Генеральный конструктор систем управления космическими ракетами академик яков айзенберг эмигрировал из украины
Зарубежные масс-медиа по-прежнему упрекают Украину в том, что она якобы незаконно продает оружие. Реалиям и мифам торговли вооружениями и технологиями двойного (гражданского и военного) назначения посвятил недавнюю пресс-конференцию бывший министр обороны, а ныне президент корпорации «Укравиапром» Валерий Шмаров.
-- Еще в 1993-94 годах в Украине создана надежная система экспортного контроля: незаметно вывести вооружение из страны практически невозможно, -- заявил Валерий Шмаров. -- Впрочем, не исключено, что обвинения в адрес Украины имеют определенные основания: страны, купившие у нас оружие с соблюдением международных правил, могут его перепродавать. Но если на технике стоит клеймо украинского предприятия, это еще не значит, что продавцом выступила наша страна. Каждый случай незаконной продажи оружия нужно тщательно расследовать, а уж затем делать публичные заявления.
Замечу, что контролировать экспорт вооружений относительно просто, сразу видно, что эта техника предназначена для армии. Куда сложнее с материалами, технологиями и техникой двойного назначения: ракетными, химическими, биологическими и другими. Впрочем, наши эксперты умеют различать, может ли все это использоваться в военных целях.
Основная проблема для Украины ныне -- «утечка мозгов». Например, в Израиль. Эта страна размером с Киевскую область и с населением 5 миллионов человек является одним из крупнейших в мире государств -- экспортеров вооружений. Немалую лепту в это вносят специалисты, эмигрировавшие из бывшего СССР, прежде работавшие в лучших советских КБ: имени Сухого, Микояна, нашем киевском АНТК «Антонов» Израильские фирмы принимают ныне активное участие в модернизации советских военных самолетов и вертолетов. Если бы Украина и Россия не допустили «утечку мозгов», то эту технику для иностранцев модернизировали бы наши предприятия. Но уехал даже корифей отечественного ракетостроения Яков Айзенберг. Он был генеральным директором и генеральным конструктором харьковского «Хартрона» -- одного из важнейших комплексов ракетной индустрии бывшего Союза. Айзенберг был «отцом» электронно-вычислительных машин для ракет, награжден Ленинской и Государственной премиями СССР.
Отток специалистов особенно удручает тем, что в последнее время наиболее перспективный товар -- военные технологии, а не готовые оружие и техника. Наглядный пример тому -- недавний тендер на поставку украинских танков в Турцию. Тамошнее правительство сразу заявило: мы купим с десяток бронемашин, а остальные хотим производить у себя по вашей технологии. Или взять «цивильный» контракт с Ираном на поставку нового украинского самолета Ан-140. Готовых машин у нас не приобретают: купили технологию, оборудование, оснастку, консультируются у украинских специалистов
Впрочем, продажа оружия из запасов Советской Армии и произведенной ныне техники пока составляет в украинском спецэкспорте значительную часть. Один из примеров -- успешно выполненный танковый контракт с Пакистаном. Важнейшими статьями спецэкспорта являются также поставки двигателей, систем и комплектующих для самолетов, кораблей. Объемы спецпоставок за рубеж возрастают и в минувшем году достигли суммы в полмиллиарда долларов. Замечу, что в заявлениях о незаконной торговле оружием нам приписывают доходы в 30--33 миллиарда! Редкий абсурд. Страны, входящие в первую пятерку спецэкспортеров, зарабатывают куда меньше: США -- 7--8 миллиардов, Россия -- 3,5 млрд. , Франция -- 3 млрд. долларов ежегодно.
Читайте нас у Facebook