ПОИСК

Устроив «больницу» в детской песочнице, восьмилетний мальчик укололся шприцем, зараженным вирусом спида

0:00 30 жовтня 2001
Сколько еще детей в Запорожье, где произошел этот случай, и в других городах Украины подвергаются смертельной опасности -- ведь наркоманы бросают использованные шприцы где попало

Когда мама одного из мальчиков, играющих на детской площадке, позвала своего сына обедать, тот по привычке ответил, что уже идет, но не поспешил домой в ту же секунду. У них с приятелем было более интересное занятие -- мальчики играли в докторов. Причем не какими-то там примитивными китайскими пластмассовыми градусниками и стетоскопами. Увидев в песочнице самый настоящий одноразовый медицинский шприц, они отогнали в сторону детвору помладше и открыли на детской площадке «больницу».

«Мы играли, и я нечаянно укололся. Ты же не будешь ругаться?»

За обедом мама расспрашивала Игоря, как дела в школе, об отметках, когда он собирается делать уроки. И вдруг заметила, что возле ранки на правой руке сына засохла капелька крови. «Ты руки с мылом мыл?» -- поинтересовалась, не понимая, откуда могла появиться кровь. Получив утвердительный ответ, женщина хотела пожурить сына, за то, что обманул ее, но после непродолжительной паузы спросила: «Что это у тебя? Как ты поранился? Тебе больно?» -- «Да, ерунда, -- бодро ответил Игорь. -- Разве это больно? В больнице с лекарствами больней… » -- «С какими лекарствами? О чем ты говоришь?» -- забеспокоилась мать. Игорь сразу же замолчал, боясь, что их с приятелем могут наказать, если он расскажет, как они играли в докторов.

К счастью, мама продолжила «допрос с пристрастием», и Игорю пришлось признаться: «Это был шприц. Там их несколько. Мы играли, и я нечаянно укололся. Ты же не будешь ругаться?»

Некоторое время женщина не могла прийти в себя. Она сразу же подумала о различных болезнях, которые можно было подхватить после такого укола. О СПИДе вспомнила в самую последнюю очередь, и ей стало по-настоящему страшно.

РЕКЛАМА

Вытащив ничего не понимающего Игорька из-за стола, мама выбежала с ним на улицу в домашнем халате, хотя стояла уже поздняя осень и было холодно. В песочнице среди позабытых детских игрушек, действительно, лежали два шприца. «Каким именно ты укололся?» -- спросила женщина у сына, но так и не получила вразумительного ответа… Подобрав оба шприца, она положила их в целлофановый пакетик.

«Панику поднимать рано»

От их дома до Запорожского областного центра профилактики СПИДа нужно добираться около получаса на автобусе, но опасаясь, что может произойти непоправимое, Мама Игоря взяла такси.

РЕКЛАМА

Вряд ли она догадывалась о том, что за неделю до того, как Игорь укололся брошенным на детской площадке шприцем, почти в такую же ситуацию попал еще один мальчик из другого района Запорожья. В этом случае бдительность проявила соседка. Увидав, что десятилетний мальчишка играет со шприцем (рядом валялось еще несколько), она тут же сообщила об этом его матери, которая тоже собрала шприцы и отправилась с сыном в больницу, откуда ее и направили в областной центр профилактики СПИДа.

Все шприцы, как в первом, так и во втором случае, были исследованы в специальной лаборатории. К сожалению, результат исследования одного из них был неутешительным. Смыв показал, что на шприце был обнаружен вирус иммунодефицита.

РЕКЛАМА

-- Панику поднимать рано, -- сказал главный врач Запорожского областного центра «СПИД» Илья Скорняков. -- В обоих случаях мамы мальчиков действовали правильно. Детям назначено превентивное лечение на дому, хотя на шприцах, одним из которых предположительно укололся второй мальчик, вируса иммунодефицита обнаружено не было. Мы сразу же прописали мальчикам невирапин. Это очень эффективное лекарство, но помогает оно только в первые часы после заражения. Лечение дорогостоящее, но в данном случае оно осуществляется за счет центра и родителям мальчиков ничего не стоит. Результаты анализов будут готовы лишь через месяц. Но я все-таки надеюсь, что в обоих случаях все будет хорошо.

Писать о ВИЧ-инфицированных очень сложно -- права таких больных защищает соответствующий закон, и разглашать какие бы то ни было сведения о них запрещено тем же законом. Тем более, когда речь идет о детях. Поэтому в нашей публикации все имена действующих лиц, кроме должностных, вымышленные. Но история, к сожалению, реальна. О том, что в их городе восьмилетний мальчик укололся зараженным шприцем, запорожцы знают из нескольких передач центрального телевидения. Даже в тех дворах, где это произошло, люди могут только догадываться о том, кто из ребят пострадал.

«Мама отказалась от этого мальчика, даже не взглянув на него!»

-- В данном случае родители вовремя забили тревогу и обратились к нам, -- говорит Илья Скорняков. -- Но сколько еще детей, уколовшись шприцем, брошенным кем-то на улице, могли стать вич-инфицированными! Как правило, где попало выбрасывают шприцы наркоманы. Под действием наркотиков они не в состоянии себя контролировать. По статистике ЮНЕСКО, на нашей планете СПИДом заражается каждую секунду один человек. Это без учета детей, которые без надзора гуляют на улице и могут травмироваться чем угодно!

Проблема утилизации использованных шприцев стоит очень остро. Я побеседовал с несколькими запорожцами в одном из дворов Запорожья, где возле мусорных баков валялось около десятка использованных шприцев.

-- Я думаю, что эту проблему решить невозможно даже с помощью городской администрации, -- сказал пожилой мужчина, назвавшийся Геннадием Викторовичем. -- С наркоманов спрос какой? Они как разбрасывали шприцы повсюду, так и будут продолжать это делать. Дворники? Я однажды сделал замечание нашей бабе Наташе, а она ответила, что боится брать руками эти шприцы. И она по-своему права. Я бы и сам к ним не прикоснулся.

Вряд ли нужно говорить о том, что СПИД очень страшная болезнь. Но особенно страшно, если вирусом иммунодефицита заражаются дети. В Запорожской детской больнице N5 находятся несколько малышей в возрасте от полугода до двух лет, которые носят в себе этот страшный вирус.

-- Как правило, такие дети поступают к нам из роддомов, -- рассказывает заведующая отделением Алла Штиблер. -- Большинство матерей, имеющих основания предполагать, что у них родятся нездоровые дети, отказываются от новорожденных, не дожидаясь окончательных результатов обследования. Яше вскоре исполнится два годика. Он -- любимец нашего персонала. Мать отказалась от этого ребенка, даже не взглянув на него. Покидая роддом, она сказала, что с таким ребенком ей будет трудно. А недавно мы окончательно сняли с малыша страшный диагноз вич-инфицированного. Это абсолютно здоровый мальчик.

Увидев гостей, светловолосый симпатичный Яша заулыбался и начал тянуть к нам ручки. Одна из медсестер тут же взяла его, и что-то стала шептать малышу на ушко.

Зина, которой еще не исполнилось и года, некоторое время внимательно рассматривала нас, а потом залилась безудержными слезами. Наверное, испугалась незнакомых людей.

-- Трехмесячный мальчик -- тоже отказной, -- продолжает Алла Витальевна. -- У него есть еще сестричка-близнец. Она вич-инфицирована, как и ее братик, но родители забрали девочку отказавшись от сына.

-- Долго ли эти дети могут прожить?

-- Бывали случаи, когда такие дети жили очень долго. Ведь можно быть вич-инфицированным, но не быть больным.

-- Какая судьба ждет Яшу и остальных детей, которые лежат в этой палате?

-- Яша -- абсолютно здоровый ребенок и будет отправлен в Дом малютки. Возможно, ему повезет, и его усыновят. С остальными -- сложнее. Они будут наблюдаться у нас до восемнадцати месяцев, пока не установят окончательный диагноз. И если подтвердятся наши самые худшие опасения, вряд ли их усыновят.

«Родители нами не интересуются»

А вот история четырнадцатилетнего подростка, с которым я беседовал года три назад в одной из больниц. По вполне понятной причине, не называю ни населенного пункта, ни точного названия медицинского учреждения, где с ним познакомился. Привожу отрывок из разговора с ребенком, зараженным СПИДом и не знающим об этом, вовсе не для того, чтобы удовлетворить чье-то любопытство. Может быть, некоторые родители, прочитав об этом, будут внимательнее относиться к своим детям и их проблемам.

Три года назад мальчика без сознания подобрала бригада скорой помощи прямо на тротуаре. Выглядел он намного младше своего возраста. Некоторое время спустя врачи поставили диагноз «СПИД».

-- Как ты попал в больницу?

-- Я приехал в этот город с братом. Ему 15 лет.

-- Чем вы тут занимались?

-- Брат колол мне наркотики. Я не хотел, а он все-равно это делал.

-- У вас есть родители?

-- Есть. Но они нами не интересуются.

-- Сейчас мальчику гораздо хуже, чем в тот день когда его привезла к нам «скорая», -- сказал мне тогда лечащий врач. -- В последнее время он все чаще спрашивает: «Тетя, я скоро умру?»

Через полгода после встречи я позвонил в ту больницу, но к мальчишке так никто из родных и не пришел…

 


1937

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів