На фестивале «чайка» юного дхцыр встретили сотнями летящих бутылок, ругательствами и Голой задницей
Если в эстетическом плане уровень нынешней «Чайки», случившейся в праздничные дни, почти не отличался от предыдущей, то организационная сторона в этот раз была просто на европейском уровне. Как уже писали «ФАКТЫ», фестиваль переместился со стадиона «Чайка» (который за городом) на ВДНХ (Национальный комплекс «Экспоцентр Украины»), где тоже пустовал без дела огромный хороший стадион. Местность же здесь не менее живописна, чем за городом: огромный парк, переходящий в лес, с прудами и птичками, с одной стороны, а с другой -- все это удовольствие находится во вполне достижимой черте города. В этот раз на подходе к стадиону весело переливались на солнце и радовали глаз (я не очень цветисто выражаюсь?) штук двадцать роскошных биотуалетов. Отдыхать хорошо, а отдыхать цивилизованно -- еще лучше!..
Хип-хоп -- разговор о жизни в ритме 200 ударов в минуту
По всему маршруту следования на стадион, справа и слева от дороги, стояли палатки, в которых продавались весьма сносная еда и питье. Праздничное настроение создавала и милиция, одетая в новенькую, взамен совковой, форму, которая радовала глаз. Четырнадцати кордонов на этот раз не наблюдалось. Всего один раз, на входе, сумки подвергали осмотру -- и полный вперед, как говорится, весь стадион -- твой. Отмечая роскошную организацию, перемещаемся к самому началу фестиваля.
Итак, день первый. Время нынче прекрасное, хотя и тяжелое. Всякий молодой человек хочет слышать со сцены правду об этой жизни, и если он не услышит ее с официальной сцены, то он будет искать правду в других местах. Это очень хорошо осознали и устроители фестиваля, и те, кто его разрешил. Правду эту раньше можно было услышать от рок-музыкантов, но в последние годы рок-музыка во многом потеряла тот запал и искренность, которая была присуща ей в 80-е годы. Свято место пусто не бывает -- и эту нишу постепенно заняла принципиально новая культура под названием хип-хоп. Как и всякая новая культура, в Украине хип-хоп быстро набирает обороты, и первый день фестиваля был полностью отдан на откуп любителям поговорить о жизни в ритме 200 ударов в минуту.
Что такое хип-хоп и чем он отличается от того же рока? Во-первых, это очень быстрый ритм: за три минуты, пока какой-нибудь любитель изящного только берет на гитаре первые робкие аккорды, хип-хоперы (обычно солистов на сцене не один и не два, а четыре, каждый из которых подхватывает предыдущего оратора) уже успевают высказаться на волнующие их темы. Еще одна особенность -- хип-хоп-солисты не поют, а ЧИТАЮТ текст, отчего он становится еще динамичнее и живее. Что волнует хип-хоп? В принципе, все то же: любовь (любая и к любому полу), несправедливость во всех ее проявлениях, отрицание насилия, наркотиков, войны и попсы (к последней хип-хоперы, как культура пока некоммерческая, дышат очень неровно). Тема каждой композиции на языке хип-хоперов называются «телегами». Заканчивается одна «телега» -- начинай другую, то есть давай следующую тему. Язык хип-хопа не для любых ушей -- за словом в карман не лезет, все вещи называет своими именами, хватает и жаргона, и даже нелитературных выражений. Ведущий концертов и один из идеологов «Чайки» -- известный ди-джей, музыкант и журналист Анатолий Вексклярский -- время от времени обращался к публике с нелицеприятными, но искренними словами: «Пiднiмiть руки: кому не подобається хип-хоп? Один, два, три Йдить звiдси -- не дратуйте себе!.. » Вексклярский, в отличие от прикормленных и отъевшихся «золотых мальчиков», не пытался «сделать весело» и угодить всем, не скрывал своих симпатий и антипатий, отчего атмосфера на фестивале была еще более искренней и настоящей.
Первыми читали свои «телеги» молодые, злые и бескомпромиссные украинские хип-хоперы. «Вы хотели пати? -- чебурек вам, а не пати!!!» -- вторила ведущему харьковская группа «Schnell Sprechen», название которой можно перевести как «Быстро говорить». Говорят, что Харьков -- родина украинского хип-хопа. Колоритный солист весом примерно под 150 кг, скакавший по сцене, как мячик, заставлял в это поверить. А вот известный киевский коллектив «Убитые Рэпом», несмотря на внешнюю агрессивность, поет все про те же «глаза днем и ночью» и про природу, но на свой, конечно же, необычный манер. В композиции «Эх, бабы-дуры» есть строчка: «Эта песня просто шутка» -- но многие, видимо, до сих пор ее не понимают. Монологи Векслярского в паузах между группами тоже тянули на отдельные номера: «Дi-джей Мендес не прийде. Вiн набрався якоїсь гидоти. Росiйською це звучить «он нажрался какого-то г на». Нехай тепер вiн лiкарям розповiдає, яка вiн зiрка латино-репу »
Кто «заказал» ДеЦла?
Группа «Зеленые каштаны» позволила себе пофилософствовать на темы свободы: «Больно, когда не можешь выбирать!» По-моему, здорово. Из другой «телеги»: «Киевские красотки -- не надо водки -- опьяняют красотой». Группа «UGO» из Киева опять затронула серьезную тему -- тяжелая рэп-композиция «Мафия»: «Они здесь, они с нами, они среди нас -- мафия-я-я!» Еще одна актуальная вещь -- «Грязные деньги». Это про шоу-бизнес. Досталось по ушам традиционным врагам хип-хопа -- Киркорову, «ВИА Гре», «Руки Вверх», но группа предупредила: «Пусть старые п ны не сводят это к молодости» -- дескать, это не просто максимализм, это убеждение. Целиком разделяю. «Веселимся, хотя на каждого приходится по два милиционера!» -- крикнул кто-то со сцены. Охрана, впрочем, вела себя вполне прилично и лишь крепче сжимала оружие. Шутка. Завершали украинский блок ветераны хип-хоп-сцены -- группа «Daz Machine».
Российские хип-хоперы «Bad Balance» во главе с идеологом российского хип-хопа по имени Шеф выражались еще резче: «День Независимости -- это трубка мира. И мы (грязное ругательство) тех, кто хочет нас поссорить!» Песни у группы весьма даже патриотичные, о земле и народе, но, если кто с мечом придет, на всякий случай предупредила группа, «нас невозможно взять пленными». Еще одна чудная вещь -- «Темная ночь», про современный Питер, с рефреном, где использован голос Марка Бернеса, исполнителя одноименной советской песни. Тем временем на площадку уже приехал герой дня -- ДеЦл, юный автор и рэп-исполнитель из России, которого охраняли, как трех президентов. Цепь из охранников окружила палатку, в которой гримировался ДеЦл, и не подпускала даже прессу. Далее произошла вещь совершенно неожиданная: когда ДеЦл и его группа вышли на сцену, со стороны зрителей в него полетели десятки пластмассовых бутылок. Мало того, невдалеке виднелся красиво оформленный большой плакат «Децл! Go home!», в вечернее небо взметнулись сотни рук, сложенных в известную конфигурацию, выражающую на языке жестов крайнее неудовольствие, отовсюду доносились слаженные крики «ДеЦл -- лох!», а один наиболее яростный товарищ в знак несогласия демонстрировал голую задницу. Вдруг пластиковая бутылка с водой каким-то непонятным образом долетела до сцены и задела одного из украинских музыкантов -- его увезла «Скорая». Милиция сохраняла спокойствие.
Совершенно непонятно, чем вызвана подобная агрессия со стороны доброжелательной обычно киевской публики -- реакция на других хип-хопперов, в том числе и российских, была совершенно обычной (да и половина публики, наоборот, очень приветствовала ДеЦла). Мало того, во время пресс-конференции с 16-летним капитаном хип-хопа, собравшей огромное количество прессы, между некоторыми журналистами и хип-хоперами началась нешуточная перепалка на уровне «Да кто ты такой?.. А ты кто такой?» Такого накала не наблюдалось очень давно -- даже охрана напряглась. ДеЦл нехотя обмолвился, что, значит, даже мода такая пошла -- кричать ему всякие гадости во время концертов, но он, дескать, не отступится. Объяснить весь этот сыр-бор можно было бы, конечно, принципиальными разногласиями между любителями музыки, но версия эта слишком красива для уровня нашей публики. А вот по другой версии, более правдоподобной, неким могущественным коммерческим структурам очень хотелось подпортить фестиваль, и некоторая часть зрителей была ими просто подкуплена. Таким образом, «бутылочный бунт» создали искусственно. Впрочем, как это обычно бывает, «бунт» только подогрел интерес к фестивалю, за что «бунтарям» большое спасибо.
«Кому не подобається -- йдiть туди, де подобається!»
Во второй день эстетических разногласий по поводу наших рок-групп (второй день был посвящен рок-культуре) не наблюдалось. Как, впрочем, и самих зрителей. Начало фестиваля было задержано часа на два из-за того, что почти не было публики -- зато к вечеру ее набралось больше 20 тысяч. Из двух десятков молодых команд, выступавших во второй день, можно выделить несколько. «Одри»: массив разноплановой музыки, интересный вокалист, много проникновенной городской лирики. Группа «Марго»: ни в первой, ни во второй песне ни одного слова разобрать было нельзя, но при всем при этом -- потрясающая, запоминающаяся и экстравагантная рыжеволосая солистка. (Марго, срочно передайте в редакцию тексты песен!) «Димна сумiш»: первая внятная реакция публики на песню «Юний Орел» в стебной обработке группы. Опять Вексклярский ломал стереотипы: «Кому не подобається -- йдiть туди, де подобається!»
Наконец, дошла очередь и до «важняков»: группа «Скрябин» чуть ли не впервые за долгие годы отыграла полноценную концертную программу, публика очень бодро кричала: «Чорнобиль, форева -- такого щастя бiльше нам не треба!» Группа была одета в наряды шутов, но играть стала неузнаваемо жестко. Зато теперь никто не наградит их в номинации «краща поп-група». Пока питерский «Сплин» готовился к выступлению, публика под руководством Вексклярского пыталась хором выговорить «Ук-ра-ї-но». Получалось нестройно и тихо. Зато рев усилился в десять раз, когда появился «Сплин». Группа очень долго настраивалась и подключалась, не обращая внимания на крики. Стадион притих -- сразу стало ясно, что на сцене появились серьезные пацаны, щас играть будут. Возможно, эта задержка была тоже частью общего замысла, зато с первой песни стадион, не переставая, орал про «она жует» и «кто-то лечит». Солист Саша Васильев: «Надеюсь, десять лет без России не прошли для вас даром. А, судя по вашим довольным лицам, даже пошли на пользу!» Милиция наша фотографировалась на фоне «Сплина», новая русская плясовая «Мое сердце остановилось» имела полный успех.
При всей своей привычной харизме «Грин Грей» не разучились удивлять -- несколько совершенно новых композиций (Мурик обозначил стиль как «солнечный рок»): «Жернова» (премьера песни) и «Эмигрант». Что же до гитары Дизеля, то при всем уважении к остальным другого такого звука на фестивале не было -- это было сродни работе ювелира или краснодеревщика. Мощь «Гринов» сменилась блеянием Найка Борзова -- поскакали из динамиков разные «Лошадки» и пр. И, наконец, «ВВ» -- абсолютно новая программа, абсолютно оправданные ор и рев публики. После этого Мурик, Дизель, Скрипка плюс два десятка хористов спели чумовой новый панк-гимн украинской молодежи -- песню группы «БелкИ»: «Україно, ти належиш менi», исполнение которой совпало с первыми залпами фейерверка. Так закончилась «Чайка» номер два -- наиболее честный и талантливый украинский фестиваль на сегодняшний день.
Читайте нас у Facebook