ПОИСК
Події

Драматург валентин азерников: «мой друг утверждает, что в фильме «по семейным обстоятельствам» галина польских сыграла его тещу»

0:00 18 жовтня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Автор сценария всенародно любимого фильма считает, что бессмертие обеспечено только семейным историям

Драматургу Валентину Азерникову мы обязаны удовольствием, неизменно получаемым от таких кинокартин, как «Отпуск за свой счет», «Круиз, или бракоразводное путешествие», «По семейным обстоятельствам». Но говоря о фильмах, вспоминают режиссеров, автор же сценария остается, как правило, в тени. Даже занятые в кинокартинах актеры могут перепутать его имя, отчество и даже… место рождения. Вот и Олег Басилашвили назвал Валентина Захаровича одесситом (»ФАКТЫ» от 17 августа 2001 года). Узнав об этом, Азерников улыбнулся: «Придется теперь требовать одесскую прописку». Пока же сценарист по-прежнему живет в Москве, а «дописать» кое-какие диалоги для фильма «Под крышами большого города», снимающегося как продолжение картины «По семейным обстоятельствам», приезжал в Киев.

«Кто влияет на творца, так это родители»

-- Валентин Захарович, как же так получилось, -- интересуюсь я, -- что автор сценария фильма, на котором воспитано не одно поколение, никому не известен?

-- Ну почему же никому? -- шутя обижается драматург. -- Коллеги меня знают. А что не знают актеры -- так это на их совести. Впрочем… Олег Валерианович живет в одном городе, работает в другом, сниматься приехал в третий. И тексты надо выучить, и сыграть, а на улице 35-градусная жара -- тут у любого голова кругом пойдет.

-- Но народ-то ведь должен интересоваться тем, кто придумывает сюжеты для фильмов, которые стали популярными и любимыми…

РЕКЛАМА

-- Для меня самое важное, что мои фильмы оказались нужны людям. Выходит, я всенародно известен, но, как говорится, не персонифицирован. Может, это и замечательно.

-- Интересно было бы узнать, как вы пришли к «семейной драматургии»?

РЕКЛАМА

-- По образованию я химик и сначала работал по специальности. Потом много лет занимался журналистикой -- в «Науке и жизни» и других журналах. К театру меня тянуло всегда, но первую пьесу написал только в 37 лет. А потом вторую, третью… Кстати, фильм «По семейным обстоятельствам» тоже родился из пьесы, которая называлась «Возможны варианты».

-- И откуда же вы черпаете «семейный» материал?

РЕКЛАМА

-- Из жизненного опыта. Но это вовсе не значит, что я переношу на бумагу какие-то конкретные события. Меня нередко спрашивают: «Откуда то-то и то-то»? Я сразу не могу ответить, а потом вспоминаю: одно было там, другое где-то еще… Интересно, что часто именно придумки оказываются самой правдивой частью произведения. В жизни ведь все растянуто во времени и не имеет определенного финала. В сценарии -- другой ритм, другие краски…

-- Из собственной семейной жизни все-таки что-то заимствуете?

-- Сознательно -- нет. Но подсознательный отбор происходит даже помимо моей воли. И не обязательно в своей семье. Так, в персонаже, который Галина Польских играла, в фильме «По семейным обстоятельствам», мой друг узнал… свою тещу. Я часто бывал у них в гостях, и мое впечатление от этой женщины, которая все про всех знала и любила всеми командовать, невольно отложилась… Да разве можно рассказать, как пишешь?! Сижу, мучаюсь, чешу затылок, хожу злой, и в этот момент со мной лучше не разговаривать, не то наору…

-- У вас, должно быть, очень терпеливая жена. Кто она по профессии?

-- У писателя может быть не одна жена, не одна семья. Связано ли то, кем была Наталья Николаевна Гончарова, с тем, каким был Александр Сергеевич Пушкин. А у Гоголя и Лермонтова не было семей. И у Тургенева тоже. Правда, у него была мамочка. Вот кто действительно оказывает влияние на индивидуальность творца, так это родители.

-- А кем были ваши родители?

-- Я воспитывался в семье, как это раньше называлось, служащих. Отца почти не помню: он умер, когда мне было семь лет, а мама работала редактором. Но вы спрашивали о терпении. Так вот, в периоды напряжения стараюсь семью от себя оградить. Дома почти не работаю -- уезжаю в дома творчества, которые сохранились еще со времен советской власти. Что-то похожее существует и на Западе, но там подобные дома либо функционируют за счет благотворительных организаций, либо принимают драматургов «на постой» за весьма символическую плату. Общество-то ведь получает потом отдачу… Знаете, творчество -- это такое состояние, когда пытаешься понять самого себя, сосредоточиться, а для этого нужно максимально освободиться от быта, от повседневных отношений.

«Сочинитель -- это ремесло одиночки»

-- Но ведь вы пишете о бытовых вещах.

-- Конечно. Меня, как и всех, они окружают постоянно. Я ведь хожу по улицам, езжу в транспорте, мне хамят… Все это запоминается, а в определенный момент всплывает. И тут уж необходимо особенное состояние. А когда сценарий готов, он больше не принадлежит тебе. Смотришь: актер не то делает. Кажется, застрелил бы! Но уже все -- снято. В сериале, который сейчас снимается, я играю эпизодическую роль -- самого себя, автора. И говорю: «Сочинитель -- это ремесло одиночки. Но если повезет и твою пьесу увидит театр, -- это становится коллективным творчеством. Тогда историю, которую ты сочинил, пересказывает режиссер с помощью актеров, композиторов, осветителей, костюмеров и так далее. Если спектакль или фильм нравится зрителям, то вы -- команда победителей, если не нравится -- компашка неудачников». Именно так я и думаю о своей профессии.

-- О каком из «ваших» фильмов можно сказать, что его сделала команда победителей?

-- Народу, как ни странно, больше всего полюбился «По семейным обстоятельствам», хотя, на мой взгляд, есть вещи и получше. Но 20 лет по нескольку раз в год показывают как раз-таки эту картину. И нет человека, который бы не знал логопеда-логофева с улицы Горького-Койкого и девочки-февочки с рыбой-селедкой… А сколько знаменитых фильмов умерло за это время! Выживает то, что никак не связано с политическими и социальными вещами -- о папе и маме, о муже с женой, о теще, о нашей жизни и смешном или грустном отношении к ней.

-- Но ни одна семья не живет в безвоздушном пространстве, и от той же политики ей никуда не деться…

-- А политикам -- от семьи, от любви. Поэтому, например, я с удовольствием работал над романом «Хроника любви и смерти» о жизни Александра II. Жена и любимая, грех и вина -- все это так переплелось в его судьбе. Но он оказался настоящим мужчиной и настоящим политическим деятелем. За время его правления Россия прошла гораздо больший путь по пути реформ, чем при других царях. Этот роман заинтересовал кинематографистов, так что думаю, со временем по нему будет снят фильм.

-- Признайтесь, к чему готовиться зрителям сериала -- продолжения «Семейных обстоятельств»?

-- Им придется понять, -- Валентин Захарович делает очень серьезное лицо, -- что любить никогда не поздно. В картине «По семейным обстоятельствам» Галине Аркадьевне было 45 лет, а сейчас -- 65 и она -- прабабушка, без которой ее большая семья своего существования просто не представляет. И вдруг у нее завязывается роман с академиком, которого играет Басилашвили, -- весь привычный ритм жизни семьи рушится… Самое главное, как мне кажется, -- не бояться жить и радоваться жизни.

628

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів