«ты ж моя рученька дорогая! -- приговаривала женщина, целуя Новый протез»
О непростой судьбе полтавчанки Любови Константиновны Гапон «ФАКТЫ» рассказывали 22 мая этого года. Когда Любе было четырнадцать лет, бандиты сбросили ее с поезда, в результате чего она потеряла обе руки. Когда Люба вышла из больницы, первым делом научилась писать, зажав ручку локтевым суставом культи правой руки. И ведение домашнего хозяйства освоила без особых усилий. Со временем она поступила в педагогический институт, а заканчивала его с маленькой дочкой на руках. К сожалению, семейное счастье женщины не сложилось -- за несколько дней до свадьбы отец ребенка, которого она уже носила под сердцем, погиб в аварии.
До выхода на пенсию Любовь Константиновна работала учительницей русского языка и литературы в сельской школе. Чтобы вовремя добраться на работу за сорок километров от дома, ей приходилось вставать в полпятого утра. «Иногда мне кажется, что это кто-то другой жил, а не я,» -- возвращаясь мыслями в прошлое, говорит она.
Статью об этой удивительной женщине прочитали в Харьковском научно-исследовательском институте проблем социальной защиты населения Украины и сразу же связались через редакцию с героиней публикации.
«Сначала я думала: только деньги на реабилитацию потрачу, а результата не будет»
-- Звонок заместителя директора по научной работе НИИ проблем социальной защиты Людмилы Константиновны Воронянской был для меня полной неожиданностью, -- рассказывает Любовь Константиновна. — Она приглашала меня на бесплатное протезирование в институт, а я не могла поверить в это. Наверное, потому, что не привыкла к такому чуткому отношению к себе со стороны чиновников. Тем более что буквально за несколько дней до этого я обращалась за помощью на Полтавский протезный завод. Может, и не пошла бы сама, но бывшая работница областного руководящего аппарата, которая прочитала в «ФАКТАХ» о моей судьбе, решила хоть чем-то мне помочь и сообщила, что замолвила за меня слово на заводе (старый протез у меня совсем пришел в негодность). Взяла я с собой публикацию, пришла туда с такими радужными надеждами, а меня сразу огорошили: «Вашей карточки у нас нет, ничего не знаем. Обращайтесь на то производство, где работали». Даже не удосужились полистать мое удостоверение, где записано, что я инвалид общего заболевания первой группы, а не инвалид труда. Словом, обидно мне стало до слез
И вдруг звонок от Людмилы Константиновны. Я уклончиво ей ответила: мол, много работы на огороде, пока приехать не могу. А про себя думаю: «Только деньги на дорогу потрачу, а результата не будет». Через некоторое время Любовь Константиновна позвонила мне опять: «Почему не едете? Мы вас ждем». 15 августа мы с внуком отправились в дорогу. Людмила Константиновна встретила нас, как родных. Я была поражена вниманием и чутким отношением сотрудников института к пациентам.
«Нет правой руки? Зато у тебя левая здоровая!» -- подбадривала бабушка Люба девушку
Научных работников института не меньше поразила и сама Любовь Константиновна -- практически никто из них не видел инвалида, который работал бы всю жизнь. Что уж говорить о пациентах НИИ, многих из которых потеря конечностей выбила из колеи. Окружающие думали поначалу: раз бабушка приехала с внуком, так он за нее все будет делать. Как бы не так! Любовь Константиновна и стирала, и гладила сама. «Это вы ленитесь», -- сказала она мужчине с такими же культями вместо рук, как у нее (за ним присматривал внук). Двадцать лет назад мужчина попал в аварию и лишился рук, но за это время так и не научился хотя бы частично сам себя обслуживать. Любовь Константиновна поделилась с ним своим опытом. «Вернусь домой, попробую», -- обещал мужчина ей на прощание.
Не было дня, чтобы в палату к бабушке Любе не заглянула симпатичная Маринка Хоришман из Петриковки Днепропетровской области. У них сложились особые, очень теплые отношения. Год назад по вине пьяного водителя, обгонявшего автомобиль, в котором находилась девушка, она лишилась правой руки. Было тепло, Марина опустила стекло в дверце и беспечно облокотилась на него. И в этот момент произошел страшный удар С тех пор прошел уже год. Но и сейчас она не может прийти в себя после случившегося «Какая чепуха! — подбадривала ее Любовь Константиновна. -- У тебя же есть левая рука. Я вот без обеих не пропала в жизни. Давай тебя учить буду, как можно справляться с помощью одной культи». Такая учеба иногда длилась пять часов кряду. К концу «урока» в глазах Марины и ее мамы появлялась надежда.
-- Когда девушка зашла к нам с протезом руки, ее счастью не было предела, -- вспоминает Любовь Константиновна. -- Она ее целовала, приговаривая: «Ты ж моя рученька дорогая». Вот уж постарался протезист Виктор Черняховский из общества «Забота» при институте. Говорят, весь склад перебрал, пока нашел самый подходящий к коже девушки протез. Даже маникюр на него нанесли. Действительно, как настоящая рука.
Вот, думаю, увидел бы сейчас Марину сбежавший жених. Она прямо расцвела на глазах. У нее даже походка изменилась. А то ведь сильно переживала по поводу его ухода. Сокрушалась: только посмотрел на нее, когда еще без сознания была, и больше не появился. «Если он бросил тебя в беде, может, это и к лучшему, -- отвечала я девушке. -- Настоящая любовь к тебе еще придет, и не важно будет, с рукой ты или с протезом. Мой покойный Володя, когда я отговаривала его жениться на мне, говорил, что никогда меня не бросит, не предаст. Эти слова до сих пор согревают мне душу».
«Старые протезы храню на всякий случай»
-- А ты мог бы жениться на девушке-инвалиде? -- спросила однажды Любовь Константиновна внука Толика.
-- Смог бы, если бы полюбил по-настоящему, -- бабушке показалось, что пятнадцатилетний мальчик готов был к ее вопросу. Она ведь тоже задала его неспроста. В одно время с ними в институте находилась девушка, ожидающая протеза нижней конечности. В ее палате в основном и пропадал Анатолий. Даже не хотел уезжать домой.
-- Эта поездка сделала внука взрослее, серьезнее, -- делится своими наблюдениями Любовь Константиновна. -- Он понял, что нужно ценить жизнь, здоровье, а если случается несчастье, не впадать в отчаяние, находить в себе силы преодолевать невзгоды.
Сейчас наша героиня не нарадуется новым протезам. Сделанные из латекса, они не только красивые, но прежде всего удобные в использовании (в старых был металлический корпус, поэтому при длительных нагрузках культя уставала). Любовь Константиновна с удовольствием их надевает и демонстрирует, как теперь быстро и легко она может делать записи. Хотя, конечно, необходимо время, чтобы привыкнуть к ним. А на следующий год, пообещал ей Виктор Черняховский, сделают ей еще более совершенные, ведь разработки каждый год улучшаются.
-- Старые, правда, не выбрасываю, храню на всякий случай, -- сознается женщина. -- Вдруг что-то с новыми случится
Кстати, на опубликованную в «ФАКТАХ» статью о Любови Гапон откликнулись еще и в министерстве труда и социальной политики Украины. Оттуда Любовь Константиновна получила перевод на 500 гривен.
-- Может, впервые за последние годы мы с внуком почувствовали себя людьми, -- говорит она. -- Перед поездкой в Харьков я купила ему спортивный костюм, куртку, кроссовки, шорты, майку. А себе приобрела пиджак, тапочки. Ведь на мою инвалидную пенсию (трудовую государство мне не дало) не особо разгонишься. Да и на эти деньги три недели жили в Харькове, даже в Макдональдс ходили. А на Толин день рождения купили небольшой торт. Спасибо «ФАКТАМ». Эта газета стала моей любимой.
612Читайте нас у Facebook