ПОИСК
Культура та мистецтво

Режиссер григорий кохан: «во время съемок сериала «рожденные революцией» к жарикову с криком «новенький! « бросился… Гомосексуалист»

0:00 11 січня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
Первому советскому сериалу о доблестных сотрудниках милиции «Рожденные революцией» исполнилось 25 лет

Григорий Кохан считает, что 70 лет -- не возраст, да и главный фильм своей жизни он еще не снял. Мечтает поставить фильм-сказку, а о сериалах не хочет даже слышать. Всему виной непростые съемки первого советского телесериала «Рожденные революцией», на несколько месяцев приковавшего телезрителей страны Советов к экранам и снизившего преступность в стране. После него Кохана называли режиссером номер один в СССР и личным другом министра внутренних дел Николая Щелокова…

«Оба автора сценария отказались от своих прав на фильм и потребовали убрать свои фамилии из титров»

-- Вам не говорили, что снимать фильм о советской милиции -- это творчество под ее же надзором?

-- Знаете, люди в форме приносят мне удачу. Я рано остался без отца. В 15 лет у меня появился старший друг -- капитан милиции. Я мечтал быть похожим на него и собирался стать милиционером. Однако своей юношеской мечте я изменил. Окончил Львовский полиграфический институт и по распределению попал в Ереван. Как оказалось, по запросу армян, которые прочитали мою фамилию, как Кохян, и ждали художника-армянина. Когда увидели типичного украинца, очень огорчились. Впрочем, как художник-оформитель я их все-таки устроил. В Ереване я жил припеваючи. У меня была собственная квартира, я прилично зарабатывал. Возможно, моя сокровенная мечта -- снимать самому -- так бы в сытости и утонула, если бы не мой новый друг и покровитель, красавец полковник. Я ему приглянулся в качестве зятя. Он избавил меня от призыва в армию. К сожалению, когда я понял, чем нужно платить за услугу, а главное, когда увидел его дочь и ее четырех братьев-богатырей, испугался и сбежал. Таким образом я оказался в Киеве.

Когда я уже был режиссером-документалистом, мне повстречался еще один, не случайный в моей жизни полковник. В центре Москвы шли съемки. Я в рупор давал команды на украинском языке. Один прохожий просто застыл на месте и шелохнулся только после моего объявления «Обiдня перерва». Оказалось, за долгие годы службы в России он давно не слышал родного украинского языка… Расстались мы поздно вечером, возле ресторана. Он все повторял: «Обязательно почитай Стельмаха «Хлiб и сiль» -- не язык, орнамент». Я прочитал и под впечатлением снял фильм «Сотвори свое солнце». После его выхода позвонил сам Стельмах и предложил мне снять первый в моей жизни художественный фильм по его произведению «Хлiб и сiль».

РЕКЛАМА

-- Когда вам показали сценарий сериала «Рожденные революцией», вы отнеслись к нему как к очередной удаче?

-- Особенно когда понял, что сценария как такового нет. В папках лежали документальные материалы: протоколы допросов, следствия, приговоры судов. А еще больше я «обрадовался», когда узнал, что Московская, Ленинградская и Свердловская киностудии отказались от всего, что прилагалось в папках в виде сценария. Мне дали двух авторов -- полковника МВД и КГБ Нагорного и участкового милиционера Рябого, которому принадлежала идея создания сериала. Он был авантюристом по натуре, хорошо разбирался в искусстве. Полковник Нагорный в их дуэте играл роль пробивной силы, с ноги открывающей двери нужных кабинетов. Все документы так называемого сценария заканчивались 1958 годом, видимо, авторы рассчитывали позже «пробить» продолжение. Я увидел сериал по-своему: посвятить его 50-летию советской милиции, закончив событиями 1977 года. Министр внутренних дел СССР Николай Щелоков эту мысль поддержал.

РЕКЛАМА

После выхода третьей серии оба автора отказались от своих прав на фильм, поскольку то, что появилось на экране, действительно имело мало общего с их сценарием. Они скандалили, писали письма министру МВД, а затем потребовали в титрах не указывать их имен.

«По звонку Щелокова я смог побывать в «Бутырке»

-- Вы не побоялись так поступить, потому что за вами стоял сам министр Щелоков?

РЕКЛАМА

-- Спустя много лет ко мне подошел Говорухин и сказал, что только когда он снял свой сериал «Место встречи изменить нельзя», перестал мне завидовать. На самом деле, любому, кто не побоялся бы взяться за создание этого сериала, была бы «зеленая улица». Перед съемками по звонку Николая Щелокова я получил возможность побывать в «Бутырке». Сопровождать меня поручили начальнику тюрьмы, при этом мне сказали: «Он в вашем распоряжении, командуйте им». Начальник же решил, что я проверяющий, и даже накормил меня супом из тюремного котла. Мне было интересно увидеть лица убийц и бандитов. Хотел понять, что представляет собой уголовный мир. Я даже зашел в камеру приговоренного к смертной казни. Он смотрел в одну точку и на наш приход никак не отреагировал. В женском отделении тюрьмы я услышал душераздирающий крик. Пошел на него. То, что я тогда увидел, и сегодня вспоминать страшно. Беременная женщина не могла даже спиной опереться на стены камеры: из них торчали бетонные шипы.

В одной из серий по моей идее «как бы в опустевшем во время войны городе» должен был промчаться конь. Старый квартал в Москве перекрыли. Когда мы в условленное время пришли снимать, на всех окнах были наклеены бумажные кресты. Людей ни на улице, ни в окнах не было. Эпизод отсняли, и квартал ожил. Трудно себе даже представить, сколько в этом эпизоде было задействовано милиционеров: людей держали в парадных, не давая высунуться и даже чихнуть.

Благодаря оператору-документалисту Феликсу Гилевичу многие фрагменты сериала выглядят исторически правдоподобно. В последней серии шла съемка на Красной площади. Принимало присягу молодое пополнение милиции. Площадь оцепили, и даже Генеральному секретарю Леониду Ильичу Брежневу пришлось задержаться при выезде из Кремля. Это он припомнил мне при личной встрече. В тот же день по телевидению в вечерних новостях показали сюжет, в котором тележурналист с патетикой рассказывал о съемках, как о реальном событии. Не так давно этот фрагмент фильма я опять увидел на экране как хронику тех дней.

Помню, сам комендант Красной площади, присутствовавший при «принятии присяги», так расчувствовался, что предложил съемочной группе возложить цветы к мавзолею В. И. Ленина и зайти в него после закрытия. В тот день все так увлеклись происходящим, что в мавзолее наша художник по костюмам, когда полезла в сумочку за очками, чтобы получше рассмотреть вождя и услышала окрик «Руки!», упала в обморок. Она подумала, что слово «руки» сказал сам Ленин.

-- При всей серьезности сюжета у вас бывали нелепые эпизоды?

-- Один мы спровоцировали сами, когда снимали эпизод, как бандиты собираются оборвать телефонную связь. Жариков кидается за ними в канализационный люк. Сначала из люка вылезли «бандиты». На любопытные вопросы прохожих «Кто это?» мы шутя ответили: «Изменники Родины, они там прятались со времен войны». Когда же вылез Жариков, а за ним оператор, толпа захохотала. Жарикова уже узнавали…

Но несколько раз мне было не до смеха. Однажды я попросил найти того, кто на самом деле участвовал в задержании бандита Леньки Пантелеева. Откликнулось шесть пожилых женщин. Каждая из них подробно, на свой лад рассказывала, как именно она пришла с букетом, в котором прятала пистолет.

Начальник уголовного розыска СССР Карпец к концу съемок поведал мне историю, после которой мне было страшно и противно к нему обращаться. Черт меня дернул у него спросить, удалось ли ему самому раскрыть страшное преступление. Услышав мой вопрос (у него даже глаза загорелись), он без смущения рассказал, что никак не мог засадить отъявленного преступника. Не хватало улик. Тогда он на трое суток посадил в камеру мать подозреваемого. Ее кормили одной селедкой и не давали пить. Погибая от жажды, она дала показания против своего сына.

«Когда Жариков женился на Гвоздиковой, он научился требовать и угрожать по пустякам»

-- Несмотря на поддержку милиции, часть фильма вырезали…

-- Главным моим консультантом и цензором был министр внутренних дел СССР Николай Щелоков. Все негативное по его распоряжению вырезали. Но после выхода фильма он же и хвалил меня. Как-то спросил: «Чем тебя наградить?» Я тут же попросил звание, мундир полковника и пистолет. Он задумался и явно испугался. «Вы, художники, чего доброго друг друга перестреляете» -- и наградил меня значком «Заслуженный работник МВД», который дают только полковникам и генералам. Оказывается, во время премьерного показа сериала в стране на 50% снизилась преступность.

Я разочарованно посмотрел на значок. «А что мне дает этот значок?» -- «Этот значок действует на милиционеров всех рангов. К примеру, если напьешься, тебя доставят домой, а не в вытрезвитель (если ты вовремя вспомнишь про значок и не забудешь свой адрес)». Я тут же пошел проверять, как он действует. Перехожу улицу Горького в Москве возле Главпочтамта, явно нарушая правила дорожного движения. Меня останавливает молодой милиционер. Я показываю ему значок. А он мне: «Штраф 10 рублей, может, вы его украли?» Показываю именное удостоверение. А он стоит на своем: «Что же вы, такой уважаемый человек, нарушаете правила дорожного движения?» Заплатил я ему штраф и снова к министру. Рассказываю о только что случившемся. Щелоков улыбается: «Надо же. Остались еще честные люди в милиции». Тут же по его приказу в кабинет привели этого милиционера. Он стоит перед министром, дрожит и заикается, а министр ему: «Молодец, я тебя тоже хочу наградить -- поедешь учиться в академию». Сейчас он уже полковник. Встретились мы с ним недавно, и он мне говорит: «Давай еще раз нарушим правила дорожного движения, в генералы хочу».

-- Получается, вы тоже способны приносить удачу людям в форме?

-- Конечно, ведь моих авторов урезонили, и после третьей серии они впряглись в работу, а затем вместе со мной, оператором, Жариковым и Гвоздиковой стали лауреатами Ленинской премии.

Подбирая актеров на главные роли, я пересмотрел не один десяток кинопроб. Жариков подошел больше всех. Поскольку одному актеру в этом сериале предстояло сыграть юношу и статного генерала, а лицо Жарикова с помощью грима легко менялось и при этом выглядело натурально.

В последней серии в одном из эпизодов Жариков-генерал выходит из Большого театра на площадь, где обычно по вечером собираются проститутки и гомосексуалисты. Появление статного мужчины заметили. Один гомосексуалист со словом «новенький» бодро пошел знакомиться с генералом. Увидев кинокамеру, стушевался. Остальные узнали Кондратьева, героя сериала, и стали смеяться.

С Жариковым по мере выхода серий и роста его популярности начались проблемы. Когда его брали на роль, оказалось, что он не умеет плакать. Я ему сказал: «Не сможешь, возьму другого». Он расстроился и от души заплакал. А когда женился на Гвоздиковой, то научился требовать и угрожать по пустякам. Просил машину в обед, если не давали, кричал: «Я завтра заболею, сорву съемку». Я его урезонивал: «Случайная пуля, и я меняю главного героя». Когда у него по фильму вырос сын, мне стало работать легче.

-- Хотели бы снять продолжение сериала?

-- Даже не помышляю. Представьте, сколько лет должно быть сегодня Кондратьеву? Да и Жарикову я не доверил бы сыграть его. Как вспомню атмосферу большой актерской семьи, когда все обо всем знают, становится тошно. Видеть одни и те же лица в течении пяти лет тяжело. После «Рожденных революцией» я вообще не люблю сериалы.

Вас удивлю, наверное. Недавно Виолета Гатти принесла сценарий сказки «Як Милана долю шукала». Я прочитал его, а ночью мне приснился полноценный фильм. Им я и грежу. Это был бы добрый, философски-оптимистичный фильм-сказка для людей любого возраста. Сказка вне времени. Обычно в сказках все гоняются за счастьем, как, к примеру, в «Синей птице». А в этой девушка пытается сама исправить свою судьбу. И у нее это получается. Мы с Виолетой Гатти уже сняли один из первых в Украине спонсорских фильмов «Убить шакала». Причем он оказался суперприбыльным для тех, кто вложил в него относительно небольшие деньги. Надеюсь, и для этого фильма найдется спонсор. Я верю в свою удачу и способен поделиться ею с другими.

 


582

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів