Теперь в пунктах приема металлолома наличными платить не будут
Сбор металлолома, бывший ранее уделом пионеров, сегодня приобрел громадные масштабы. Многие тысячи людей превратили его в способ заработка. Причем, неся в приемные пункты все, что действительно можно считать ломом, новоявленные тимуровцы взялись за то, что, по их мнению, плохо лежит, забывая при этом не только о восьмой заповеди (»Не укради»), но и вообще обо всем святом. Мы неоднократно сообщали нашим читателям о диких случаях, когда в металлоломе оказывались надгробные памятники, мемориальные доски.
Постепенно все это начало принимать характер национальной катастрофы. Не только нравственной, но и экономической. Общеизвестны, например, случаи, когда при восстановлении электроснабжения в пострадавших от обледенения областях Украины медные провода разворовывались еще до того, как их успевали повесить на опоры.
С этим надо что-то делать -- решили парламентарии и осенью прошедшего года приняли изменения к ряду законодательных актов, которыми устанавливаются новые, более жесткие, правила работы с металлоломом. О том, какими способами предполагается бороться с нынешней металлоломной вакханалией, корреспонденту «ФАКТОВ» рассказал один из авторов закона, народный депутат Украины, председатель парламентского подкомитета металлургической и химической промышленности Сергей Матвиенков.
Ежегодно из Украины вывозят 4,7 миллиона тонн черных металлов
-- Скажите пожалуйста, почему, несмотря на то, что уже несколько лет искатели металлолома отравляют жизнь всей стране, Верховная Рада только сейчас взялась за наведение порядка в отрасли?
-- Металлолом -- одна из самых сложных и больных тем в украинской экономике. Однако депутаты долго не решались взяться за законодательное урегулирование этого вопроса, так как в данной сфере вращаются очень большие деньги.
Но ситуация развернулась таким образом, что бояться стало уже нечего -- надо было спасать страну. Поэтому около двух лет назад был принят первый закон о металлоломе и осуществлена первая попытка урегулировать вопросы, связанные с его сбором. Введено понятие специализированного предприятия по сбору металлолома, Кабинету министров дано право, в случае необходимости, ограничивать потоки металлолома, уходящего на экспорт.
-- По все видимости, этих мер оказалось недостаточно
-- По прошествии некоторого времени после принятия первого закона стало ясно, что ситуация на рынке не изменяется. Тому было две причины. Во-первых, не было экономических стимулов к наведению порядка, а во-вторых, закон не предусматривал ответственности за нарушение установленных правил.
Поэтому возникла необходимость подготовки нового законопроекта, который устранил бы эти недостатки. Было решено внести изменения не только в Закон «О металлоломе», но и в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.
Для того чтобы эффективно бороться с нарушениями, нужно было определить главные их причины. Конечно, основной «корень зла» заключался в том, что в данной отрасли «гуляло» много наличных денег. Это позволяло строить различные незаконные финансовые схемы, включая отмывание «грязных» доходов.
-- Почему простой сбор металлолома настолько привлекателен для бизнесменов?
-- В этом бизнесе вращаются большие деньги. Вот, например, лом черных металлов принимают по цене 130--150 грн. за тонну. Предположим, вместе с накладными расходами этот лом обходится фирме в 230 грн. за тонну. Продать его можно по цене до $70 (около 380 гривен). А теперь умножьте разницу на 4,7 млн. тонн, которые вывозятся из Украины ежегодно. Это колоссальные деньги!
-- Откуда же берется такое огромное количество лома?
-- Есть основные пять источников.
Первый -- это оборотный лом предприятий черной металлургии. Он используется в производственном цикле и полностью идет в дело.
Второй -- это лом, который образуется в результате технологической деятельности (отходы, стружка, брак). Но сегодня многие промышленные предприятия сократили объемы производства, и этот источник значительно уменьшился.
Третий -- лом, оставшийся на свалках. Правда, за последние годы свалки так интенсивно «разрабатывались», что там почти ничего уже не осталось.
Четвертый источник -- списанное технологическое оборудование, основные фонды предприятий. В основном за счет этого источника, списания и раскурочивания оборудования, как правило, пригодного к работе, и процветала торговля ломом. На заводе нельзя было остановить цех на капитальный ремонт. Тут же станки растаскивались по частям или целиком и оказывались в металлоломе. Порой сдача трех килограммов лома оборачивается многотысячными убытками из-за того, что необратимо портится ценное оборудование, которое уже не подлежит восстановлению.
Для этого была одна весьма существенная экономическая предпосылка. За лом можно было сразу, без проволочек получить живые деньги.
И есть еще источник, о котором говорить не принято, но он существует. Если мы сегодня проведем инвентаризацию лома по всей стране, то выяснится, что, по крайней мере, миллиона тонн не хватает. Эта недостача возникает из-за того, что уже собранный и хранящийся на специализированных предприятиях лом воруют и сдают повторно.
«Отныне из Украины можно вывозить только черный лом и только на продажу»
-- Какие же конкретно меры предложены для того, чтобы изменить ситуацию в отрасли?
-- В новом законопроекте мы предприняли попытку ограничить незаконные способы добычи металлолома. Ведь они не только наносят колоссальный вред основным фондам страны, но и играют на руку нашим конкурентам. Основной поток экспорта черного лома уходит большей частью в страны-конкуренты: Россию, Турцию, Юго-Восточную Азию. Там сейчас активно развивается металлургия. Получая наш лом по дешевой цене, они теснят нас на мировых рынках металла. Объемы мирового производства металла в прошлом году возросли на 20%. И во многом это произошло благодаря тому, что мы помогли конкурентам дешевым ломом. А ведь металлургия дает 26% ВВП и 45% валютных поступлений страны. Если мы потеряем этот столп экономики, нас ждут большие сложности.
Первое, что мы убрали в новом законе, -- это расчет за металлолом наличными средствами. Теперь получить деньги за сданный металл можно только на почте (почтовым переводом) или в кассе банка при предъявлении паспорта. Причем и сдавая лом, и получая деньги, человек должен будет предъявить паспорт с пропиской. Поэтому, если он по десяти раз в неделю станет приходить за деньгами, возникнет вопрос о том, где он берет столько металлолома. Тут появится широкое поле деятельности для контрольных органов.
Кроме того, мы поставили цель -- изменить систему работы приемных пунктов. Теперь к каждому из них предъявляются высокие требования. Пункт приема черного лома должен иметь площадь не менее 1000 кв. метров, а для приема цветного лома -- не менее 500 кв. метров. То есть теперь металл нельзя принимать в будочке или гараже.
Также более точно выписаны правила приема лома. Подтвержден запрет на прием промышленного лома у физических лиц. Его могут сдавать только юридические лица и только при наличии документов о происхождении металла.
Акт сдачи, который составляется в приемном пункте, будет сопровождать лом от момента сдачи до передачи основному пользователю. Так что при обнаружении злоупотреблений всегда можно будет проследить, кто и когда сдал ту или иную вещь.
Новый закон также полностью запрещает давальческие схемы вывоза лома из Украины. Особенно это актуально для цветного лома. Он довольно часто использовался в таких схемах. То есть под предлогом того, что мы не можем произвести ту или иную продукцию, лом вывозили за границу. Обратно же готовая продукция не ввозилась. Вместо этого через границу туда-обратно ездила одна машина с катанкой, создавая видимость поставки больших партий металла.
Вообще, вывоз цветного лома полностью запрещен. То есть отныне из Украины можно вывозить только черный лом и только на продажу.
«Человеку, укравшему надгробную плиту или мемориальную доску, грозит немалый тюремный срок»
-- Но ведь мало принять хороший закон -- нужно еще добиться того, чтобы он выполнялся. Кто будет контролировать соблюдение всех вышеперечисленных правил?
-- Чтобы эффективно контролировать соблюдение новых правил операций с металлоломом закон предоставляет очень большие полномочия местным администрациям. Для выдачи предприятию лицензии на деятельность, связанную со сбором металлолома, оно должно получить разрешение местных властей, которые обязаны проверить, полностью ли предприятие соответствует предъявляемым требованиям. И в дальнейшем, если в работе этой фирмы будут обнаружены нарушения, то местная власть имеет право отозвать свое разрешение, что может привести к тому, что предприятие потеряет лицензию.
Если же местные администрации по какой-либо причине не захотят навести порядок в данной сфере, то их могут заставить это сделать местные советы. Если же и этого не произойдет, то станет ясно, что местные органы власти просто не хотят решать проблемы, несмотря на то, что закон предоставил им все необходимые права и обязанности.
-- Вы говорили об изменениях в Уголовном кодексе. Какую ответственность они предусматривают за нарушение правил операций с металлоломом?
-- Теперь за это можно будет сесть в тюрьму на срок до трех лет или уплатить штраф в размере от 100 до 500 необлагаемых минимумов (сегодня это 1700--8500 гривен). А если преступление совершено по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за подобные преступления, или если оно нанесло крупный материальный ущерб, то срок полагается от трех до пяти лет, а штраф -- 500--1000 необлагаемых минимумов (8500--17000 грн. ).
То есть теперь человека, укравшего надгробную плиту, мемориальную доску или ценный станок, ждет не только моральная ответственность, но и вполне конкретный немалый срок в тюрьме.
-- Наказывать будут только воришек или нечистоплотных скупщиков тоже?
-- Карать будут не только за воровство металла, как раньше (а, между прочим, этот факт часто бывает довольно трудно доказать), но и за нарушение правил приема. То есть, например, если в приемном пункте обнаружат провода без надлежащих документов об их происхождении, то его работники будут преследоваться в соответствии с Уголовным кодексом, тогда как по старому закону надлежало искать человека, укравшего металл, а приемщик, купивший краденное, ответственности не нес.
Нельзя, конечно, исключить возможность того, что кто-то по-прежнему будет воровать кастрюли с дач. Но если у приемщика перед глазами будет стоять уголовная статья, предусматривающая срок до пяти лет, это заставит его задуматься: стоит ли связываться с такой кастрюлей.
Да и правоохранителей это мобилизует. Ведь во многих регионах бизнес по приему металлолома находился под покровительством правоохранительных структур. Теперь они уже должны знать, что речь идет не об экономических шалостях, а об уголовных преступлениях, влекущих за собой соответствующую ответственность.
Закон дает Кабинету министров четыре месяца со дня вступления в силу, чтобы обеспечить перерегистрацию всех предприятий по сбору металлолома и привести их работу в соответствие с новыми правилами.
P. S. Естественно, мы поинтересовались, как идет внедрение закона в жизнь и когда перестанут утаскивать каждый оставленный без вооруженной охраны кусок металла. В Государственном комитете промышленной политики Украины нам рассказали леденящую душу историю о сокращениях, которые постигли эту уважаемую организацию, но в конце концов дали телефон некоего чиновника. В разговоре с корреспондентом «ФАКТОВ» он затруднился сообщить, когда закон вступил в силу и когда заканчивается срок перерегистрации специализированных предприятий. Как идет процесс перерегистрации пунктов сбора металлолома ему тоже пока неизвестно. Что же касается положения в отрасли, то оно, по словам чиновника, со времени принятия закона не изменилось.
Читайте нас у Facebook