ПОИСК
Культура та мистецтво

Мать вадима бойко марта наумовна: «… И снится мне, что сын кричит: «мама! Разве ты не видишь? Я ведь живой! »

0:00 15 лютого 2002
Вчера исполнилось десять лет со дня трагической гибели известного украинского тележурналиста

Восемь месяцев не дожил Вадим Бойко до своего тридцатилетия. Трагедия случилась 14 февраля 1992 года. В Киеве, в общежитии Гостелерадио на улице Довженко. Взрыв произошел в 17. 00. Когда пожарные взломали дверь квартиры на четвертом этаже, известный тележурналист был уже мертв.

Расследование трагедии длилось долго. Впрочем, бесконечны были и версии, что же произошло на самом деле. Мать Вадима Бойко, Марта Нумовна, живущая сейчас в Израиле, до сих пор не верит в смерть сына. Она узнала о ней последней. Через два дня после трагедии. Так и не простилась с сыном. Вадима хоронили в закрытом гробу.

Мы связались с Мартой Наумовной по телефону, позвонив ей домой, в Назарет, куда она уехала четыре года назад. Как-то предсказательница пообещала ей, что в этом году она непременно встретится с сыном. Марта Наумовна верит. И ждет. Через восемь месяцев Вадиму Бойко исполнилось бы сорок…

«Вадик родился с закрытыми глазами»

-- Когда я родила Вадика, мне было 23 года. Еще до его рождения знала, что у меня будет мальчик. А накануне прочитала книгу «Студенты», уже не помню автора, где главного героя звали Вадим. Имя мне очень понравилось, и я решила, что так и назову сына. Вадик родился очень крупным. Небольшого роста, но полненьким. Родился с закрытыми глазами. Открыл только на второй день. Глаза -- голубые-голубые. А волосы -- совершенно белые. Внешне он был очень похож на отца, только волосы со временем потемнели, стали, как у меня.

РЕКЛАМА

-- Он был спокойным ребенком?

-- Даже странно -- с Вадиком я просто проскочила все детские проблемы. Мне как-то неудобно было ходить в школу на собрания. Не потому, что он шалил, наоборот. Каждый раз учителя мне говорили, какой он интеллигентный, умный, начитанный. Один раз классная руководительница вызвала меня и сказала: «Марта Наумовна, скажите, пожалуйста, Вадику, чтобы он не задавал мне так много вопросов на уроке… » Дело в том, что в нашем доме была библиотека, Вадик без конца там пропадал. Он подчас задавал учителям такие вопросы, на которые они просто не могли ответить и оказывались в не очень хорошем положении. Ну разве запретишь ребенку быть любознательным? Вадик закончил школу с золотой медалью. И с отличием университет.

РЕКЛАМА

-- Вы знали, что он мечтал стать журналистом?

-- Сначала Вадик хотел быть клоуном. Мы жили в небольшом городке, Светловодске, на базе Кременчугской ГЭС. Конечно, цирка своего у нас не было, он к нам часто приезжал на гастроли. Но больше всего Вадик любил смотреть цирк по телевизору. А если уж там показывали Карандаша или Олега Попова, его было не оттащить! Но в четвертом--пятом классе он твердо решил: буду журналистом. Почему? Некоторые вопросы Вадик решал сам. Начал писать в местную газету. А с пятого класса стал внештатным корреспондентом «Надднепрянской правды». Писал и в «Пионерскую правду». А однажды, втайне ото всех, написал в «Правду». В Москву. Через некоторое время в Светловодск прислали ответ, мол, мы рады, что у тебя такой хороший слог, что ты так грамотно пишешь, но, думаем, тебе рановато писать в нашу газету. При этом написали, что придет время, и они с удовольствием примут Вадима в свои ряды. Вадик был счастлив! Письмо, действительно, было очень доброе, но мы ведь понимали, что на самом деле ему в вежливой форме отказали.

РЕКЛАМА

-- А стихи писать сын не пробовал?

-- С рифмой у него не сложилось. Хотя иногда он посвящал мне стихи. Сейчас постараюсь вспомнить: «Ты меня кормишь и одеваешь, и умываешь, и в школу провожаешь… » Нет, не помню дальше. В общем, что-то в этом роде. Очень трогательные. Они до сих пор хранятся у меня.

«Впервые сын влюбился уже в университете»

-- Вадик был маминым сыном?

-- Да. Он был мой. Мы с ним любили вдвоем гулять по парку. Что-то обсуждали, делились мыслями, спорили. Я работала старшим инженером на исследовательской станции, часто ездила в командировки и всегда для Вадика везла книги. У нас-то в городе их было не купить. А для него это был лучший подарок. Мы вместе их читали, вместе обсуждали. В общем, вместе развивались.

-- Сын посвятил вас в тайну своей первой любви?

-- В этом отношении Вадик немного запаздывал. У него были друзья -- девочки, мальчики. Но влюбиться в кого-то… Нет. Впервые он влюбился уже в университете. Правда, он мне не рассказал о своей тайне, но я же, как мать, чувствовала.

-- Вы часто приезжали к нему в Киев?

-- Как только у меня была возможность. Вадик сначала жил в студенческом общежитии, потом -- в общежитии Гостелерадио. А вообще его быт больше напоминал спартанский. Правда, он был потрясающим чистюлей. От рождения. Помню, как-то Вадик приехал домой, шел ужасный дождь. Я говорю: «Давай, помою твои кроссовки». А он мне: «Не надо, мама, я сам». И так аккуратно, аккуратно обмыл подошвы, ничего не забрызгал. Поставил кроссовки, а те -- словно новые. Он любил красивую одежду. Правда, последнее время, когда у него было очень много работы, я иногда делала ему замечания: «Вадик, ведь встречают-то по одежке». А он с улыбкой: «Но провожают-то по уму».

-- Когда Вадим заканчивал университет, он уже знал, что останется в Киеве?

-- На втором курсе его послали на практику на Одесское телевидение. Там он приглянулся начальству, и его пригласили после окончания университета на работу. Даже выслали на его фамилию заявку. Но ко времени окончания университета руководитель молодежной редакции УТ-1 Виктор Павлик забрал его к себе. Вообще Вадим очень любил Киев. Был настолько к нему привязан, что ни о каком другом городе и не думал.

-- Он вам часто рассказывал о своей работе?

-- Он обожал телевидение! Помню, как-то позвонил накануне Нового года и говорит: «Мама, мы тут сидим всей редакцией и ждем приказа о нашем увольнении». Это было после заварухи в Литве. Тогда в эфир вышла передача, не совсем угодная руководству. Ничего, оставили… А как-то рассказывал о своей поездке в Ленинград на интервью с Тото Кутуньо. Когда они приехали, оказалось, что знаменитый итальянец никому не собирается давать интервью. Тогда Вадим вместе со своим редактором Ниной Антоновной на все командировочные купили ящик шампанского. Принесли ему в номер, и Тото Кутуньо ничего другого не оставалось, как дать им интервью.

«Перед самой трагедией Вадим поссорился со своей девушкой Христей»

-- Вадим часто наведывался домой в Светловодск?

-- Частенько. Он же был депутатом Верховной Рады от Кременчуга, и когда туда приезжал, обязательно заглядывал и домой.

-- Вы его не отговаривали от депутатства?

-- Ой… Теперь я очень жалею, что не отговорила его. Могла ли я знать… Тогда Вадик сказал, что это его жизнь, что депутатство поможет ему в работе.

-- Когда вы его видели последний раз?

-- Получилось, что последний раз мы с ним так и не встретились. Я была в командировке в Белоруссии. В это время Вадик заехал домой, только-только вернувшись из командировки в Испанию. Это было накануне Нового года, и он привез всем нам подарки. Папе -- рубашку, сестре Наташе -- какие-то безделушки, а мне -- французские духи. И как раз решил отдать нам деньги за машину. Папа дал ему 10 тысяч рублей, а я -- три. Как только я вернулась в Светловодск, звонит Вадим: «Мама, я привез тебе духи, но спрятал их, чтобы Наташка, пока тебя нет, не взяла. На твоих антресолях есть коробочка, я туда их и запрятал вместе с тремя тысячами рублей». Он еще и трубку не положил, а я уже пошла смотреть подарок. Отвечаю Вадику: «Коробочку-то я нашла, но духов здесь нет. Тут какая-то пленка». Вадик мне: «Пленка пусть лежит». Приходит Наташа, я к ней, говорю: «Куда ты дела духи?» Наташа клянется, что не брала. До сих пор я не знаю, куда исчезли эти духи. Но после того, как с Вадимом случилась трагедия, я кинулась к коробочке, в которой была пленка, но вместо нее нашла лишь обрывки…

-- Вы предчувствовали трагедию?

-- Не знаю. Наверное, нет. Слишком успешно все складывалось у Вадима. Хотя… За месяц до трагедии я вышла с работы и, стоя на крыльце, вдруг почувствовала, что у меня ноги стали ватными. Думаю -- сейчас упаду. Ухватилась за крыльцо -- вроде прошло. Иду через дорогу, дохожу до середины, стараюсь пропустить машину, и вдруг как будто меня что-то в спину толкнуло, я выхожу на дорогу, ноги опять ватные. Не могу двинуться ни влево, ни вправо. Благо, водитель оказался хороший -- увернулся. Кое-как дошла домой, открыла дверь, подошла к трюмо, положила ключи, и вдруг прямо на меня падают антресоли. Что это было? Может, предзнаменование…

-- После трагедии писали, что в квартире Вадима нашли пустые бутылки из-под спиртного.

-- Все это чепуха. Вадим никогда не пил и не курил. Он мог себе позволить разве что рюмку шампанского на Новый год. Откуда взялись там бутылки? У него спиртное вызывало отвращение.

-- Говорили, что в его квартире нашли канистру с бензином…

-- Это вообще непонятно. Вадим не водил машину. Перед трагедией только-только купил шестую модель «Жигулей». Она стояла в гараже Верховной Рады. Он на ней так ни разу и не ездил. Только собирался пойти на курсы. Теперь на этой машине Наташа ездит.

-- Последнее время Вадима часто видели в обществе канадской журналистки…

-- Христя -- канадка украинского происхождения. Они часто приезжали к нам вместе домой. Вадим практически ничего мне не рассказывал. Делилась со мной в основном она. Но я же видела, что они влюблены друг в друга. Правда, перед самой трагедией поссорились. Из-за чего, так мне и не сказали. Видимо, что-то незначительное.

-- Вам снится сын?

-- Теперь уже нет. Раньше часто снился. И все время говорил: «Мама, я живой». Помню, когда он мне приснился последний раз, я его спрашиваю: «Вадик, так ты живой?» А он как бы уже со злостью мне кричит: «Мама! Ну разве ты не видишь? Я же живой!.. »

1409

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів