеченная семья, в которой нет льготника и которая оплачивает сполна все коммунальные услуги: квартплату, телефонные переговоры и так далее, да еще и отдает часть своей зарплаты (в виде налогов) на содержание семьи льготника. Справедливо ли это? Вопрос риторический… Совершенно очевидно, что происходит неравномерное перераспределение социальных богатств в пользу иногда не самых бедных слоев населения.

Именно поэтому в нашей стране необходимо усовершенствовать механизм предоставления льгот. И оптимальным выходом из данной ситуации может стать их замена денежной помощью.

-- Как это будет происходить?

-- Стратегия предусматривает три этапа внедрения новой системы. Предполагается, что первый (подготовительный) этап продлится до 2004 года. За этот период нужно будет разработать законодательную и нормативно-правовую базу для того, чтобы обеспечить персонификацию льгот: выяснить, кто из льготников какими льготами реально пользуется. Сколько человек бесплатно ездят в транспорте, сколько электроэнергии потребляют льготники, какими коммунальными услугами и в каких объемах они пользуются…

В настоящий момент разрабатываются механизмы проведения такой «персонификации». Эта система должна четко учитывать и фиксировать объемы предоставленных льготникам услуг.

Кроме того, на первом этапе необходимо усовершенствовать нормативы жилищно-коммунальных услуг, разработать и утвердить нормы потребления льготниками транспортных услуг, услуг связи и так далее.

-- Зачем утверждать такие нормы?

-- Чтобы определить размеры адресной денежной помощи. Ведь в настоящее время в некоторых законах не прописаны нормы потребления, на которые распространяется льгота. И получается, что некоторые льготники бесплатно используют телефон несколько минут в день, а другие -- разговаривают часами, при этом пользуются услугами Интернета, звонят за границу. Получается, что одинаковая льгота имеет для этих двух людей разное финансовое содержание. Поэтому должны быть установлены разумные, оптимальные и обоснованные нормы льготного потребления услуг.

Ну и последнее -- на первом этапе предполагается внедрить персонифицированный учет самих льготников, без которого невозможно рассчитать расходы на финансовое обеспечение льгот.

Второй этап внедрения новой системы льгот (предположительно, 2004-- 2005 годы) -- это частичная замена льгот адресной денежной выплатой в сфере жилищно-коммунальных услуг и транспорта…

«В нынешнем году решено выплачивать субсидии на приобретение топлива и сжиженного газа деньгами»

-- Как именно будет производиться эта замена?

-- Общий принцип предоставления адресной денежной помощи таков: человек, имеющий право на льготу, будет получать ее «стоимость» в денежном эквиваленте. Это восстановит справедливость в предоставлении льгот и станет самым лучшим контролером целевого использования выделенных на эти цели средств.

Все льготники наконец-то будут равноценно пользоваться льготой. Ее «стоимость» будет рассчитываться исходя из утвержденных ранее норм, и люди станут получать на руки одинаковые суммы. А как они используют деньги -- это их дело. Например, получив компенсацию «транспортной» льготы, человек сможет расходовать ее на оплату своего проезда в любом, даже коммерческом, транспорте (в тех же «маршрутках»). А может вообще не пользоваться транспортом и потратить полученные деньги на свои личные нужды.

Этот механизм также планируется применять и в жилищно-коммунальной сфере… Допустим, норма бесплатного потребления электроэнергии для льготников будет утверждена на уровне 100 кВт в месяц. Каждый из них получит на руки денежную компенсацию «стоимости» 100 кВт. И как он в дальнейшем будет пользоваться электроэнергией -- это уже его забота. Он может расходовать только 30 кВт. Тогда из полученной суммы оплатит фактический расход электроэнергии, а остальные деньги потратит по своему усмотрению.

Кстати, у нас уже есть пример успешного внедрения выплаты денежной компенсации вместо безадресного предоставления государственной дотации -- в сфере субсидии на приобретение топлива и сжиженного газа. Дело в том, что раньше человеку выдавали на руки талончик, который позволял ему бесплатно получить определенный объем угля или жидкого топлива, сжиженного газа. И тут начинались проблемы. Человек приезжал на склад, и оказывалось, что там нет того вида топлива, который ему подходит, или его вообще нет… А отсутствует топливо по простой причине: из бюджета не поступили средства на его закупку. К сожалению, известны районы, где люди на протяжении нескольких лет не могли реализовать свое право на этот вид государственной помощи…

Поэтому в нынешнем году было решено выплачивать данный вид субсидий деньгами. На эти средства человек может купить топливо где угодно, какое угодно и по оптимальной для него цене…

-- А кто может гарантировать, что льготник, получив на руки деньги, отправится оплачивать коммунальные услуги? Он ведь может этого и не сделать…

-- Это очень важный момент. Поэтому обязательно будет разработан и внедрен механизм ответственности граждан за неоплату полученных услуг. Будут существовать законодательные нормы, регулирующие данный вопрос…

На третьем этапе (предположительно, в 2006 году) планируется завершить переход на денежную адресную помощь по всем остальным видам льгот.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что новая система предоставления льгот ни в коем случае не ущемит законных прав малообеспеченных категорий. Льготы будут систематизированы, уточнены, станут более обоснованными. И главное -- будет усовершенствован порядок их предоставления.

Кроме того, обязательно будут прилагаться усилия к тому, чтобы повысить общий уровень жизни граждан Украины -- путем трудоустройства трудоспособного населения, а также повышения зарплат и пенсий. Наша политика такова: если человек может самостоятельно себя обеспечить, нужно создать ему оптимальные условия для того, чтобы он имел возможность это сделать. А если не может -- государство должно поддержать его. Морально и материально…

 


387

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів