Вскоре водителям разрешат обгонять автомобили справа, подавать на автоинспекторов в суд и ставить машины на тротуарах
«ФАКТЫ» уже сообщали, что с 1 января 2002 года вступят в силу новые Правила дорожного движения. А на днях руководители Госавтоинспекции рассказали о нововведениях более подробно.
Как сообщил заместитель начальника центра безопасности дорожного движения Главного управления ГАИ МВД Украины Зиновий Дерех, решение внести изменения в Правила дорожного движения связано с тем, что со времени введения ныне действующих правил (с 1993 года) были приняты пять законов, 14 постановлений Кабинета министров и три государственных стандарта, непосредственно связанных с безопасностью движения. Кроме того, Украина присоединилась к международным конвенциям «О дорожном движении» и «О дорожных знаках и сигналах». Да и развитие технологий дало о себе знать: сегодня все больше водителей пользуются мобильными телефонами, причем довольно часто во время движения.
Если причиной повреждения машины стала плохая дорога, водитель может требовать возмещения ущерба
В правила, которые вступят в силу с 1 января 2002 года, внесено довольно много изменений, но, по словам Зиновия Дереха, основными являются всего десять. В первую очередь расширены права водителя. К примеру, он сможет потребовать у автоинспектора предъявления удостоверения, а в случае несогласия с его действиями обжаловать их в судебном порядке.
Кроме того, владелец автомобиля имеет право брать с работников милиции или здравоохранения плату за использование его машины в служебных целях. Также водитель может получить компенсацию, если его автомобиль был поврежден из-за плохого состояния дороги, улицы или железнодорожного полотна. Все эти вопросы решаются через суд.
Кстати, как сообщил заместитель начальника Главного управления ГАИ МВД Украины Сергей Каракай, в нынешнем году плохие дороги стали причиной 11724 аварий, что составляет почти половину всех зарегистрированных за девять месяцев дорожно-транспортных происшествий.
Также водитель получит право отступать от требований законодательства в случаях непреодолимых обстоятельств и существования угрозы жизни и здоровью самого шофера или окружающих людей.
Наконец-то будет урегулирован и вопрос с полисами обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Напомним, что, с одной стороны, этот вид страхования является обязательным, а значит, все водители должны иметь такой полис. С другой стороны, целым рядом нормативных актов водители освобождаются от страхования. Таким образом, автоинспектор мог толковать отсутствие у владельца машины страхового полиса, как ему заблагорассудится. В новых правилах эта правовая неразбериха урегулирована. С 1 января 2002 года водитель должен будет иметь при себе страховой договор только в том случае, если он его заключил. Таким образом, обязательность такого вида страхования упраздняется.
В новых правилах изменены понятия «остановка» и «стоянка». Так, остановкой будет считаться умышленное прекращение движения на пять минут или дольше, если это необходимо для посадки-высадки пассажиров и погрузочных работ. Если же остановка машины более чем на пять минут не связана с пассажирами, грузом или требованиями правил, то это уже будет считаться стоянкой. Правда, непонятно, что будет, если водитель, постояв четыре минуты, переедет на другое место. Начнется новый отсчет времени? По мнению работников ГАИ, если такие перемещения происходят в зоне действия запрещающего знака, и автоинспектор хитрость заметит, он смело может расценивать подобную двойную остановку как нарушение.
Переходя дорогу по пешеходному переходу, можно будет не останавливаться на разделительной полосе
С нового года изменится понятие «обгон». Им будет считаться опережение одного или нескольких автомобилей с выездом на встречную полосу. Таким образом, объезд впереди идущей машины как слева, так и справа обгоном не считается, если, конечно, не выезжать на встречную полосу.
Междугородным автобусам (кроме микроавтобусов) будет разрешено развивать на загородных трассах скорость до 90 км в час. Сегодня им нельзя превышать скорость в 80 км в час.
Значительно расширены права пешеходов. Они смогут пересекать дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу, даже не останавливаясь на разделительной полосе, а водитель обязан их пропустить. Как заявил Зиновий Дерех, каждый водитель, увидев человека, ступившего на пешеходный переход, должен будет остановиться и дождаться, пока он пройдет. А автоинспекторам поручено обращать особое внимание на соблюдение водителями этого правила.
Расширена и статья о запретах для пешеходов. Им запрещено внезапно выходить или выбегать на проезжую часть, в том числе и на пешеходный переход. Правда, пока не ясно, как человек, попавший под колеса на пешеходном переходе, сможет доказать, что он не выскочил внезапно на проезжую часть, а спокойно переходил дорогу. Если он вообще сможет после этого что-то сказать.
Новые правила максимально расширили права водителей-инвалидов. Им позволят ездить по пешеходным зонам и ставить машину в тех местах, где для обычных водителей стоянка запрещена.
Из правил устранен такой вид наказания, как снятие номерных знаков с автомобиля. То есть введенный недавно запрет на такую меру воздействия на водителя будет окончательно узаконен. Хотя Зиновий Дерех признался, что в связи с этим у работников ГАИ возникают определенные проблемы. Например, как составить протокол для передачи в суд за стоянку в запрещенном месте, если водителя в машине нет, а номер снять нельзя. Конечно, зная номер автомобиля, можно легко установить имя владельца. Но проблема в том, что в отличие от стран Европы, где взыскание налагается непосредственно на владельца машины, в Украине к ответственности привлекают водителя, а не владельца. А ведь многие люди ездят по доверенности, и нет никакой гарантии, что за рулем машины, стоящей в неположенном месте, находился именно владелец, а не другой человек.
По словам Зиновия Дереха, планируется снабдить инспекторов мобильными телефонами, по которым они смогут в считанные минуты получить полную информацию о каждом автомобиле, его владельце и людях, которые пользуются машиной по доверенности. Также разрабатывается проект обеспечения в будущем автоинспекторов портативными компьютерами с базой данных о зарегистрированных в Украине автомобилях. Но эти меры вряд ли позволят решить проблему. Дело в том, что автоинспектор обязан составить протокол о нарушении, завести дело и передать его в суд. А такая бюрократическая процедура предполагает обязательное наличие ответчика, то есть водителя.
Есть еще ряд новшеств. Со следующего года водителям будет разрешено ставить машины на тротуарах. Но только при условии, если не менее двух метров тротуара остаются свободными для пешеходов. В то же время запрещено ставить на проезжей части автомобили в два и более ряда. Также не разрешается разговаривать во время движения по мобильному телефону. Правда, за это нарушение водителю будет всего лишь сделано предупреждение.
Кстати, работники ГАИ смогут останавливать машины не только взмахом жезла. Так, водитель обязан будет остановиться, если на заднем стекле обогнавшего его автомобиля ГАИ загорится световое табло с соответствующей надписью или он увидит включенный красный проблесковый маячок.
Стоит отметить, что, согласно новым правилам, в случае дорожно-транспортного происшествия водитель обязан остановиться, если на проезжей части стоит автомобиль милиции или скорой помощи с включенным проблесковым маячком. Но если спецмашина припаркована на обочине или тротуаре, водитель может не останавливаться. Кроме того, обязательно нужно остановиться, приближаясь к стоящему на дороге автомобилю с включенным синим или сине-красным проблесковым маячком.
В новых правилах появится еще один знак -- «опасность». Он будет устанавливаться на местах аварий или чрезвычайных ситуаций и запрещать проезд транспортных средств.
Также будут введены более жесткие требования к обозначению транспортного средства, остановившегося на неосвещенном участке дороги в темное время или в условиях плохой видимости. Водитель обязан включать габаритные или стояночные огни, а в случае вынужденной остановки -- аварийную световую сигнализацию.
СТО и авторемонтным мастерским запрещено менять идентификационные номера двигателя и кузова без согласования с ГАИ
В соответствии с новыми правилами, запрещено использовать прицепы на автобусах. Кроме того, вводится запрет на буксировку мопедами и велосипедами разного рода прицепов непромышленного изготовления. Кстати, все велосипеды должны быть оборудованы звуковыми сигналами.
Каждый человек, который учится вождению, даже если он занимается не по программе автошколы, а самостоятельно, должен иметь при себе медицинскую справку.
Изменения коснулись также станций техобслуживания и авторемонтных мастерских. Их работникам строго запрещается менять идентификационные номера двигателя и кузова автомобиля без согласования с ГАИ.
В то же время номерные знаки на задних частях кузовов грузовиков и автобусов не придется дублировать большими цифрами и буквами, нанесенными краской.
Кроме того, в новую редакцию правил включены 16 новых терминов, значения которых не были разъяснены в ныне действующих правилах. Это автобус, автомагистраль, грузовой автомобиль, велосипедная дорожка, владелец транспортного средства, эксплуатация транспортного состава, эстакада, ослепление, крайнее положение на проезжей части, легковой автомобиль, микроавтобус, мост, пешеходная дорожка, трамвайная колея, обочина и путепровод.
Пользуясь случаем, руководители ГАИ Украины рассказали также о ситуации, сложившейся на дорогах Украины. Как сообщил Сергей Каракай, за девять месяцев нынешнего года аварийность возросла на 4,4%. Погибли 4095 человек (на 18,8% больше, чем за такой же период в прошлом году), ранены 26965 человек. Чаще всего к аварии приводят превышение скорости, нарушение правил проезда перекрестков, выезд на встречную полосу и несоблюдение дистанции. Однако значительное количество ДТП (5356) произошло и по вине пешеходов. Причем в таких происшествиях погибли 725 и получили ранение 4793 человека.
336Читайте нас у Facebook