ПОИСК
Культура та мистецтво

Когда на сороковой день после смерти леонида гайдая квартиру нины гребешковой залило кипятком сверху, она была уверена, что это муж дал о себе знать

0:00 23 жовтня 2001
Інф. «ФАКТІВ»
Восемь лет назад ушел из жизни самый выдающийся советский комедиограф

Творческая судьба режиссера Леонида Гайдая сложилась очень удачно. Его комедии «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Операция «Ы»… » (всего 18 фильмов) были и остаются любимыми лентами многих поколений. Несмотря на то, что Гайдай был уважаем не только зрителями, но и руководством страны и имел всевозможные звания и награды, он был абсолютно равнодушен к регалиям и вытекающим из них льготам. Всегда возмущался по этому поводу, не понимая, зачем артисту звание. Его фильмы постоянно крутили и в кинотеатрах, и по телевидению, но режиссер не получал положенный ему процент от проката. Гайдай был совершенно неконфликтным, уравновешенным, правда, на съемках всегда проявлял жесткость и требовательность. Свою жену актрису Нину Гребешкову он никогда не снимал в главных ролях. Нина Павловна не обижалась, понимая, что судьба послала ей огромное счастье -- жизнь с таким гениальным человеком. О знаменитом режиссере и любимом муже Нина Гребешкова рассказала «МК-Бульвару». Она призналась, что 40 лет, прожитых вместе, прошли для нее, как один день.

«Леня не шел на конфликт, с ним невозможно было поссориться»

-- С Леонидом Гайдаем мы учились во ВГИКЕ на одном курсе, -- рассказывает Нина Павловна Гребешкова. -- Он пришел после фронта -- раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась… Вот репетируем. Сижу спиной к двери. Ребята заходят -- один, второй… Вроде ничего не происходит. А входит Гайдай -- я чувствую его просто кожей. Вообще я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь был старше меня на восемь лет, прошел фронт. А мне было 17 лет.

Провожая меня, Лена регулярно опаздывал на последнюю электричку в Лосинку, где жил в общежитии. Это было так трогательно. Он не мог сказать: «Сегодня не пойду тебя провожать». И так практически каждый день. Когда прощались, просто чмокались. Никаких секс-поцелуев -- их даже не могло быть! Я бы сразу убежала! А однажды он вдруг говорит: «Нинок, что я тебя провожаю все время? Давай поженимся».

Свадьба была скромная, дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студенты.

РЕКЛАМА

Мы сняли комнату. Леня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей стипендии. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Кстати, муж очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию. Потому что стать Гайдай… Не то мужчина, не то женщина. Мама у него была рязанская -- Любимова, отец -- украинец, сосланный еще в царские времена в Сибирь.

Однажды шью на Новый год новое красное платье с золотыми бантиками. Глубокое декольте, туфли замечательные на шпильке. Чувствую, что неплохо. Захожу во всем параде, принимаю позу и спрашиваю: «Ну как?» Он так задумчиво смотрит. И без восторга: «Хорошо. Нинок, ты должна понять, что ты некрасивая. Надо всегда оставаться самой собой. У тебя столько достоинств… » Он не переносил показушность. Кстати, Леня был жутко ревнивым. Я это чувствовала. Я говорливая, а он молчун. Всегда слушал. У него все откладывалось, а я все выплескивала. И если он видел, что ко мне у кого-то интерес -- молча переживал.

РЕКЛАМА

Он был очень обязательным человеком. И наверное, сам себя ограничивал в силу своей порядочности. Изменял ли он? Мне это было не интересно. И ему, думаю, тоже. Хотя он был очень увлекающийся. Например, любил всех своих героинь. И я ни в коем случае не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Любить -- еще не значит спать. Он наслаждался, например, эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей. А со мной был очень ласковый. Добрый. Но и очень сложный. Очень трудный человек. Но все же мне было с ним комфортно. Хотя иногда я злилась и раздражалась: ну почему у него все не так, как у людей?

Мы прожили с ним четыре года… И вот я сообщаю, что у нас будет ребенок. А он говорит: «Ну что же… Надо, так надо». Хотя у нас еще ничего не было своего.

РЕКЛАМА

Леня вообще любил детей. И Оксана жила с нами как любимый ребенок. Как и положено дочке артистов, ездила на съемки. Но не больше. Папа не тащил ее в кино (она стала экономистом). Например, у нее завтра экзамен в 10-м классе. Я ложусь спать -- она сидит и всю ночь готовится. Встаю под утро -- они играют в карты.

Я пыталась с ним ссорится, но он такой хитрый -- никогда не поддавался на провокации. А ведь когда ты первый раз назовешь человека дураком -- этот уровень в семье устанавливается навсегда. Муж никогда не опускался до такого уровня. Я не успевала произнести оскорбительное слово. Никогда не шел на конфликт. Хотя делал все, что хотел. Мое счастье в том, что я поняла: его переделать не только невозможно, но и не нужно.

Например, в 58-м году мы купили за 120 тысяч кооперативную квартиру. Чтобы собрать эти огромные деньги, я снималась на студии в Алма-Ате -- там больше платили.

«Чувство, связывающее нас, было намного выше любви»

«Двенадцать стульев» были его мечтой. И судьба послала ему этот шанс. Сначала съемки разрешили Данелии, но он не стал -- отдал Гайдаю. И Гайдай с таким восторгом, упоением начал работу! После съемок остались знаменитые стулья. Там ведь было два гарнитура. Жестоко порублен был полосатый, вспорот и сломан светло-желтый. Но осталось четыре запасных стула. И Леня переживал, что они пропадут. Но в хозрасчетном объединении была возможность их выкупить, что он и сделал. Теперь они стоят у нас в кабинете.

Я всегда считала себя актрисой мелодраматического плана. А Гайдай эксцентрик. И у него я не собиралась сниматься. Ему были нужны такие актрисы, как Наташа Селезнева. Правда, в «Кавказской пленнице» я, пожалуй, смогла бы -- но уже по фактуре и по возрасту не подходила. Леня дал мне эпизод -- врача-психиатра. И надо же, в то самое время мне предложили главную роль в Киеве. Леня отпустил. Но я решила -- нет, не поеду. Оксанку надо куда-то устраивать, он не очень здоровый человек. Поеду с ним. В результате той киевской картины никто не знает, а «делириум тременс -- белая горячка» из «Пленницы» живет по сей день.

Он работал беспрерывно. Не успевал закончить картину -- ему предлагали новую работу. И последнее время стал работать со сценариями, которые ему не очень нравились. А раньше был очень требователен, любил и чувствовал слово. В первых его картинах каждая фраза становилась афоризмом. Не могу сказать, что я его любила. Но ценила безмерно. Я понимала, что это уникальный человек. Единственный в своем роде. Так, как он, -- не может никто.

А любить… Я люблю борщ. Или когда идет снег. Это слово я не хочу произносить. Оно никак не вмещает всего… Это было другое. Такое щемящее чувство.

Своя дача была его заветной мечтой. Леня очень полюбил землю. Может, из-за возраста. Он страшно любил сажать всякие растения.

В 70 лет у мужа началось воспаление легких. Его положили в больницу. Сначала было плохо -- в легких накапливалась жидкость. Потом он лучше стал себя чувствовать. Я бывала у него каждый день, даже ночевала -- он потел, и нужно было переодевать. И вот 19 ноября 1993 года. Стемнело. Он гнал меня:

-- Нина, сейчас криминальная обстановка -- поезжай домой.

-- Нет, Леня, я тебя накормлю и поеду.

Мы читали с ним газету «Шесть соток». Он спрашивает:

-- Слушай, а какая у нас на даче земля? Кислая или слабокислая?

-- Разная. Там, где грядки, у нас шикарная земля, я ее удобряла, а вообще, наверное, кислая, глина.

-- Я посадил чеснок, а снега нет. Промерзнет земля, и все погибнет.

-- Будет не озимый чеснок, а яровой.

-- Нет, жалко. Такие большие зубчики посадил…

Вздохнул -- и все. Прибежали врачи, надели маску… Все бесполезно. Он ушел. Тромбоэмболия легочной артерии -- оторвался тромб. Произошла закупорка, плюс сердечная аритмия. Оказывается, спасти его было невозможно. Какое счастье, что я была там и видела, что он не мучился, не просил, не звал. Что смерть пришла мгновенно. А потом, почти на сороковой день, меня в квартире залило кипятком сверху. Пришли ребята помочь… Я им говорю: «Это Леня-Водолей. Только понять не могу -- почему кипятком?»

… Он мне не снится. Но наступают такие моменты… Я его вижу и даже слышу, как он отвечает. Вот я лежу днем дома, отдыхаю. И слышу, как Леня пошел из своего кабинета. Вот закрыл дверь в спальню… Вот пошел поставить чайник -- сейчас тот закипит. И он спросит: «Нинок, чай пить будешь?»

Я прекрасно понимаю, что этого нет. Но я хочу, чтобы это было.

476

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів