ПОИСК
Культура та мистецтво

«я удивляюсь, почему мне все предлагают работу и даже готовы за нее платить», -- любил повторять гениальный мультипликатор чак джонс

0:00 2 березня 2002
Інф. «ФАКТІВ»
70 лет назад он создал первые эскизы утенка Даффи, поросенка Порки и многих других своих персонажей, которые стали частью истории ХХ века

Чаку Джонсу, одному из самых великих мультипликаторов нашего времени, повезло больше других. ОН НЕ СТАЛ ВЗРОСЛЫМ. Как же еще объяснить тот факт, что приключения Кролика Багса, кота Сильвестра и цыпленка Твитти одинаково интересны и детям, и взрослым? Джонс-мультипликатор и Джонс-продюсер остался верен своему детству: «Я рисовал то, чего мне не хватало, -- забавных и веселых друзей, яркий красочный мир, -- и придумывал массу комичных ситуаций, хотя в жизни, наверняка, больше трагичного», -- говорил Чак. К сожалению, творец сказки не вечен. 23 февраля 89-летний Джонс скончался от сердечного приступа в своем доме в Калифорнии.

В детстве Чак Джонс подглядывал через забор за Чарли Чаплиным

Чак Джонс родился 12 сентября 1912 года в городе Спокейн (штат Вашингтон). Когда Чаку исполнился год, его родители переехали в Голливуд, где устроились осветителями. Мальчик рос среди актеров, подглядывал за репетициями Чарли Чаплина через забор, подражая его движениям и мимике. И Чаплин, и другой знаменитый комик Бастер Китон даже прочили Чаку блестящее будущее в комедийном жанре. Но Джонс не хотел быть актером. Он отлично рисовал, и к 15 годам стал неплохим оформителем. Лучше всего Чаку удавались картинки из фермерской жизни -- утки, куры и свиньи у него выглядели так натурально, что многие режиссеры вместо того, чтобы снимать на природе, предпочитали оставаться в павильоне, используя работы Чака.

После окончания средней школы Чак поступил в Лос-Анджелесскую школу искусств. В то время Америка переживала Великую депрессию, и художественные мастерские закрывались одна за другой. Джонс зарабатывал себе на жизнь, рисуя за доллар портреты прохожих на центральной улице Лос-Анджелеса, и к вечеру у парня в кармане лежало не меньше двадцатки. В 1932 году Джонс получил место ассистента в мастерской известного мультипликатора Уббе Айверкса. Жизнь Чака изменилась. Днем он мыл кисти в мастерской да бегал за хот-догами для художников, а вечером рисовал героев для собственных мультфильмов. Именно тогда у Джонса родилась идея создать утенка Даффи и кота Сильвестра. Эскизы Джонса так понравились Айверксу, что он немедленно познакомил молодого талантливого художника с руководством крупнейшей в те времена студии Леона Шлезингера (теперь -- «Уорнер Бразерс»).

С этого момента начинается взлет Джонса. Он работает над мультфильмом «Веселые мелодии», пишет сценки для «Тома и Джерри» и создает торговую марку «Кролик Багс». В 1938-м Чак выпускает свой первый полнометражный мультфильм «Ночной сторож». Джонс лично работает с актерами, подбирая голоса для своих героев, пишет музыку для «Ночного сторожа», а затем устраивает в Голливуде пышную презентацию 8-минутного мультфильма.

РЕКЛАМА

Порки, Багсы и Вуди Вудпеккеры принесли мультипликатору не только славу, но и миллионы, но тратил он их в основном на благотворительность

Во время Второй мировой войны Джонс работает над созданием агитационных плакатов и антифашистских мультфильмов. Его новый персонаж -- рядовой Снафу, чем-то похожий на бравого солдата Швейка, -- приобрел популярность даже у немцев. Кстати, Джонс использовал Снафу и позже -- во время предвыборной кампании одного из западногерманских политиков в начале 60-х. После войны Чак возвращается к привычным героям. Помимо продюсирования новых мультфильмов об утенке и коте, он покупает права на всех своих «мультдетей».

Порки, Багсы и Вуди Вудпеккеры принесли Джонсу не только славу, но и деньги. Правда, тратить их он, по мнению друзей, не умел. Чак, конечно, построил себе роскошный дом на берегу океана, купил несколько лимузинов и обзавелся прислугой. Но львиную долю своих миллионов он отдавал приютам и состарившимся актерам, да к тому же бесплатно расписывал стены и игровые площадки в детских садах. Три месяца в году Чак путешествовал по стране, встречаясь со своими маленькими зрителями и внимательно выслушивая их комментарии и пожелания относительно новых мультфильмов.

РЕКЛАМА

В шестидесятых в борьбу за Чака Джонса вступили сразу несколько студий -- от «Уолта Диснея» до «Метро-Голдвин-Майер». «Я удивляюсь, почему все предлагают мне работу и даже готовы за нее платить», -- смеясь говорил Джонс. В конце концов он осел на «Метро-Голдвин-Майер», стал активно сотрудничать с создателями мультфильма о Томе и Джерри -- Уильямом Ханной и Джозефом Барберой. Правда, критики утверждали, что в мультфильмах Джонса слишком часто стреляют, бьют друг друга молотками по голове, роют ямы, в которые попадают и хорошие и плохие персонажи и т. д. Чего только стоит эпопея о Дорожном Бегуне и Койоте! Подсчитано, что в одном из мультфильмов Койот получает по голове… 459 раз! На все нападки критиков Джонс ответствовал, что дети -- те же взрослые, только маленькие. А его мультфильмы являются пародией на взрослых с их пристрастием к боевикам. «Глядишь, так все бросят воевать и станут дружить», -- мечтал Джонс.

Чак был очень общительным человеком. Он мог часами рассказывать приятелям и случайным знакомым о процессе создания мультфильмов. В течение нескольких лет самой благодарной его слушательницей была юная художница Мэриан Смарт. Во время «лекций» Джонса она рисовала его портреты в своем блокноте. «Каждое движение Чака ассоциировалось у меня с определенной фразой, -- говорила позднее Мэриан. -- Поэтому я рисовала его то сидящим у окна, то размахивающим руками перед кинопроектором». Однажды мисс Смарт попросила Джонса нарисовать в ее блокноте утенка Даффи. Когда Чак увидел наброски Мэриан, то понял, что перед ним гениальный мультипликатор: «Все мои движения на ее рисунках были последовательными, а лицо выражало то крайнее волнение, то неописуемое счастье». Вскоре Мэриан получила от Чака предложение руки и сердца.

РЕКЛАМА

Они прожили душа в душу 65 лет. Соседи говорят, что семейная жизнь Джонсов не ознаменовалась ни единым скандалом. Когда Мэриан серьезно заболела, Чак завалил больничную палату игрушечными Кроликами и пообещал жене самого большого из всех Багсов, которых она только видела. Под вечер он принес огромного надувного Кролика, который едва влез в дверной проем. Сидя у постели больной жены, Джонс пообещал, что, если она поправится, он научится готовить и будет… помогать прислуге по дому. Когда Мэриан вышла из больницы, Чак научился так хорошо готовить и убирать, что с успехом мог бы заменить и горничную, и даже повара.

Оба сына и дочь обожали Джонса. Он часто брал их с собой в мастерскую, вместе с ними придумывал все новые и новые персонажи, учил кататься на роликах, водить автомобиль… Все дети Джонса впоследствии связали свои судьбы с Голливудом. А потом все повторилось -- в Джонсе души не чаяли трое внуков и шестеро правнуков…

За свою жизнь Джонс создал более 300 мультфильмов. Его героев знают во многих странах. Один из влиятельных журналов даже предложил сделать Кролика Багса символом Америки, а его создателя назвать национальным гением. Говорят, гениальность мастера заключается в доступности его творчества сразу нескольким поколениям. А значит, забвение Чаку Джонсу не грозит.

 


357

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів