Слушая гвердцители, я сам, признаюсь, не могу удержаться от слез
Тамара. В ее имени удивительное равновесие гласных и согласных.
Равновесие -- это гармония. Тамара -- гений гармоничности. И внешней. И внутренней. Хотите почувствовать аромат ее имени -- прочитайте его справа налево. ТАМАРА. В ее имени закодирована ее судьба. Первая буква «Т» -- ключ к городу, где она родилась. Он так же начинается на «Т» -- Тбилиси. Вторая согласная -- «М» -- ключ к городу, который ей обязательно нужно было в молодости покорить. «М» -- это Москва. Тбилиси и Москва. Что объединяет названия этих судьбоносных для Тамары городов? -- Отсутствие буквы «Р». Но именно эта, третья, согласная в ее имени рокочет внутри названий городов и стран, которые «сняли шляпу» перед ее талантом: ПаРиж, Нью-ЙоРк, ИеРусалим, ФРанция, АмеРика, ИзРаиль.
Ее имя начинается на «Там». И ТАМАРА, действительно, всегда -- «там»: там, где ее ждут; там, где ее любят; там, где она необходима.
В этом «ТАМ» -- вся судьба блуждающей звезды -- Тамары Гвердцители.
Она никогда долго не бывает здесь, потому что ее счастье -- счастье Тамары -- всегда там. Там -- за горами, там -- за морями, там -- за синими далями, там -- за кулисами.
Потому ее дом всегда на колесах. Ей по имени суждено быть всегда в дороге, в движении.
Вряд ли маленькая смешливая девчонка из детского ансамбля «Мзиури» сама когда-нибудь задумывалась над магией своего имени. Она привыкла к нему, слилась с ним. И так же трудно сказать, что она в детстве больше любила -- петь или смеяться. Но, поверьте, и то, и другое она делала, чтобы скрыть слезы.
Я за 15 лет нашей творческой дружбы ни разу не видел ее плачущей. Зато я видел много раз слезы на глазах людей, слушавших пение Тамары.
И сам, признаюсь, часто не мог удержаться от слез, когда в меня проникал ее удивительный, пульсирующий, трепещущий, вибрирующий голос.
Наверное, так пели легендарные сирены, очаровывая мореплавателей. В ее голосе скрыта какая-то мистическая энергия древних заклинателей. Так заклинают змей. Так заклинают зверей. Так заклинают людей. И я счастлив, что я один из тех, кто несет в себе ее голос, как заклятье.
Такого голоса, как у Тамары, не было никогда ни у кого. И, наверное, никогда не будет. Он неповторим. Он неподражаем. Его нельзя спародировать. Такие голоса могут быть только у инопланетянок с той планеты, где люди не разговаривают, а поют. У инопланетянок, то есть тех, которые «там» и поэтому все называются «ТАМАРАМИ».
Откуда этот голос?
Из слияния двух наидревнейших кровей? Из двух древностей -- грузинской и еврейской?
Но кто же тогда хочет докричаться из тьмы веков ее голосом до нас?
Кто? Грузинская царица Тамара? Или Мириам -- жена иудейского царя? Или это голос Жанны д`Арк на костре?
Как все эти женщины из разных стран и эпох оказались в ее хрупкой оболочке? Вечная загадка, которую я пытаюсь разгадать уже 15 лет.
Тамара -- одно из восьми чудес света. О первых семи я читал в книгах. Восьмое мне посчастливилось встретить. Благодаря этой встрече родились «Виват, Король» и «Пиросмани», «Не ревнуй меня к Парижу» и «Зажгите свечи», много других песен, без которых я был бы не я.
Я знаю, что так, как ТАМАРА, эти песни исполнить никто не сможет. Спеть по нотам, выучив слова, конечно, смогут многие, но так, чтобы у всех были слезы на глазах, -- только она одна.
Тамара уникальна, как все, кто отмечен знаком Козерога, -- знаком Христа и Орлеанской Девы. И, как все великие Козероги, она выбрала тернистую горную дорогу славы, а не гладкую дорогу дешевой популярности.
Большинство из сегодняшних эстрадных звезд рукотворны. Их можно было бы смело вешать на новогодние елки, но, к сожалению, они все, как Снегурочки, быстро тают и испаряются.
Тамара -- нерукотворна. Неповторима. Неподражаема. Это знает «Олимпия», это знает «Карнеги-холл». Это знает Легран. Это знаю я. Это знаем все мы.
Все в моей жизни метели,
Все в моей жизни капели,
И даже улица, где я живу -- Руставели,
Рифмуется с ее фамилией -- Гвердцители.
И правильно делают.
302Читайте нас у Facebook