ПОИСК
Культура та мистецтво

Во время киевской премьеры мюзикла «метро» по залу летали тысячи долларовых купюр, а на артистов опустилась огромная стодолларовая тряпица

0:00 20 листопада 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Чтобы привезти мюзикл в столицу Украины, понадобился целый поезд и три двадцатитонных трейлера

Существуют тысячи мюзиклов, но известные во всем мире можно пересчитать по пальцам. Один из них -- мюзикл «Метро», который за 10 лет во многих странах мира стал культовым. Его придумали в 1991 году два человека -- известный польский режиссер Януш Юзефович и композитор Януш Стоклоса. «Я хотел сделать супермодное шоу о нашем поколении, о том, как мы жили, -- сначала при коммунистах, потом без них. Время, когда я начал работать в театре -- Польша эпохи Ярузельского, -- мрачное, убогое зрелище: в магазинах ничего, денег нет, работы нет -- вспомните вашу перестройку… Когда я задумал масштабную, яркую постановку, на меня смотрели, как на сумасшедшего». На днях премьера мирового шоу состоялось в Киеве.

В американскую постановку мюзикла было вложено шесть миллионов долларов

У современного человека совершенно нет времени подумать о смысле жизни. Статистика свидетельствует, что большинство «общих» мыслей приходит к человеку во время разговора, за рулем авто (когда ждешь зеленого сигнала) и, пардон, в туалете. Развивая эту мысль, режиссер Юзефович точно подметил, что молодежь, которая подчас и туалета-то собственного не имеет, не говоря уже об авто, о смысле жизни размышляет… ну, конечно же, ожидая очередного поезда метро. Именно в этот малый промежуток времени к молодому человеку и мысли приходят разнообразные, и на разные ключевые поступки он решается, и знакомства завязываются как-то веселее, словом: что наша жизнь? -- метро!.. Сюжет мюзикла прост: примерно тридцать молодых юношей и девушек приезжают в столицу, чтобы принять участие в отборочном конкурсе для участия в некоем спектакле. Ни один из них конкурс не проходит, а поскольку люди все творческие, они как-то спонтанно, вместо того, чтобы навсегда разъехаться, решают поставить собственный спектакль в… метро. В результате их замечает Режиссер, который прежде никого не хотел брать. И он берет к себе в театр всех, «кроме группы риска» -- парня-наркомана и подлинного организатора спектакля -- певца с гитарой, который живет в метро (Их судьба развивается отдельно и, увы, трагично). Попутно молодые люди решают для себя ряд вечных вопросов -- что есть любовь, деньги, слава, а также поют и танцуют.

Мюзикл имеет в мире ошеломляющий успех, ибо вместо измученных безденежьем профессиональных актеров и танцоров зрители видят на сцене молодых, импульсивных, энергичных парней и девушек. Секрет прост: Юзефович почти сразу решил набирать не профессионалов, а в прямом смысле людей с улицы. «Метро» -- самый демократичный мюзикл в мире: в нем может сыграть каждый. Мюзикл успел покорить даже Бродвей -- в число участников первой международной труппы попали и будущие участники группы «Иванушки-Интернешнл» Игорь Сорин и Андрей Григорьев-Аполлонов. В американскую постановку мюзикла в Штатах Юзефович вложил шесть миллионов долларов. Игорь Сорин на генеральной репетиции перед гастролями сломал два ребра, но скрыл это от режиссера, чтобы его не оставили дома, а во время одного из спектаклей на Бродвее забыл свой текст и вместо него начал читать первые четыре строки стихотворения Лермонтова «Парус».

Если на Бродвее Юзефовичу пришлось переписывать несколько сцен, чтобы сделать их более понятными западной молодежи, то на гастролях в Киеве менять было нечего: разве только вставить в текст пару названий киевского метро и спародировать несколько известных украинских реклам. Однако в Лондоне, Амстердаме и Париже, где уже идет «Метро», вряд ли поймут несколько ярких типов именно постсоветской современности -- приблатненный парниша, девушка с длинными ногами, которая пытается продать себя подороже, просто девушка с претензиями и девушка из церковного хора… Циничный режиссер и его помощник… Мальчики, предпочитающие быть не собой, а Элвисом Пресли и Майклом Джексоном… Постоянная труппа московского «Метро» была набрана в 1998-м -- в конкурсе приняло участие двадцать тысяч человек, из которых было отобрано сорок пять. За два года спектакль в России посмотрели триста тысяч зрителей, среди которых были Борис Ельцин и Владимир Путин, звезды эстрады, кино и театра. В качестве приглашенных в нем играли Дмитрий Певцов, Александр Лазарев-младший и Филипп Киркоров. Последний, кстати, сам упрашивал руководство мюзикла дать ему хоть какую-нибудь роль -- очень уж хотелось сыграть в «Метро». Впрочем, и без Киркорова в течение трех дней в главном зале страны было на что посмотреть.

РЕКЛАМА

В штате «Метро» четырнадцать звукорежиссеров, массажисты и врач, который следит за голосовыми связками артистов

Для подготовки сцены Дворца «Украина» к премьере понадобилось в общей сложности около недели, а установка декораций заняла три дня. Декорации весом в 60 тонн доставили в столицу Украины три огромных трейлера, а для подготовки спектакля в Киев приехало 145 человек -- три вагона с исполнителями и семь со световым и звуковым оборудованием, практически целый поезд. В гостинице «Москва» участники «Метро» заняли целых три этажа. Одних только специалистов по звуку приехало 14 человек, в составе труппы были даже штатные массажисты и врач-фониатор, который следит за голосовыми связками артистов -- ни один спектакль не был сыгран под фонограмму. При помощи лазеров и световых установок огромная красная надпись «Метро» во время спектакля даже периодически летала над зрительным залом -- в московское «Метро» вложено около полутора миллионов долларов, на такую же сумму застраховано и все оборудование.

Уникальность спектакля в том, что чуть ли не впервые за десять лет разговор о месте молодежи в современном мире идет серьезный и на всем понятном языке. В спектакле нет заигрываний, нет попытки показать нашу молодежь лучше, чем она есть на самом деле. Но и не хуже: люди постарше (на спектакле была публика от 20 до 50 лет), может быть, поймут, наконец, что воспитывать молодых на собственном примере уже нельзя -- слишком многое изменилось в нашей жизни. Поражает почти полная имитация атмосферы любого метро -- даже гулкое эхо разносится, как в подземке. Универсальный крутящийся помост с лесенками-переходами и гулом проходящего поезда -- благодаря лазерным спецэффектам иногда кажется, что вагоны метро несутся прямо на зрительный зал… И лишь иногда в ритм современной жизни вторгается напоминание о нашем общем прошлом -- помпезный барельеф в углу, украшенный красной выцветшей звездой… Притихший зал наблюдал, как молодые люди на сцене высмеивали страсть человека к деньгам -- в конце номера на сцену опускалась огромная тряпичная 100-долларовая купюра, по залу летали тысячи таких же помельче… Впрочем, после слов героя «Смеяться над деньгами хорошо, когда они есть», зал вздохнул с облегчением и похлопал -- нечасто в этом зале за последние 10 лет позволяли себе смеяться над богатством…

РЕКЛАМА

Киевская премьера была очень важна для режиссера «Метро» -- ведь в этом году мюзиклу исполняется 10 лет. Нельзя сказать, что все вокальные партии были исполнены идеально, но мюзикл настолько энергичен, естествен, а главное, искренен и чист, что все можно простить: лишь бы эти ребята не менялись. Лишь бы менялось что-то в нас, зрителях.

 

РЕКЛАМА


288

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів