Донецкие бандиты собирались не только голосовать на выборах, но и агитировать за лазаренко
«ФАКТЫ» продолжают публиковать хронику деятельности донецко-луганской банды, причастной к самым резонансным убийствам, совершенным в конце 90-х. 1997-й год можно назвать годом несостоявшихся громких преступлений и крупных потерь в самой бандитской среде. И вновь имя Павла Лазаренко тем или иным образом связывается с совершенными или планируемыми преступлениями.
Получить деньги за убийство Щербаня киллерам мешал луганский криминальный авторитет
Луганский «авторитет» Валерий Доброславский, более известный по кличке Доброслав, и его правая рука Олег Калюжный, разумеется, никакой политико-экономической угрозы для высокопоставленного Лазаренко не представляли. Тем не менее, имя экс-премьера косвенно сыграло роль в их судьбах. Сама донецко-луганская банда (члены которой ныне находятся на скамье подсудимых) представляла собой не цельную структуру, а скорее «конфедерацию» банд, объединенных общими интересами. Причем входили в нее не только донецкие, но и одна луганская группировка во главе с Валерием Пушняковым (кличка Пух, убит в Луганске 26 июня 1998 года, а его младший брат, Игорь Пушняков, находится среди подсудимых. -- Авт. ). Поэтому часть «гонорара» за убийство Щербаня должна была поступить в Луганск, на счет в одном из здешних банков.
-- Эти деньги должны были прийти от Лазаренко через Кушнира, -- давал показания на следствии один из подсудимых Сергей Кулев. -- Однако в Луганске все контролировала группировка местного «авторитета» по кличке Доброслав.
Это могло означать только одно: Доброслав (Валерий Доброславский) не дал бы получить «гонорар». Во-первых, ему не позволил бы это сделать его «авторитетный» статус. (Что же это за хозяин региона, если мимо него такие деньги проходят?) Средства же должны были прийти немалые, примерно несколько сотен тысяч долларов. Во-вторых, группировки Доброслава и Пушнякова и без того давно конфликтовали.
-- К тому времени между Пушняковым и Доброславским уже возник конфликт из-за нежелания Пуха отдавать Доброславу часть прибыли от реализации краденых автомобилей (группировка, возглавляемая Пушняковым, специализировалась на кражах автомобилей. -- Авт. ), -- рассказывал на следствии Сергей Кулев. -- А вскоре Пушнякову стало известно, что Доброславский дал команду Олегу Калюжному, возглавлявшему в его группировке своего рода команду боевиков, уничтожить бригаду Пуха.
Поэтому примерно в апреле--мае 1997 года Пушняков обратился за помощью и поддержкой к руководителю донецкой банды Анатолию Рябину. Тот выделил трех членов своей группировки на проведение операции по устранению Доброслава и приобрел оружие для луганчан: три автомата Калашникова разных калибров и гранатомет РПГ-26. Устранение Доброславского, как рассчитывал Пушняков, позволило бы ему установить контроль над «бизнесом» Доброслава.
Граната пролетела мимо машины «авторитета» и застряла в стене дома
-- Роль главных исполнителей должны были взять на себя трое донетчан, которых прислал Рябин, -- рассказывал Кулев. -- Собравшись на заранее снятой в Луганске квартире, они разработали план устранения Доброслава. Удобный момент наступил вечером 5 июня, когда Пух узнал о том, что Доброславский собирается на празднование дня рождения своего знакомого в ночном клубе «200/30».
Чтобы удостовериться, что Доброславский находится в ресторане, туда заранее подъехал Кулев. Убедившись, что Доброслав уже внутри, он сообщил об этом по мобильному телефону Пушнякову, что было своего рода сигналом к началу операции. С этого момента Пушняков и Кулев вели наблюдение из салонов своих автомобилей, установленных в разных точках. Кроме прочего, в их задачу входило также предупреждение трех непосредственных исполнителей заказа о возникновении каких-либо осложнений. Около двух часов ночи 6 июня Пушняков сообщил по рации, что автомобиль Доброслава и машина с охраной выехали из клуба. Когда они появились на улице Галицкого и стали пересекать трамвайную линию, один из главных исполнителей убийства выстрелил из гранатомета. Однако выпущенная граната в цель не попала, а полетела в сторону жилого дома и, застряв в его стене, только чудом не разорвалась.
Это позволило Доброславскому и его людям проехать еще примерно метров 20, которые, однако, их не спасли. Автоматные очереди, выпущенные нападавшими, заставили машину остановиться. А попытавшихся было выбежать из авто Доброслава с охраной расстреляли на месте.
Лидер донецкой группировки для Лазаренко был готов на все
В июле 1997 года Лазаренко был снят с должности премьер-министра Украины. Тем не менее от уже опробованных в ходе убийства Евгения Щербаня своих специфических методов экономической и политической «борьбы» он так и не отказался. И в августе-сентябре того же года, как утверждает следствие, предложил при посредничестве днепропетровского криминального авторитета Матроса лидерам донецкой группировки Рябину и Кушниру устранить помощника Президента Украины Александра Волкова.
Этого человека экс-премьер считал главным своим противником в президентском окружении. Лазаренко дал своему помощнику указание перевести 150 тысяч долларов со счета в варшавском банке на личный счет Евгения Кушнира в Австрии, что и было сделано 26 сентября 1997 года. Рябин и Кушнир, в свою очередь, начали активную подготовку к выполнению этого поручения -- приобрели автомат Калашникова, четыре гранатомета, боеприпасы. Оружие было привезено в Киев, где хранилось в одной из снятых бандой квартир, а со временем перепрятано в других тайниках на территории Киевской области. Попутно кушнировцы стали наблюдать за перемещениями Волкова. Под особое внимание была взята его дача, так как именно это место казалось наиболее подходящим для выполнения заказного убийства. Проводились даже кое-какие тренировки по воплощению преступных замыслов в жизнь: прорабатывались варианты нападения, пути отходов и способы прикрытия.
Подобное рвение Кушнира можно объяснить тем, что он возлагал на Лазаренко большие надежды. Кушнир, по рассказам свидетелей, постоянно повторял, что благодарен Пал Ивановичу за поддержку и для него готов на все. В частности, он обещал экс-премьеру во время выборов (в парламент 1998 года. -- Авт. ) «договориться с братвой о поддержке Лазаренко, а также помогать ему другими методами». Что подразумевалось под «другими методами», догадаться нетрудно.
С места преступления бандиты возвращались в белых колпаках и марлевых повязках
Ну а пока донетчане готовили убийство в Киеве, их луганские коллеги все пытались получить деньги за уже выполненный «заказ». Убийство Доброслава результата не дало, поскольку бразды правления перешли к его правой руке Олегу Калюжному. Поэтому Валерий Пушняков решил разработать новый план -- теперь уже по устранению Калюжного.
К реализации этой задачи были подключены пять членов банды (четверо из них теперь находятся на скамье подсудимых -- это Сергей Кулев, Леонид Добробатько, Константин Никулин, Игорь Пушняков; Валерий Пушняков был убит в 1998 году. -- Авт. ). Самым оптимальным местом для убийства Калюжного была определена площадка перед его домом. За несколько дней до назначенного времени члены банды проводили здесь тренировки, засекали время, проверяли пути отхода.
Около 6 часов утра все заняли свои позиции: двое -- в подвале по улице Фрунзе, где жил Калюжный, третий -- в подвале напротив, чтобы дать знать о появлении Калюжного из подъезда, четвертый -- в машине за домом. После завершения операции на территории 4-й горбольницы их поджидал еще один автомобиль, за рулем которого сидел Пух.
-- Когда мне по рации сообщили о появления Калюжного, я выскочил из подвала и дал по нему очередь из автомата, -- рассказывал в ходе следствия главный исполнитель расстрела Сергей Кулев. -- Однако я промахнулся, так как был в неудобном положении. Калюжный бросился бежать, но споткнулся и упал, затем вновь попытался бежать. Тут я выстрелил еще раз -- и теперь уже ранил его. После чего подошел к нему и выстрелил в голову.
Убедившись, что Калюжный мертв, нападавшие начали отступать к машине, стоявшей за домом. По дороге они оделись в медицинские халаты и колпаки, повязали на лица марлевые повязки. Проехав несколько километров, налетчики остановились в районе стадиона имени Ленина. Тут они облили автомобиль бензином и подожгли, бросив в него автомат и свою одежду. Затем перешли мост, зашли на территорию больницы и пересели в ожидавшую их там «шестерку», за рулем которой был Пух.
Кстати, и это убийство пользы не принесло: поскольку ситуация не была улажена, лазаренковский «гонорар» в Луганск так и не поступил.
Экс-премьеру пришлось общаться с одним из лидеров донецкой преступной группировки напрямую
Не лучшим образом шли дела и у донецкой группировки. 31 октября 1997 года года на трассе в Ясиноватском районе Донецкой области был убит один из ее лидеров Анатолий Рябин. А 22 ноября 1997 в реанимации одной из больниц Закарпатской области от болезни печени умер днепропетровский «авторитет» Матрос. Потеряв своих посредников, Лазаренко начал общаться с донетчанами напрямую.
У представителей обвинения есть документы, свидетельствующие о том, что в период с 10 по 24 декабря 1997 года в Германии в гостинице под Баден-Баденом Лазаренко встречался с Кушниром. Все расходы постояльцев номеров, в которых жили Кушнир и экс-премьер, -- услуги бара, бассейн, ресторан, телефон, сигареты и т. д. -- были оформлены на помощника Пал Иваныча. Их сумма составила 124 тысячи немецких марок.
По информации, предоставленной прокуратурой, во время этой встречи обсуждались условия устранения председателя НАК «Нефтегаз» Игоря Бакая -- конкурента экс-премьера по экономической деятельности.
Однако эти планы так и остались не реализованными, поскольку о них практически сразу же стало известно правоохранительным органам и потенциальным жертвам. А потому 9 января 1998 года Лазаренко назначил Кушниру еще одну встречу -- теперь уже в Будапеште. Его очень интересовали причины утечки информации. Тут же было принято решение приостановить операцию по устранению Волкова и Бакая, но при первой же возможности вновь возобновить. Пока же главной задачей оставалось обнаружить источник утечки информации.
Неудача не остановила экс-премьера. По данным следствия, 9 января Лазаренко предложил Кушниру совершить еще одно убийство -- за вознаграждение в 850 тысяч долларов. На сей раз речь шла об одном из самых влиятельных политиков и финансистов -- председателе Биржевого комитета Украинской Межбанковской валютной биржи, бывшем главе правления Нацбанка Украины, народном депутате Вадиме Гетьмане. Но это уже следующие эпизоды из жизни донецко-луганской банды и их киевского покровителя. И они достойны более подробного повествования.
P. S. Все изложенные факты получены в ходе открытого судебного заседания в зале Апелляционного суда Луганской области при чтении обвинительного заключения представителями Генеральной прокуратуры и прокуратуры Луганской области.
3808Читайте нас у Facebook