После выступления украинского ансамбля «ятрань» в англии тогдашний посол ссср поблагодарил артистов и сказал: «теперь мне легче будет договариваться о государственных делах»
Наша культура ассоциируется у многих, особенно за рубежом, лишь с шароварами, вышиванками и другими лубочными атрибутами, не очень-то повышающими авторитет страны. Как-то изменить данный стереотип всю свою жизнь пытается, и небезуспешно, солистка Театра народной песни, музыки и танца «Зоряни» Антонина Червинская из Кировограда. Ей, а значит и украинской песне, аплодировали в лучших залах Европы и мира. Как вспоминает Антонина Николаевна, когда она в знаменитом театре Ла Скала и Центре Кеннеди впервые спела «по-народному» украинскую песню «Чотири воли пасу я» (до этого ее исполняли «академически» Мария Стефюк и Евгения Мирошниченко), после ее выступления в зале запала мертвая тишина. И вдруг -- буря, шквал аплодисментов! Понятно, что в такие минуты человека переполняет гордость за свой народ. Ведь эту песню Червинская впервые услышала от простой сельской женщины По словам Антонины Николаевны, она с детства любила слушать песни, «и хотя жизнь была нелегкая, люди пели всегда».
«Червону руту» пели во всем Союзе, и никто не говорил, что не понимает ее
Возле ее дома в селе Иванковцы, Житомирской области, где родилась будущая певица, часто собирались люди -- поговорить, попеть. Здесь маленькая Тоня проходила свои первые певческие университеты. Имея от природы «поставленный» голос, она училась у сельских женщин по-особенному выводить песню. Впрочем, из той же «альма-матер» вышли и другие известные исполнительницы украинской народной песни -- Нина Матвиенко, Ольга Павловская, Раиса Кириченко: «народному пению», к глубокому сожалению Антонины Николаевны, сейчас в консерваториях не учат. А ведь в действительности все гениальное в искусстве -- корнями из народа. И та буря аплодисментов в Ла Скала после ее выступления -- лишнее тому свидетельство: взыскательную итальянскую публику очаровала украинская народная песня, а это под силу только высокому искусству.
Сейчас ансамбль «Зоряни» гастролирует в Голландии. Билеты на концерты давно проданы. Полный аншлаг -- результат предыдущего турне украинских артистов, их помнят и ждут. Антонина Николаевна говорит, что во время своих зарубежных гастролей она нигде не ощущала, что украинское искусство воспринимается как чистый фольклор. Если это и было, то только раньше. Кстати, недавно, когда «Зоряни» приезжали в Германию, многие слушатели вместе с Червинской пели «Цвiте терен» и «Ой, чий то кiнь стоїть».
И хотя Антонина Николаевна получает за концерт 30 гривен, а не тысячи долларов, она абсолютно не завидует нынешним эстрадным «звездам». Более того, она их жалеет: с репертураром, не отличающимся особой глубиной, ну сколько они еще смогут удержаться в своей Плеяде? А вот украинская песня никогда не была бессодержательной, бездуховной. Именно это и надо брать на вооружение современной украинской эстраде. Скажем, «Червону руту» пели во всем Союзе, и никто не говорил, что не понимает ее
Антонина Николаевна, пожалуй, не без основания относит украинскую песню и к средствам высокой дипломатии. Когда в 70-х годах ансамбль «Ятрань» (Червинская была в его составе) ездил в Англию, тогдашний посол Советского Союза в Великобритании поблагодарил украинских артистов и сказал: «Теперь мне легче будет договариваться о государственных делах». Сегодня эта функция национальной культуры важна как никогда: зарубежные партнеры Украины, ближе познакомившись с душой нации, становятся гораздо восприимчивей к проблемам страны.
Есть все-таки в стране люди и организации, которые, не дожидаясь государственных программ, занимаются возрождением национальной культуры
Отчасти и поэтому Антонина Червинская считает, что нам крайне необходима государственная программа духовного возрождения -- тогда у нас будет больше истинных, а не показных патриотов Впрочем, есть все-таки в стране люди и организации, которые, не дожидаясь государственных программ, занимаются возрождением национальной культуры. Среди них -- Международный благотворительный фонд «Украина», возобновляющий, в частности, традиции меценатства прошлого столетия, не ограничиваясь, впрочем, лишь финансовой помощью. По словам председателя фонда «Украина», лидера парламентской фракции «Трудовая Украина» Игоря Шарова, «деятельность фонда ориентируется не столько на финансирование культурных проектов и искусства, сколько на создание и поддержку условий, в которых эти проекты могут быть воплощены в жизнь». В рамках Программы поддержки и развития украинской национальной культуры ежегодно проводятся конкурсы. И в нынешнем году гранта этого благотворительного фонда удостоена солистка Театра народной песни, музыки и танца «Зоряни», народная артистка Украины Антонина Червинская. Пожалуй, она как никто другой заслуживает такой помощи. А само существование таких организаций, как фонд «Украина», вселяет надежду, что украинскую культуру все-таки удастся возродить.
1019Читайте нас у Facebook