ПОИСК
Події

Командование российских вмс уверяло, что со спасением подводников справится самостоятельно

0:00 11 серпня 2001
Інф. «ФАКТІВ»

Год назад весь мир был потрясен, узнав о гибели российской атомной подводной лодки «Курск». Эта трагедия стала, пожалуй, первым серьезным испытанием, выпавшим на долю президента России Владимира Путина и его помощников. Вряд ли можно сказать, что с этим испытанием они успешно справились… Москва будто нарочно не сообщала правду о том, что произошло в Баренцевом море. Попытаемся восстановить хронологию тех событий лета 2000 года.

12 августа. Атомный подводный крейсер «Курск» возвращается после крупномасштабных учений в Баренцевом море на базу. Задание выполнено. До берега остается чуть более ста километров. И вдруг командование Северного флота России получает тревожную информацию: экипаж «Курска» не вышел на связь в условленное время! Через несколько часов становится ясно, что произошло ЧП. Следует доклад в Кремль, но от общественности случившееся хранится в тайне.

14 августа. В западных средствах массовой информации появляются короткие сообщения об исчезновении российской субмарины. Москва реагирует не сразу. В первых скупых репортажах подтверждается лишь факт отсутствия связи с «Курском» и подчеркивается, что на борту крейсера нет ядерного оружия.

15 августа. Западные эксперты бьют тревогу: они уверены, что экипажу российской подлодки грозит смертельная опасность и счет идет на минуты. США и Великобритания первыми предлагают свою помощь в спасении подводников -- Россия отказывается! Лишь спустя три дня после катастрофы командование ВМФ РФ впервые признает, что «Курск» затонул, но с подлодкой якобы удалось установить связь и даже организовать аварийную подачу кислорода. Экипаж жив! -- эту новость сразу подхватывают все ведущие мировые агентства. А россияне ее больше не повторяют… Главком ВМФ адмирал Владимир Куроедов признает сложность ситуации, однако заявляет, что Северный флот справится со спасением подводников собственными силами.

РЕКЛАМА

16 августа. Лишь на четвертые сутки после аварии начинается масштабная спасательная операция. Мешает шторм. Ни одной из специальных капсул, включая новейший аппарат «Бестер», не удается стыковаться с «Курском». Родственники моряков требуют всю правду о положении на подлодке -- Куроедов в интервью заявляет, что экипаж жив и перестукивается с водолазами через корпус лодки. Москва уже не так категорично отказывается от помощи западных государств. Великобритания отправляет в Норвегию -- поближе к месту аварии -- своих специалистов и спасательную технику.

17 августа. Куроедов заявляет, что кислорода на «Курске» хватит до 25 августа. Президент Путин отдает приказ принять иностранную помощь. Только в этот день наконец становится известно, сколько человек на борту подлодки -- 118. Десять офицеров и мичманов -- выходцы из Украины. Пентагон заявляет: согласно данным военно-морской разведки США, на «Курске» 12 августа произошли два взрыва. Американцы считают, что экипаж крейсера погиб в первые же минуты, и обвиняют командование ВМФ России в заведомой дезинформации.

РЕКЛАМА

19 августа. Председатель правительственной комиссии вице-премьер Илья Клебанов заявляет, что в спасении российских подводников примут участие британские и норвежские специалисты. Они уже ознакомились с фотографиями затонувшего «Курска», сделанными нашими военными водолазами. Клебанов продолжает настаивать на версии столкновения лодки с неизвестным объектом, а западные специалисты -- на взрывах.

21 августа. Утром норвежским водолазам всего за несколько часов удается вскрыть аварийный люк 9 отсека «Курска». Все еще сохраняется надежда на то, что кто-то из членов экипажа жив. Родственники подводников съезжаются в Мурманск и Североморск. Они ждут встречи с Путиным, но российский президент… отдыхает на курорте!

РЕКЛАМА

22 августа. Норвежские водолазы открыли внутренний люк 9 отсека. Лодка заполнена водой -- ясно, что живых на борту атомохода нет. Норвежский адмирал Эйнар Скорген обвиняет российские власти в бюрократизме, мешавшем проведению спасательной операции. Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак официально подтверждает факт гибели 118 подводников. В Свято-Никольском соборе Мурманска проходит поминальная служба. Средства массовой информации подчеркивают, что российские военные и гражданские власти утаивали правду от общественности. Мол, Путин, пытаясь сохранить международный престиж России и флота, принес в жертву моряков!

26 августа. Президент Путин специальным указом награждает членов экипажа «Курска» орденами Мужества и присваивает командиру крейсера Геннадию Лячину звание Героя России. Посмертно. Мир понимает, что Лячин совершил подвиг: спас всех от очередной ядерной катастрофы, отдав приказ остановить реактор и положив атомоход на дно.

29 августа. Путин поручает ЦКБ «Рубин» разработать операцию по подъему «Курска». Генеральный директор бюро Игорь Спасский предлагает разделить процесс на два этапа: извлечение тел погибших и подъем самой субмарины.

30 августа. Илья Клебанов заявляет, что первый этап операции начнется уже в сентябре, причем с участием норвежских водолазов. Норвежцы удивлены и не скрывают этого: с ними обсуждались другие сроки -- лето 2001 года.

8 сентября. Немецкая газета «Берлинер цайтунг» выдвигает версию, что «Курск» поразила торпеда, выпущенная… крейсером «Петр Великий»! Об этом якобы говорится в секретном отчете ФСБ, которая проводит собственное расследование причин гибели субмарины. Москва немедленно опровергает это предположение.

14 сентября. Илья Клебанов впервые признает, что водолазы не смогут поднять на поверхность тела всех погибших подводников. И меняет сроки операции. Она начнется только в октябре…

25 октября. Международная группа водолазов приступает к операции по подъему на поверхность тел погибших российских подводников. Работы ведутся в районе 7,8 и 9 отсеков.

26 октября. Водолазы поднимают на норвежскую платформу «Регалия» тела четырех членов экипажа. В кармане одного из них -- капитана-лейтенанта Дмитрия Колесникова -- оказалась предсмертная записка, из которой становится ясно, что 23 подводника погибли не сразу и ждали помощи! Полностью содержание письма командование Северного флота не оглашает, ссылаясь на его сугубо личный характер.

30 октября. На поверхность удается поднять в общей сложности 12 тел членов экипажа «Курска». Три из них принадлежали выходцам из Украины.

8 ноября. Из-за осложнившихся погодных условий принято решение прекратить первый этап операции. Норвежцы возвращаются домой. Начало второго этапа намечено на лето 2001 года…

246

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів